Работать на себя, а не на «чужого дядю», отдыхать тогда, когда решишь ты, а не начальник отдела кадров, тратить на дорогу до работы не больше времени, чем занимает поход из спальни до письменного стола, — это ли не мечта для настоящего специалиста? Статистика подтверждает: рынок фриланса растет быстрыми темпами, и уже в 2020 году в России было 14 млн «вольных» работников — почти в три раза больше, чем годом ранее. Но на вольные хлеба уходят и не по своей воле: руководители четверти российских компаний не скрывают планов заместить фрилансерами почти треть штатных сотрудников. Разбираемся, что такое прекарная занятость, зачем компании нанимают фрилансеров и в чем сложности такого сотрудничества
ПЕРЕПИСЬ ФРИЛАНСЕРОВ
К фрилансерам относят и официально оформленных самозанятых, и тех, кто совмещает разовые подработки с основной работой, но не заявляет об этом в налоговую. Поэтому посчитать, сколько точно «вольных художников» в России, трудно, но тенденции говорят о том, что их число в 2020 году значительно выросло. По данным Росстата, в марте 2021 года в стране были заняты 71 млн человек. Согласно же исследованию PwC, в прошлом году в России было 14 млн фрилансеров, или почти 20% от всего занятого населения. В 2019-м их насчитывалось всего 5 млн.
Российский рынок фриланса, утверждают эксперты PwC, составил $41 млрд, в 2025-м, по прогнозам, он вырастет до $102 млрд. По этому показателю Россия входит в первую десятку стран, а по темпам роста занимает второе место в мире, уступая только Соединенным Штатам. Глобальный рынок
фриланса оценивается в $6,54 трлн и к 2025 году, как ожидается, вырастет вдвое — до $13,84 трлн.
По данным фриланс-биржи KWork, в 2020 году число заказчиков на платформе выросло на 93%, а исполнителей — на 128%.
На рост числа фрилансеров повлияли пандемия и карантинные меры: на конец августа 2020 года в России было 3,6 млн официально зарегистрированных безработных, а до начала пандемии — 727 тыс. По сведениям HeadHunter, в мае 2020-го количество новых вакансий на сайте снизилось на 26%. Поэтому прошлой весной начался рост интереса к фрилансу и подработке. Как уточняет портал FL.ru, резкое увеличение регистраций началось в апреле 2020 года и достигло пика в июне: тогда на этой фриланс-бирже зарегистрировались почти 183 тыс. пользователей.
ПОРТРЕТ РОССИЙСКОГО ФРИЛАНСЕРА
Самые распространенные возрастные категории среди фрилансеров — 18–34 года (68%) и 35– 44 года (18%), выяснили аналитики PwC. По данным Национальной гильдии фрилансеров, 60% таких работников — мужчины. У 43% фрилансеров есть высшее образование. 26% оформили статус самозанятого или ИП, 29% планируют.
По сведениям ИТ-холдинга TalentTech, НИУ ВШЭ и биржи фриланса FL.ru, больше всего фрилансеров привлекают для работы в сферах, указанных на графике:
При этом доходы от фриланса распределены так: 64% получают менее 30 тыс. руб. в месяц, 17% — до 60 тыс. руб., 13% — до 100 тыс. руб. и только 6% зарабатывают ежемесячно более 100 тыс. руб.
ЛОВУШКИ ГИБКОЙ ЗАНЯТОСТИ
Далеко не все специалисты, работающие на себя, могут похвастаться стабильным положением. Такие сервисы, как Uber, и доставка еды, которые должны обеспечить гибкую занятость, на деле загоняют сотрудников в ловушку, когда им нужно уделять работе все больше времени, чтобы оставаться финансово стабильными, утверждается в отчете сервиса Doteveryone.
Авторы отчета выявили несколько категорий проблем, с которыми сталкиваются сотрудники, работающие в Uber и подобных организациях:
отсутствие финансовой безопасности;
потеря достоинства — сервисы рассматривают работников как роботов или строчку в наборе данных, им не позволяют озвучивать свои потребности;
неспособность продвинуться по карьерной лестнице или подготовиться к тому, чтобы перейти на другую работу.
Кроме того, работа на любой из подобных платформ сопряжена со скрытыми расходами, говорится в отчете. Например, водителям такси нужно платить за топливо, страховку и ремонт машины, поэтому реальный доход гораздо ниже, чем заявляют компании.
Это не отменяет таких особенностей сервисов, как низкий порог входа и свободный график, однако такие преимущества важны в молодом возрасте. Отчет финансовой компании Prudential показал, что гибкая работа наиболее популярна среди миллениалов, которые могут приспособить график к своему образу жизни. Однако нештатные сотрудники из числа беби-бумеров и поколения X, как правило, вынуждены наниматься, потому что потеряли работу на полную ставку. Отсутствие стабильности и неопределенный доход здесь серьезная проблема, поскольку у них с большой вероятностью есть ипотека и семья, которую нужно поддерживать.
Для решения проблем работников Doteveryone предлагает три ключевые стратегии:
минимальная зарплата, которая потребует от платформ учета дополнительных скрытых затрат, взимаемых с работников;
внесение изменений в сферу переподготовки кадров, чтобы облегчить «гибким» работникам возможность перейти на более квалифицированную занятость;
добавление новых структур управления, чтобы дать работникам более весомый голос при разработке платформ.
С точки зрения социологов, фрилансеров можно отнести к классу прекариата. Прекариат — это работники, не имеющие полной гарантированной занятости. У них может не быть оплачиваемого отпуска и больничного, а их рабочий день не нормирован. Ситуацию с прекариатом в России комментирует социолог, заместитель директора Центра молодежных исследований НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге Яна Крупец:
«На мой взгляд, сегодня состав прекариата в России отражает глобальные тенденции, которые происходят на рынках труда. С одной стороны, в него входят работники, которые традиционно находятся в уязвимом положении, связанном с неформальной занятостью и отсутствием гарантий, например мигранты. Но с другой стороны, это креативные работники с высоким уровнем компетенций и уровнем образования. Они могут находиться на престижных должностях, но при этом все равно будут в прекарной позиции, потому что работают на краткосрочных проектах. Между этими группами состав может быть самый разный.
Фрилансеров тоже относят к прекариату, причем независимо от их заработков, потому что если человек, например, вдруг заболеет, то окажется в гораздо более уязвимом положении, чем тот, у кого есть хоть какие-то социальные гарантии от работодателя».
ЛЕГКО ЛИ БЫТЬ ФРИЛАНСЕРОМ
Опрос hh.ru среди фрилансеров показал, что в первую очередь респонденты ценят возможность самостоятельно распределять свое рабочее время (79%), экономию времени и денег на дорогу (75%), работу без привязки к конкретному городу или стране (64%), возможность совмещать несколько работ одновременно (47%).
При этом, конечно, работа на фрилансе небезоблачна. Исследования показывают, что при переходе на удаленный формат эффективность сотрудников возрастает. Но делается это часто за счет увеличения времени, потраченного на работу. Так, исследователи из НИУ ВШЭ пришли к выводу, что на фоне среднероссийских показателей фрилансеры намного чаще трудятся в нестандартное время — ночью, в выходные и праздничные дни. Выбирая независимость и автономию, фрилансеры часто попадают в ловушку гибкой занятости — они склонны к интенсификации своего труда, что ухудшает, а не улучшает их субъективное благополучие. Оказалось, что 16% фрилансеров отдыхают меньше пяти дней в течение года и только 11% могут позволить себе отпуск продолжительностью свыше 30 дней.
К этому прибавляется и требование постоянно совершенствовать свои навыки, которое предъявляют работодатели, считает Яна Крупец: «На рынке труда, где распространена гибкая занятость, актуализируется вопрос баланса работы и отдыха. При этом требования к работникам растут независимо от сферы их деятельности. Поэтому свободное
время, которого и так немного, тратится на получение новых навыков. Например, сейчас выпускникам вузов недостаточно просто знаний, которые они получили. Работодатели ждут от молодых специалистов целого портфеля дополнительных навыков, которые часто даже не имеют отношения к специализации».
Действительно, требования работодателей к специалистам в период пандемии только выросли. Однако примечателен тот факт, что повышением своей квалификации занимались в это время 51% фрилансеров и только 28% тех, кто трудится в штате.
Работа фрилансера сопряжена со стрессом. По данным опроса, проведенного британской ассоциацией IPSE, наиболее сильное негативное влияние на ментальное здоровье оказывают необходимость постоянного поиска новых заказов (53%) и нерегулярный заработок (50%). Что касается одного из главных преимуществ — работы из любого места, то на самом деле до 84% фрилансеров работают из дома, что грозит еще и социальной изоляцией.
Еще одна проблема — демпинг. Из-за множества фрилансеров (читай, конкурентов) специалисты готовы снижать цену, только чтобы получить заказ. Так, на специализированных биржах можно найти не самые простые задачи, за которые заплатят лишь 300 руб., например создание инфографики, написание текстов или отзывов, настройка рекламы.
ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ДЛЯ КОМПАНИЙ
Работа с фрилансерами становится распространенной практикой в бизнесе. По результатам опроса PwC, в России 25% компаний планируют заместить фрилансерами до 30% работников. Госкомпании тоже становятся фриланс-френдли. Так, в 2019 году «Газпром нефть» запустила платформу «Профессионалы 4.0», на которой госкорпорации размещают задачи для внештатных специалистов.
По данным ИТ-холдинга TalentTech, НИУ ВШЭ и биржи фриланса FL.ru, клиенты фрилансеров — это, как правило, частные лица и индивидуальные предприниматели (45%). На втором месте — небольшие компании, где работают до 50 человек (39%), а доля средних и крупных организаций составила 16%. Лишь 26% заказчиков привлекают фрилансеров на постоянной основе и 74% — эпизодически.
Компании, сотрудничающие с фрилансерами, работают в разных сферах. Чаще всего они занимаются разработкой программного обеспечения, разработкой, поддержкой и продвижением веб-сайтов, дизайном, маркетингом, PR, рекламой, торговлей и промышленным производством (по 10–13%).
О том, с какими еще рисками сталкиваются компании, работая с фрилансерами, рассказывает контент-маркетолог и главный редактор проекта о фрилансе Digital Broccoli Миля Котлярова:
«Во-первых, компании часто переживают, что фрилансер пропадет с предоплатой. Второй риск — что он не выполнит работу в срок. Хотя на практике часто заказчики перекладывают ответственность на фрилансеров, при этом сами затягивают с обратной связью или предоставлением материалов, не выстраивают систему отчетов и контроля. Третий риск — что фрилансер покажет в портфолио чужие работы, а значит, на деле его уровень профессионализма может оказаться гораздо ниже ожидаемого. Еще одна проблема, которая появилась недавно, — обман с наличием статуса самозанятого. Физлицо без самозанятости не платит налоги и взносы самостоятельно, а значит, заказчик должен платить их за него, и если фрилансер обманул или снялся с самозанятости за день до оплаты, у заказчика появится долг по налогам и взносам, о котором он узнает не сразу».
Это согласуется с ответами заказчиков: самым большим недостатком работы с фрилансерами считаются нестабильность и непредсказуемость качества их работы (51% опрошенных). 39% респондентов указали необходимость регулярного поиска, 36% выделили проблемы в коммуникации, неверное понимание поставленных задач и требований, 35 и 34% — безответственность и необязательность фрилансеров, а также высокие риски обмана. Однако далеко не все страхуют себя от возможных рисков: выяснилось, что 37% заказчиков не составляют договор, а фиксируют договоренности в переписке, 21% работают только по устным договоренностям.
ПРОГНОЗЫ НА БУДУЩЕЕ
По данным PwC, один из главных факторов спроса на услуги фрилансеров — прогнозируемое снижение числа трудоспособного населения (на 6,5% за пять лет) из-за превышения уровня смертности над рождаемостью. Еще один фактор — растущий дефицит квалифицированных кадров. Почти половина опрошенных PwC специалистов считают, что российский рынок фриланса в среднесрочной перспективе продолжит расти высокими темпами.
У 41% российских фрилансеров отношение к экономической ситуации в стране пессимистичное, а у американских — в основном оптимистичное.
В результате опроса 6 тыс. заокеанских фрилансеров выяснилось, что они позитивно смотрят в будущее: 86% респондентов говорят, что впереди лучшие дни для них, 71% — что восприятие фриланса как карьеры становится более позитивным. 58% из тех, кто никогда не работал на фрилансе, но стал удаленно трудиться на карантине, рассматривают такую возможность в будущем. Причины для этого такие: удаленная работа сделала их более продуктивными (73%), они хотят продолжить удаленную работу вместо того, чтобы возвращаться к традиционному рабочему месту (74%), и могут получать дополнительный доход (85%).