В Нью-Йорке состоялась встреча президентов России и США. На повестке было два главных вопроса - Сирия и Украина.
Главы государств провели переговоры в штаб-квартире ООН, и вместо запланированных 55 минут беседа продлилась почти два часа, причем за закрытыми дверями. В присутствии журналистов лидеры не произнесли ни слова: вместе вышли в зал, пожали руки и прошли в комнату, не реагируя на вопросы, которые пытались выкрикивать американские корреспонденты. Об окончании же встречи представители прессы узнали, когда вдруг мимо них прошел президент США с картонным стаканом в руке и мимоходом поинтересовался как дела.
Это первая полноформатная встреча лидеров с 2013 года, тогда в июне они провели переговоры на полях саммита "восьмерки" в Лох-Эрне. На вопрос журналистов, сильно ли изменилась атмосфера, российский лидер заметил, что уже не помнит, какая она была тогда, да и его американский коллега скорее всего тоже. "Но сегодняшняя беседа была очень конструктивной, деловой и на удивление очень откровенной, - оценил он. - Мы нашли много точек соприкосновения, но есть и разногласия".
Владимир Путин пояснил, что если эти два года с Обамой не было встреч под камеру, то это не значит, что и общения не было. "Контакт вообще не прерывался", - заверил он.
Перед переговорами президенты посетили прием, который дал генсек ООН, и обменялись парой слов. Журналисты спросили про фотографию, где лидеры России и США "чокаются" бокалами. Путин объяснил: Пан Ги Мун произносил тост с трибуны, "и президент США, как вежливый человек, просто поднял свой бокал, и мы с ним чокнулись за здоровье генерального секретаря и развитие ООН". "Сейчас из этого пытаются слепить чтото совершенно даже непонятно откуда взявшееся. Ничего за этим не стоит, - успокоил он заинтригованных снимком представителей СМИ. - Это протокольное мероприятие и ничего больше".
Беседа двух президентов была очень конструктивной, деловой и откровенной
"Отношения между Россией и Соединенными Штатами, к сожалению, находятся на достаточно низком уровне", - оценил Путин. Но инициировала это не Москва - она всегда готова к восстановлению отношений.
Встречу с Обамой российский лидер назвал полезной и откровенной. "Наши американские партнеры достаточно ясно изложили свою позицию по очень многим вопросам, в том числе и по урегулированию ситуации на Украине, и по сирийской проблематике - вообще по ближневосточной", - сказал он. "У нас, как ни странно, очень много совпадающих точек и мнений по всем этим вопросам, - сообщил президент. - Есть и расхождения, над которыми мы договорились вместе работать, и, надеюсь, конструктивно".
На вопрос о возможном подключении Соединенных Штатов к урегулированию конфликта на Украине Путин заметил, что США и так достаточно активно участвуют, хотя это не выходит на передний план, как например работа России, Франции и ФРГ в рамках "нормандского формата". "Тем не менее Соединенные Штаты в известной степени стоят за спиной киевских властей, они в постоянном контакте с европейцами. Но и у нас, между Россией и США, налажен хороший деловой контакт по линии МИД и Госдепа на постоянной основе", - пояснил президент. "И сегодняшние консультации показали, что наши американские коллеги - в материале целиком и полностью и, конечно, влияют на этот процесс", - сказал он.
Путин и Обама много говорили и о сирийском урегулировании, борьбе с терроризмом. Самолеты Австралии, Франции и США наносят ракетно-бомбовые удары не только по территории Ирака по формированиям ИГИЛ. Это хотя бы объяснимо с точки зрения международного права (был запрос правительства). В отношении сирийской территории - незаконно. "Что касается нашего участия, то мы думаем над этим. Ничего не исключаем, но если будем действовать, то только в полном соответствии с нормами международного права", - отметил российский лидер.
Глава государства также подчеркнул, что информационный центр, созданный в Багдаде, открыт для стран, которые заинтересованы в борьбе с терроризмом. Его цель - координация усилий региональных держав в борьбе с ИГИЛ и другими террористическими организациями.
"Имеется в виду, конечно, не единое командование и боевые действия под началом этого командования, а хотя бы координация работы", - уточнил Путин и привел пример: несколько дней назад авиация США нанесла 43 удара за сутки по территории Сирии. "А результат какой? Никто не знает, есть ли он", - заметил он.
"Мы сейчас говорили о взаимодействии между Соединенными Штатами и Россией на этом антитеррористическом треке, как говорят дипломаты. У нас есть понимание того, что необходимо усилить нашу работу хотя бы на двусторонней основе. Мы сейчас совместно подумаем о создании соответствующих механизмов", - сообщил президент.
Лидеры обсудили различные аспекты урегулирования в Сирии вообще и борьбы с террористическими организациями на территории этой страны в частности. Россия думает, как дополнительно поддержать сирийскую армию в этом противостоянии, тех, кто реально воюет "в поле". "Эта работа по борьбе с террором должна идти параллельно с процессами политического характера в самой Сирии", - считает Путин. Но ни о каких наземных операциях и участии в них российских воинских подразделений речи не идет.
Президент также перечислил, кто мог бы войти в коалицию по борьбе с ИГ: прежде всего, это страны региона - Иран, Саудовская Аравия, Турция, Иордания, - все, кто заинтересован в борьбе с этой угрозой. "Сравнение с нацистами, думаю, ни у кого не вызывает удивления", - сказал он. Ведь боевики сжигают людей заживо и уничтожают памятники. "Разве не напрашивается эта параллель с нацистами - именно так они себя и вели в свое время", - заключил он.
Журналисты попросили президента прокомментировать поступок Петра Порошенко, покинувшего зал заседаний ООН во время выступления Владимира Путина. "Я не заметил, что президент Украины не присутствовал на моей речи", - ответил глава российского государства.
"На полях" Генассамблеи ООН помимо переговоров с Обамой у Путина была целая череда встреч. Среди них беседа с Генсеком ООН, японским премьер-министром, президентом Ирана, премьером Ирака, председателем Совмина Кубы. Кратко переговорил глава государства с генсеком НАТО, королем Саудовской Аравии, премьер-министром Турции и руководителями международных организаций, участвующих в сессии.