Мало кто из нас представляет себе, насколько это огромная отрасль —коневодство. По самым грубым оценкам, в мире в ней крутится примерно 300 млрд долларов. Место нашей страны в мировой коневодческой индустрии пока очень скромное.
В феврале представители коневодческой отрасли встретились на форуме «Российское коневодство и экспорт: миф или реальность», которую совместно организовали ассоциация «Росплемконзавод», ВНИИ коневодства и Тимирязевская академия. Одной из предпосылок встречи стало решение российского правительства довести в 2024 году объем экспорта продукции агропромышленного комплекса до 45 млрд долларов в год. И конезаводчики решили не оставаться в стороне. Участники форума обсуждали состояние отрасли, множество важных деталей, связанных с транспортировкой и регистрацией животных, другие актуальные темы. Однако среди выступающих не было заявлено ни одного конезаводчика, который имел бы опыт экспорта лошадей; не было ни одной яркой истории успеха; не обсуждались рынки и профили потребителей, конкретные цифры.
Отрасль, по выражению многих участников, «лежит» или находится на грани выживания.
Тем не менее экспорт лошадей из России вовсе не миф: в 2017 году, по данным Статистического управления ООН, наша страна экспортировала 140 породистых лошадей и 552 непородистых. Годовой доход от экспорта породистых лошадей, согласно тому же источнику, составил 295 тыс. долларов. Это примерно сопоставимо со стоимостью одного чистокровного жеребенка со звездной родословной из Великобритании, которая, кстати, из года в год находится в топе ведущих экспортеров. В том же году Великобритания на экспорте породистых лошадей заработала 406,5 млн долларов.
Исторически Россия — конная держава, а лошади — неотъемлемая часть культурной традиции. Наша страна в начале ХХ века обладала самым большим поголовьем этих животных, поэтому нынешние мизерные цифры особенно обидны. До перестройки СССР был заметным игроком на международном уровне. Аукционы, которые проводились на многих конезаводах, привлекали покупателей со всего мира. Увы, тех аукционов уже нет, многие позиции оказались утрачены, потеряны традиционные покупатели и рынки, и восстановить их будет очень нелегко. В списке проблем и качество лошадей, и уровень их подготовки, и умение продавать — современный маркетинг, встроенность в мировую систему, репутация. К потерям девяностых можно отнести и порушенные связи между спортсменами, широким слоем физически активного населения и конезаводчиками, и то, что развитие коневодства в России приняло стихийный характер.
Лошадь плюс человек
Специфика отрасли состоит в том, что в основе ее развития тандем: лошадь плюс всадник или наездник (конный спорт — единственный олимпийский вид, в котором участвует животное и человек, по регламенту на награждение они выходят вместе). Именно это делает отрасль уникальной, выводя ее за рамки простого сельскохозяйственного производства. Самые заметные направления развития отрасли — скачки или бега, спорт и верховая езда как часть образа жизни, что иногда для краткости формулируется как «досуг».
Уникальность конного спорта в том, что в нем нет ограничений по полу или возрасту, — женщины и мужчины соревнуются на равных даже в олимпийских дисциплинах. По сравнению с другими видами спорта здесь шире представлена возрастная группа «старше 45», а также люди с ограниченными физическими возможностями. Это практически неограниченный рынок.
Европе и Америке удалось сохранить отрасль даже после того, как отпала надобность в лошадях в военном деле, сельском хозяйстве и в качестве основного транспортного средства. Традиции изменились, но продолжают жить. Зарубежный опыт показывает, что ни научно-технический прогресс, ни изменение условий жизни населения не являются критическими факторами для разрушения конной отрасли. А именно это произошло в нашей стране. В числе причин называют неразвитый внутренний рынок, слабую инфраструктуру, высокую себестоимость содержания лошадей, низкий уровень доверия, нехватку или недостаточную квалификацию кадров, массовый завоз иностранных лошадей среднего качества и «ниже среднего».
Хобби с надеждой на лучшее
По оценкам специалистов, лошадей для спорта или любительских занятий — верховых и легкоупряжных — в России насчитывается порядка ста тысяч голов. Получить более точные данные о спортивном коневодстве практически невозможно, так как здесь нет обязательного лицензирования племенной деятельности и строгого учета.
Племенное разведение — воспроизводство поголовья — это основа развития отрасли. Невозможно даже точно определить, что у нас сейчас называть племенным хозяйством. Согласно критериям ВНИИ коневодства, их в стране примерно 6200, а по данным Госреестра — 2200. Нельзя точно сказать, сколько у нас пород лошадей. В Госреестре зафиксировано 50 пород и породных типов, однако известно, что три из них практически исчезли.
По словам генерального директора Московского конного завода № 1 Юрия Прохорова, в России сегодня нет прибыльных конных заводов. Это утверждение разделяют и другие участники рынка, с которыми удалось побеседовать «Эксперту». Заводы в основном балансируют на грани выживания или живы благодаря спонсорам, для которых разведение лошадей — дорогое и престижное хобби. Вот для примера некоторые расчеты. Расходы коневодческого хозяйства, которое находится вне Московской области, примерно на 70 голов, включая жеребцов, маток и жеребят, составляют семь-восемь миллионов рублей в год. Это расходы на персонал, корма, ветеринарную помощь, текущий ремонт и прочее. Примерно половина поголовья — жеребята. Их количество колеблется год от года. Доходная часть формируется в основном от продажи жеребят. Один жеребенок стоит примерно 100–150 тыс. рублей. Жеребята живут на ферме до трех лет. Допустим, в прошлом году было продано 12 жеребят, в среднем по 135 тыс. рублей. Получится 1,62 млн рублей, что в несколько раз меньше расходной части. Поэтому, как правило, коневодческий бизнес не основной бизнес для конезаводчиков, все они имеют другой источник дохода, а племенным разведением чаще всего занимаются потому, что хорошо знают этот бизнес, а иногда — потому, что не могут бросить, но в любом случае верят в будущее этой отрасли.
При разведении племенных лошадей важный этап — проверка молодняка на наличие нужных качеств, которые обязательно должны подтверждаться и совершенствоваться из поколения в поколение. Резвость, прыгучесть, выносливость — для каждой породы есть свои критерии. И всем хочется красоты — существуют определенные требования к экстерьеру. Молодые лошади обоих полов испытываются на ипподромах — кстати, это одна из функций и Центрального московского ипподрома.
По словам директора ВНИИ коневодства Александра Зайцева, из всех существующих в России пород нормативная база для испытаний есть только у шести пород. Такое положение неудовлетворительно: отсутствие испытаний неизбежно превратит лошадь в декоративное домашнее животное-компаньона в полтонны весом. Очень важно расширить круг испытуемых пород.
Количество испытаний также значительно сократилось. Если, по словам Галины Калининой, главного регистратора орловской рысистой породы и заведующего отдела селекции ВНИИ коневодства, в девяностые годы испытывалось примерно 60–65% лошадей, то сегодня лишь около 20%. Причины — сложная логистика и ее дороговизна: небольшому хозяйству часто не под силу перевозить животных и содержать их вне родных стен. Так, в 2018 году Первому московскому конезаводу в течение года за пребывание 10–12 лошадей, которые находились для испытаний на Центральном московском ипподроме, пришлось выложить 3,5 млн рублей.
Некоторые частные заводчики предпочитают испытывать своих лошадей на заграничных ипподромах, где есть подготовленная инфраструктура и возможность получить «правильные» документы, которые сразу позволяют встроить лошадь в международную систему. Студбук, или племенная книга той или иной породы, — это документ, в который вносятся сведения о племенных животных, в нем фиксируется их качество и происхождение. Студбуки — основа для селекционной работы: жеребцы лицензируются для использования в племенном разведении, только если они соответствуют принятому стандарту породы. Использовать такого производителя для племенного разведения можно только по договоренности с держателем студбука, так как породы лошадей — объекты авторского права.
Полный развал
В России есть свои прекрасные породы, однако многие в ХХ веке оказались на грани выживания. Сначала резко сократилась роль лошадей; потом, в середине 1950-х, было принято решение радикально сократить поголовье. Затем наступила перестройка, когда лошадей попросту было нечем кормить, а хозяйства массово банкротились. Сегодня благодаря усилиям энтузиастов некоторые породы возрождаются или выходят из зоны риска — орловская рысистая, русская верховая; чудом удалось сохранить ахалтекинцев. Однако говорить о большом потенциале наших лошадей на рынке пока рано.
Государство предпринимает шаги для поддержания и выправления ситуации. Так, с 2016 года операции по реализации племенных лошадей освобождены от НДС. В 2018 году из бюджета было потрачено 125 млн рублей на поддержку 139 племенных организаций. Однако эти меры направлены скорее на стабилизацию, а не на развитие. Для развития необходимо постоянно стимулировать интерес к верховой езде как образу жизни среди самых широких слоев населения, формировать привычку к посещению конных мероприятий, рекламировать достижения, увлекать, вовлекать.
Сегодня рынок спортивных лошадей почти монополизирован немецкими породами. Взрывное развитие немецкого коневодства определено национальной страстью к верховой езде. В Немецкой федерации конного спорта зарегистрировано около 1,7 млн человек и примерно 1,2 млн лошадей. У нас же, согласно данным, опубликованным на сайте Федерации конного спорта России (ФКСР), в стране 17 800 всадников и почти 21 500 лошадей, причем, по оценкам экспертов, от 95 до 99% зарегистрированных в ФКСР лошадей приобретены за границей.
Впрочем, такое сравнение не очень корректно — у нас нет практики сквозной регистрации членов региональных отделений федерации: локальные базы и база ФКСР не консолидируются. Не все спортсмены, которые зарегистрированы в региональных отделениях, отражены в национальной базе. Однако эти цифры предельно ясно иллюстрируют популярность конного спорта в двух странах.
Говоря о превосходстве немецкого спортивного конезаводства, хочется упомянуть замечательный пример успешного разведения немецких пород в России. В хозяйстве Westfalen-Swit,которое принадлежитМарине Федоровской и ее супругу, в разведениииспользуются только лицензированные в Европе жеребцы. Имеющие полноценное российское происхождение жеребята получают немецкие документы и дальше проходят подготовку по самым качественным мировым стандартам (немного напоминает BMW российской сборки). Стоят такие жеребята недешево. Их цена сопоставима с европейскими ценами на жеребят такого же уровня — 8000–12 000 евро. Однако они находят своих покупателей благодаря породным качествам и удобству — не нужно выезжать за границу, чтобы приобрести животное. Такие хозяйства можно по пальцам перечесть. Но и они в полной мере испытывают те же трудности, что и остальные: ветеринарные барьеры, сложности с перевозкой, высокие цены на электричество и бензин и прочее.
Причины, по которым наши спортсмены предпочитают покупать лошадей за границей, лежат на поверхности. Во-первых, там лучше материально-техническая база и ветеринарное обслуживание, гораздо ниже вероятность, что у купленного жеребенка или молодой лошади со временем обнаружатся проблемы со здоровьем. Вторая причина — подготовка лошадей. Прежде чем приступать к серьезным тренировкам, лошадь должна овладеть набором навыков, которые нарабатываются путем ежедневных тренировок с квалифицированным специалистом. Кроме того, она должна хорошо понимать всадника. Подготовка начинается, когда лошади исполняется два–три года и продолжается от трех до четырех лет. Подготовка классной лошади недешева — за весь период в нее придется вложить 100–150 тыс. евро. На Западе развит институт берейторов — профессиональных всадников, осуществляющих заездку молодняка и спортивную подготовку лошадей. В России, как указали несколько экспертов, не так много подготовленных специалистов надлежащей квалификации, способных полноценно подготовить лошадь к спортивной карьере как физически, так и психологически. По крайней мере, в Общероссийском классификаторе профессий позиции берейтора нет. У нас считается, что спортсмены высокого уровня не очень нуждаются в берейторах, так как они самостоятельно готовят лошадей. Однако, по мнению Александра Трусова, стажера Le Cadre Noir, одной из самых знаменитых в мире школ верховой езды, абсолютного чемпиона России по выездке на молодых лошадях, руководителя конной школы cole de quitation, состоявшийся спортсмен на взрослой лошади ни в коем случае не является квалифицированным берейтором для молодого коня: «Квалифицированная подготовка молодых лошадей — это отдельная работа, отличная от соревнований. Но именно таких специалистов — берейторов — на российском рынке сейчас практически нет. Если мы хотим массово развивать конный спорт и верховую езду, то нужны не только берейторы. Требуются и тренеры, и кузнецы-ковали, и коноводы, которых тоже не хватает. Ну и, конечно, все предпочитают приобретать лошадь у проверенных производителей с публичными историями успеха, ведь жеребенка или молодую лошадь приобретают “на будущее” — только к шести-семи годам становится окончательно понятно, есть ли у нее перспективы в большом спорте или нет».
«Ведущие спортсмены также предпочитают и тренироваться за границей, указывая в качестве преимуществ наличие звездных тренеров, заинтересованное отношение, понятные правила, более низкие цены на базовые нужды, комфортные условия. Например, перевозка животных не связана с огромным количеством бюрократических сложностей, а у нас они часто возникают на пустом месте», — заключает Александр Трусов.
Подлинность и азарт
В плане массовости увлечения конным спортом нам тоже сложно конкурировать с Европой, где это весьма популярное времяпрепровождение. Например, во Франции конный спорт уступает только футболу и теннису. Верховая езда доступна массовому потребителю, сохранив флер «аристократичности». В Москве, если вы решили прокатиться на лошади, придется заплатить 1500 рублей. Стоимость одного занятия с тренером — 3000 рублей. Если ваш ребенок решил заняться конным спортом, то это три занятия в неделю. Если он начал демонстрировать успехи и дошел до первого разряда, у него должен быть свой конь. Кандидат в мастера спорта — это уже четыре лошади, чтобы справляться с графиком и нагрузкой. Собственный конь и тренировки обходятся примерно в 80 тыс. рублей в месяц. Плюс разные текущие расходы, связанные, например, с участием в соревнованиях.
Тем не менее наблюдается движение в сторону развития. В прошлом году на чемпионате Европы юные российские всадники впервые показали достойные результаты, максимально подобравшись к пьедесталу. Так что перспективы есть.
Успехи наших конников — один из проверенных способов встроить отечественных лошадей в международный контекст и запустить развитие отрасли, при условии, что всадники будут выступать на отечественных лошадях. Второй путь — предлагать наших лошадей для выступлений раскрученным иностранным спортсменам.
В феврале важным для отрасли мероприятием стал впервые прошедший в Москве при поддержке Международной федерации конного спорта (FEI) ежегодный международный семинар для судей по выездке самой высокой мировой квалификации из 17 стран. Судьи по выездке — это каста, «голубая кровь» конного спорта. Семинар решал несколько задач: установить личные контакты, повысить качество отечественного судейства, продемонстрировать лучших отечественных всадников. Кроме семинара в этом году нас ожидает еще одно мероприятие, которое соберет мировую элиту конного спорта и также пройдет в нашей стране впервые: Генеральная ассамблея FEI. Россия через ФКСР укрепляет международные позиции в этой сфере, что исключительно важно для наших спортсменов, а в длительной перспективе и для экспортеров.
На Западе, а теперь и в Азии одно из самых доходных предприятий конной отрасли — бега или скачки. Источники дохода — призовые, которые часто обеспечивают спонсоры, доходы от тотализатора и собственно организация мероприятия (билеты, кейтеринг, парковки и прочее). Самые известные из таких мероприятий привлекают огромное количество зрителей. Например, скачки Epson Derby в Великобритании в главный день посещает более ста тысяч человек. Все организовано как праздник, как привлекательное для зрителей шоу. Атмосфера — едва ли не самое главное, что стимулирует интерес к скачкам у широкой публики.
Призовые фонды наиболее престижных скачек — миллионы долларов. В 2018 году Dubai World Cup — 10 млн долларов; Pegasus World Cup Invitational во Флориде — 16 млн; уже упоминавшиеся Epsom Derby в этом году объявили призовой фонд 1,5 млн фунтов стерлингов (почти два миллиона долларов). Победитель, как правило, получает 60% этой суммы. Скачки транслируются по национальным телеканалам, а жокеи не менее популярны, чем звезды футбола.
В России самый большой призовой фонд у скачек на приз президента РФ. В 2018 году в них участвовали жеребцы и кобылы четырех лет и старше чистокровной верховой породы, принадлежащие владельцам лошадей из Российской Федерации и стран СНГ, а также Республики Абхазия и Республики Южная Осетия. Призовой фонд составил десять миллионов рублей. Соревновались 12 лошадей. За право участвовать в забеге каждый коневладелец заплатил 500 тысяч. Приятно, что владельцам лошадей, рожденных в России и занявших призовые места, ипподром дополнительно начислил 10% выигранной суммы. Однако едва ли кто-то из широкой публики, даже из тех, кто интересуется конным спортом, сможет сегодня вспомнить имя победителя или узнать его лицо на фотографии.
Одной из причин недостаточного развития отрасли называют неразвитость тотализатора — самого распространенного способа внебюджетного финансирования отрасли. Тотализатор — это способ заключения пари и приема ставок, когда все деньги собираются в общий пул, а затем делятся между участниками. Изобретенный в 1876 году, он оказался фантастически прибыльным предприятием. Сегодня оборот тотализатора в Финляндии составляет 230 млн евро, в Японии — 27 млрд долларов, в Великобритании — 4,3 млрд фунтов. Причем в Великобритании 15% доходов тотализатора идет на поддержание отрасли. В РФ у организаторов тотализатора остается от 20 до 30%, которые, за вычетом орграсходов, также направляются на поддержание отрасли. В денежном выражении суммы несопоставимы: Например, 20 января 2019 года на Центральном московском ипподроме разыгрывался «котел» в 131 264 рубля («котел» —сумма ставок, которая осталась с предыдущего бегового дня, если никто из участников пари не угадал победителей).
Успех и прибыльность скачек складывается из нескольких факторов: уже упоминавшаяся атмосфера и доходы от рекламы; строгое соблюдение спортивных правил и этических норм; максимальная информированность участников и положительное восприятие мероприятия в общественном сознании. Пока что это увлечение «для своих». На московском ипподроме в обычные дни из года в год собирается одна и та же немногочисленная публика. Приятным исключением можно назвать только скачки Гран-при радио «Монте-Карло». Несмотря на скромный призовой фонд (в 2018 году он составил 470 тыс. рублей), устроители сумели превратить эти скачки в яркое светское мероприятие с широким освещением, о котором многие говорят.
Много претензий высказывают участники относительно соблюдения правил фейр-плей. То тут, то там проскальзывают обвинения в договорных заездах, непрозрачности процедуры теста на допинг и допуска лошадей к соревнованиям. В каждом случае нужно разбираться отдельно. Очевидно одно: нужны правила участия в тотализаторе; система антидопинга; запрет на распространение инсайдерской информации; борьба с договорными заездами и неспортивным поведением; понятный, прозрачный и строго регламентированный допуск лошадей и жокеев к соревнованиям. И эти правила должны быть едиными для всех и строго соблюдаться. Иначе теряется самое главное — подлинность и азарт.
Отношение в отрасли к участию государства в ее развитии колеблется от «дайте денег, я сам знаю, что мне делать» до «пусть государство забудет про меня, пусть только не мешает». Оба подхода имеют право на существование, но область, где присутствие государства критично, — популяризация конного спорта и верховой езды как способа жизни. Сегодня медиаподдержка отрасли минимальна. На федеральных каналах, в прессе практически не встретишь упоминания о конных соревнованиях, о достижениях наших спортсменов. Телеканал «Конный мир», который регулярно транслирует конные состязания, в медиапространстве вне сообщества конников практически незаметен, так как распространяется в пакетах кабельных и интернет-операторов. Похоже, в России мир конного спорта сосредоточился сам на себе и закапсулировался внутри небольшого слоя богатых и увлеченных.
Недостаточное развитие отрасли лишает нас многих потенциальных доходов, в том числе иностранных денег. Конные мероприятия, конные шоу везде в мире привлекают огромное количество зрителей и благотворно влияют на региональное развитие. Например, Всемирный конный фестиваль в небольшом немецком городке Ахен на границе с Бельгией и Нидерландами ежегодно принимает около 300 тыс. гостей при населении 245 тыс. человек.