Главное в лечении любого заболевания — правильно поставленный диагноз. В современной диагностике первую скрипку играют атомные технологии. Корреспондент «ВМ» узнала, как с их помощью вовремя обнаружить болезнь.
Онкологические заболевания — одна из главных проблем сегодняшнего дня. С ними борются сотни исследовательских центров по всему миру. Важную роль в поисках эффективного средства против раковых опухолей играет ядерная медицина.
Именно лучевая диагностика и радиофармпрепараты сегодня являются наиболее действенными методами их лечения.
Сегодня более 10 000 больниц и исследовательских центров по всему миру используют для диагностики онкологических, а также кардиологических и иных заболеваний радиоизотопные методы.
— Изотопы — разновидности одного и того же элемента периодической таблицы, близкие по химическим характеристикам, но обладающие разной атомной массой, — рассказывает коммерческий директор ОАО «В/О «Изотоп» Алексей Вакуленко. — Уникальные свойства изотопов делают их незаменимыми в различных отраслях медицины, промышленности и науки.
Принято выделять стабильные и радиоактивные изотопы. Ядра атомов последних подвержены делению в процессе радиоактивного распада.
Изотопы принято называть «рабочими лошадками» ядерной медицины. Самый востребованный из них — молибден-99 — необходим при диагностике онкологических заболеваний. Более 80 процентов диагностических процедур в мире проводятся с помощью дочернего продукта молибдена-99 — технеция-99m.
Раствор на основе технеция99m в сочетании с различными «маркерами» вводится пациенту и благодаря способности к накоплению отражает динамику протекающих в том или ином органе физиологических или биохимических процессов. Процедура проводится с использованием специального сканера для однофотонной эмиссионной компьютерной томографии и занимает не более получаса. Период полураспада технеция-99m составляет всего лишь 6 часов. За сутки он полностью выводится из организма человека.
Атомный сканер
Еще один вариант точной диагностики — позитронно-эмиссионная томография, совмещенная с компьютерной. Сегодня она дает возможность исследователям и врачам решать целый ряд важнейших задач. ПЭТ-сканеры (позитронно-эмиссионная томография. —«ВМ») позволяют распознать не только анатомические изменения в организме под воздействием опухоли, но и ранние метаболические изменения на молекулярном уровне. Большинство ПЭТ-сканеров, существующих в российских центрах ядерной медицины, созданы за рубежом, но предприятия Росатома в скором времени будут готовы предложить отечественным медучреждениям оборудование собственной, российской разработки.
— Позитронно-эмиссионная томография, совмещенная с компьютерной томографией, — передовой метод, позволяющий выбрать для пациентов наиболее оптимальные варианты лечения, — поясняет главный специалист столицы по лучевой диагностике профессор Сергей Морозов. — В Москве ПЭТ/КТ введена в полис обязательного медицинского страхования, чтобы все пациенты, реально нуждающиеся в процедуре, смогли получить к ней доступ без лишних проблем.
На базе столичного Научно-исследовательского института технической физики и автоматизации сегодня проводятся разработки отечественного оборудования для позитронно-эмиссионной томографии. Также на базе НИИТФА уже не первый год существует и функционирует циклотронно-радиохимический комплекс на основе отечественного циклотрона СС-18/9. Это оборудование создано специально для производства изотопов, чтобы в дальнейшем синтезировать в специальных лабораториях радиофармпрепараты для точной диагностики различных заболеваний.
В мае этого года Росатом представил общественности действующий макет позитронно-эмиссионного томографа. К концу года будет создан опытный образец ПЭТ, который станет первым подобным сканером российского производства.
Проект реализуется НИИ, входящим в научный дивизион Росатома совместно с Курчатовским институтом, при поддержке московских властей.
Точность дозировки
Для получения максимально точного исследования, а также для безопасности пациентов дозировка радиофармпрепаратов для диагностики подбирается в индивидуальном порядке.
— Каждый человек, направленный на ПЭТ/ КТ-исследование, проходит регистрацию, прием у врача-радиолога и сдает ряд анализов, — поясняет Ростислав Кузнецов. — Дозировка выбирается по результатам исследования.
Пациент должен получить ровно свою дозу препарата, чтобы диагностика не нанесла вреда здоровью.
Препараты на основе изотопов вводятся пациентам внутривенно. Затем необходим отдых. Около часа вещество распространяется по организму человека.
— Затем пациента помещают в ПЭТ-сканер, — продолжает Ростислав Кузнецов. — Оборудование позволяет сделать трехмерный снимок. На нем исследователи видят как расположение самой опухоли и патологического очага, так и метастазы. Эта технология применяется в онкологии, кардиологии и неврологии. Она позволяет получить самую подробную характеристику заболевания.
Безопасность лучевой диагностики
Когда речь заходит о ядерной медицине, диагностике заболеваний и их лечении радиофармпрепаратами, чаще всего возникает вопрос о безопасности подобных процедур. Врачи и ученые отвечают на него однозначно: беспокоиться не о чем.
— Когда мы говорим об опасности ядерной медицины, мы часто забываем, что, к примеру, шахтеры получают облучение порой на несколько порядков больше, чем пациенты, проходящие лучевую диагностику, — поясняет Ростислав Кузнецов, начальник радионуклидных источников и препаратов Научно-исследовательского института ядерных реакторов (Димитровград, Ульяновская область). — Когда решается вопрос жизни и смерти, сомнений не должно быть. Тем более что доза облучения, которую получает пациент в ПЭТ-центре, не наносит вреда организму. По своему воздействию диагностика и даже лечение с помощью радиофармпрепаратов сравнимы с рентгеновским исследованием. Мы ведь идем на рентген, если, к примеру, сломали руку.
В данном случае действует тот же принцип: если врачи диагностируют серьезное заболевание, необходимо знать о нем как можно больше, тогда и шансы на полное излечение возрастают сразу же в несколько раз.