Во славу отца, сына и боевого духа
Рейтинг:
Голосуй за статью.
0
Автор: Виталий Цепляев. Аргументы и Факты Москва
В минувшие выходные в Северной Корее отпраздновали 70-летие со дня образования этой республики, которая по сей день считается одним из самых загадочных и закрытых государств на планете.
Отделить правду от вымысла, когда речь заходит о КНДР, не так просто. В интернете, например, можно найти фотографию Корейского полуострова, снятую ночью со спутника: Южная Корея с её развитым капитализмом сияет огнями, Северная же тонет во мгле. Вдоль дороги из Пхеньянского аэропорта в город действительно нет фонарей. В самой столице вечером тоже приглушенное освещение, красиво подсвечены лишь символические объекты: например, громадный Монумент идей чучхе и гостиница «Рюгён» (105 этажей, свыше 330 метров), которую строят уже 30 лет. В Пхеньяне полно и других модных высоток, а туристам рассказывают, что новенькие квартиры в них раздают трудящимся. Глядя на «кварталы небоскребов», начинаешь сомневаться: так ли уж бедна эта страна, как о ней говорят?
Рассказы о том, что северные корейцы пухнут с голода, тоже кажутся сильным преувеличением. Однажды кто-то из иностранцев увидел, как усталые работницы пропалывают пхеньянские скверы от сорняков, собирая их в пакеты, вот и разнес весть, будто «несчастные жители едят траву». На самом деле в магазинчиках, на рынках и в торговых киосках продают достаточно всякой еды и напитков. Корейцы, кстати, всем прочим предпочитают пиво и водку, которые тут даже продают в виде наборов: в пакет кладут 2 бутылки пива, бутылку водки плюс нехитрую закуску. По словам одного из наших дипломатов, который давно работает в Пхеньяне, если северокорейца или русского посадить за один стол, то ещё неизвестно кто кого перепьет. «Если южане предпочитают рисовую водку крепостью 20-25 градусов, то эти пьют, как и мы, сорокаградусную: другая их не берёт», — рассказывает сотрудник дипломатического ведомства. Только вообразите себе: на 1 доллар (70 рублей) здесь можно приобрести 9 бутылок водки или 13 бутылок пива. А если закусывать свежими огурцами, то на тот же доллар можно купить 17 кг! На побережье за бакс вам продадут целый килограмм устриц. Поесть в роскошном ресторане можно за 5-10 долларов. Впрочем, простые корейцы по ресторанам не ходят. Средняя зарплата, как нам рассказали, в Пхеньяне не превышает 50 долларов в месяц (3500 рублей), а в деревнях люди порой вообще живут на гроши.
Если бы можно было заправлять машины водкой, корейцы бы не задумываясь так делали: бензин стоит в 7 раз дороже (примерно 1,5 доллара за литр). Отчасти поэтому автомобили здесь — редкость: в основном ими пользуются госструктуры, дипломаты и военные. Купить авто простому труженику практически нереально. В иные часы машины на улицах Пхеньяна можно считать по пальцам. Зато красивые девушки-регулировщицы стоят на многих перекрестках днем и ночью. Они работают даже там, где есть светофоры. Колорита улицам Пхеньяна добавляют машины с репродукторами на крыше, из которых несутся патриотические мелодии. Как нам сказали, в последнее время автомобилизация тут в целом растет. И если в глубинке до сих пор можно увидеть даже знаменитые корейские грузовички, едущие на дровах (в кузове у них что-то вроде топки, куда «помощник» водителя подбрасывает дровишки), то по столице вовсю бегают и новенькие «лексусы».
Всё под контролем
Молодой лидер КНДР Ким Чен Ын слывет чуть ли не реформатором: говорят, в экономике при нем стало больше свободы. Ждут ли такие же перемены политический режим, понять сложно. По крайней мере, любой иностранец, заселяющийся в пхеньянскую гостиницу, тут же оказывается под «опекой». Меня и других российских журналистов, например, просили не покидать отель без сопровождающего. Когда мы с коллегой всё-таки решили прогуляться по вечернему городу, то сразу же заметили «хвост». Пара девушек, держась на некотором удалении и изображая праздных прохожих, следовали за нами по всему маршруту.
А на другой день в моем номере зазвонил телефон. В трубке раздался мужской голос: «Мы видели, как вы пошли в магазин при отеле, но не увидели, как вы вернулись».
Иностранцам по прибытии в КНДР не запрещают пользоваться смартфонами, как раньше. Правда, чтобы звонить, нужно купить дорогую местную сим-карту. Здесь нет банкоматов и нельзя расплатиться международными пластиковыми картами. Запрещен вай-фай, доступ к интернету строго контролируется. Фотосъемка ограничена: нельзя, например, фотографировать военных, иначе могут потребовать удалить кадры. Не приветствуется фотосъемка полок в магазинах. Иностранец в Пхеньяне вообще привлекает внимание. Даже если ты просто мирно гуляешь, тут же оказываешься в перекрестье любопытных, а то и настороженных взглядов. Чужака мгновенно отличают не только по чертам лица, но и по отсутствию на груди красного значка, который в обязательном порядке носят все взрослые северные корейцы: на нем изображен либо основатель государства Ким Ир Сен, либо он же на пару со своим сыном Ким Чен Иром. Кстати, за небрежное обращение с агитационными материалами, на которых изображены руководители страны, можно угодить в тюрьму. Недавно эта участь постигла американца, сорвавшего на память какой-то плакат.
Однако далеко не все «кровавые истории» про северокорейский режим правдивы. «Я читал самые странные истории: дескать, одного провинившегося чиновника расстреляли из миномета, другого собаками затравили, — рассказал „АиФ“ руководитель отдела Кореи и Монголии Института востоковедения РАН Александр Воронцов. — Дезинформация, демонизация запредельная. В Южной Корее найдется немало людей, готовых поверить в то, что на завтрак Ким Чен Ын ест младенцев. Особенно в распространении бредовых слухов поднаторели японские СМИ».
Народ и армия едины?
В этом я убедился лично, находясь на главной площади Пхеньяна, где проходил парад в честь семидесятилетия КНДР. Стоявший рядом сотрудник Associated Press поделился со мной «новостью» от японских коллег: прямую трансляцию парада отменили якобы из-за подготовки покушения на главу КНДР. Однако Ким Чен Ын вскоре предстал на трибуне живой и невредимый. Действо напоминало явление божества: за 15 минут до появления вождя гигантская площадь, где выстроились десятки тысяч военных и штатских, замерла, слышно было лишь жужжание парящего над толпой квадрокоптера. А с появлением первого лица толпа взорвалась таким громом приветствий, что едва не заглушила залпы салюта.
Парад потряс воображение гостей праздника. Но скорее даже не военной техникой, которая была ещё советского образца. Кстати, новую «ядерную» МБР «Хвасон-15», способную долететь до Америки, на этот раз решили не выкатывать: незачем злить Трампа, ведь в КНДР пока надеются на продолжение переговоров с США и снятие санкций. Поразила же зрителей фантастическая строевая выучка военных и суровость их лиц. Казалось, эта армия (одна из самых больших в мире: 1,2 млн человек) готова прямо с площади пойти воевать с кем угодно за свою страну и за своего лидера. Площадь дрожала от ритмичных ударов солдатских сапог и ботинок не меньше, чем когда по ней катились танки и тяжелые самоходные установки.
А вслед солдатам с криками «мансэ!» («ура!»), ища взглядами на трибуне верховного главнокомандующего, потекли нескончаемые колонны нарядных трудящихся с цветами, лентами и флагами в руках. Среди них были врачи в белых халатах, строители в касках и даже молодые кореянки в фартуках, похожие на счастливых домохозяек. Едва ли кто-то на гостевых трибунах (а там, например, находились не только российские сенаторы, но и гражданин РФ, актер Жерар Депардье) где-либо ещё видел подобное зрелище.
Что у нас общего
«Этот народ никакими санкциями не победить», — говорили мне все в Пхеньяне. Впрочем, точно такие же слова говорят и про наш народ. «По какой-то невероятной причине мы во многом похожи с ними, — сказал „АиФ“ посол России в КНДР Александр Мацегора. — Если любить, то любить до конца, если сражаться, то до победы — такой душевный порыв есть и у русских, и у корейцев». По словам посла, к России на севере Корейского полуострова относятся действительно очень хорошо: «История у нас богата событиями, которые укрепляли взаимную приязнь». Но развитие экономических связей пока сильно буксует. В 2017 г. товарооборот едва достиг 78 млн долларов, а в первом полугодии 2018 г. он вообще рухнул до 11 млн. При этом Россия оказывала северянам гуманитарную помощь, поставив в 2017 г. 3 тыс. тонн муки. «Торговля у нас и до санкций была мизерная, — говорит Александр Воронцов. — Нас там интересуют прежде всего три больших инфраструктурных проекта: соединение железной дороги Севера и Юга с нашим Транссибом, транзит газа и электроэнергии в Южную Корею через КНДР. Но пока этому сильно мешают санкции против КНДР».
Снимут ли эти санкции, корейцы не знают. Но они изо всех сил дают понять, что унижаться ни перед кем не будут. Мол, построили ракеты, испытали водородную бомбу — справимся и с остальными задачами. Ещё в 2012 г., после прихода к власти третьего Кима, вера в лучшее символически отразилась в главном памятнике страны: высоченных статуях Ким Ир Сена и Ким Чен Ира. Первую «переодели», сменив военный френч и шинель на штатский костюм с галстуком и пальто. А вместо суровости на лице «вечного президента» (это его официальный титул) появилась добродушная улыбка, как и на лице его бронзового сына. Когда вожди не супят брови, а улыбаются, всё же народу живется немного спокойнее.
Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.