Природе нужно время, чтобы восстановиться, думаю, наш долг — дать ей это время» , — говорила мне Марион Котийяр незадолго до того, как природа это время решительно взяла сама, красноречиво подтвердив правоту актрисы. Прописными, как мы теперь это знаем, истинами Котийяр никогда не ограничивается, подкрепляя слова делом. В 2013 году она заперлась в клетке напротив Лувра в поддержку активистов Greenpeace, боровшихся с загрязнением Арктики. В 2010-м выпустила семь короткометражек о своей поездке в Конго. А в этом январе побывала в Антарктиде. « Я присоединилась к последней части экспедиции, которая называется «Полюс к полюсу» , — рассказывает актриса. — Она стартовала год назад на Северном полюсе. Цель —добиться признания за «открытым морем» (или, как его еще называют, «международными водами» — морское пространство, на которое не распространяется суверенитет какого-либо государства) статуса глобального общественного блага. Сейчас «открытое море» является объектом ожесточенного соперничества государств. Французские ученые призывают к 2030 году создать на 30% пространства «открытого моря» заповедники. Идея заключается не в запрете бурения, добычи руды или рыболовства, а в том, чтобы их регулировать в этих отдаленных районах. А моя роль — наблюдать и рассказывать о том, что я вижу, что чувствую, чему учусь у ученых».
Прежде чем отправиться на край света, Марион успела заглянуть на премию «Сезар» — та закончилась скандалом: главный приз достался Роману Поланскому, а звезда фильма «Портрет девушки в огне» и символ борьбы за женские права во Франции Адель Энель демонстративно покинула зал. Пока в Америке судили Харви Вайнштейна, Франция раскололась на тех, кто считает, что Роман Полански если и не должен разделить его судьбу, то уж точно не может получать главную национальную кинонаграду, — и тех, кто требует убрать « руки прочь от классика». Котийяр поддерживает Энель, считая «Портрет девушки в огне» гениальным фильмом, а про движение #МеТоо говорит так: «Это настоящая революция. Некоторые практики нужно было давно и кардинально менять. Нам до сих пор приходится бороться за равенство в зарплате, например. Такое отношение к половине человечества оскорбительно для нашего интеллекта. Но положение дел меняется. Приходит осознание. Женщины все чаще и чаще рассказывают о том, что им пришлось пережить. А способность узнавать себя в чужих историях многим помогает внутренне освободиться. Это дает надежду и силы».
На «Сезар» Котийяр пришла в черно-белом платье Chanel в духе оп-арта. Это, конечно, не первый выход актрисы в наряде парижского бренда: Марион носила его и в раннем фильме Жиля Паке-Бреннера «Миленькие штучки» , и на премьерах прославивших ее на весь мир «Долгой помолвки» и «Жизни в розовом цвете».
Но этот случай — особый . Теперь Котийяр — лицо духов Chanel №5. Она горда, что становится частью истории аромата, который «одновременно легенда и произведение искусства».
В «Миленьких штучках» 2001 года Котийяр впервые не только носила Chanel, но и пела, играя сестер-близняшек, одна из которых мечтает о карьере певицы, но не умеет петь, а вторая как раз умеет. Потом была роль Эдит Пиаф, правда, там пела не Марион. « В фильме звучит голос Эдит Пиаф. И сложность заключалась в том, чтобы достичь идеального плейбэка — совпадения картинки и фонограммы, чтобы все выглядело и звучало реалистично. Это очень тщательная, трудоемкая, довольно рутинная, но приятная в конечном итоге работа, когда удается достичь технического совершенства».
Зато в новой картине французского режиссера Леоса Каракса «Аннетт» , которая должна выйти в прокат в конце года, Марион вновь поет по-настоящему. «Это фильм, почти целиком состоящий из песен. Я играю оперную певицу. Уникальность этого мюзикла в том, что Леос стремился снимать на площадке все песни в «живом» исполнении. Нам приходилось петь в любых ситуациях, в том числе находясь в таких позах, которые совсем неудобны для пения. Для Леоса живой звук — это не фишка, а реальная необходимость. Я бы не сказала, что он стремился к «правдивости» , скорее, он искал что-то подлинное во вселенной , часто далекой от любой формы реализма, и делился своими ощущениями от окружающего мира».
Поработать с Караксом, любимцем фестивалей , автором «Любовников с Нового моста» и « Корпорации «Святые моторы» , Марион мечтала много лет. «Я была совсем юной актрисой , когда вышли «Любовники» , и меня потрясла их страстная выразительность. Стать свидетелем столь напряженных отношений между актрисой Жюльет Бинош, которой я восхищаюсь, и режиссером было очень волнующе. Мысль о том, что однажды у меня тоже будет возможность участвовать в таких съемках, где страсть и долг перемешиваются ради создания настоящего произведения искусства, очень меня вдохновляла. Мне хотелось полностью посвятить себя кино, и в фильме «Любовники с Нового моста» эта преданность актеров и режиссера своему делу очень пронзительна. Это кино — абсолютное счастье. Надо сказать, что и на съемках «Аннетт» мы проживали моменты безумия и благодати; я не часто сталкивалась с такой сложной и интенсивной работой».
Марион любит трудности? «Может быть, это такая странная форма выражения эго... Но да, меня привлекают фильмы, в которых я сталкиваюсь с неизвестностью. Отсутствие привычной уверенности в том, что я непременно окажусь на высоте, помогает мне двигаться вперед. Каждая съемка для меня как первая, каждый раз — новая история, новый персонаж, новый мир и исследование ранее неизведанного».
Самые сложные персонажи для Марион те, которые похожи на нее саму. Особенно если в режиссерском кресле сидит ее муж Гийом Кане. Так было и в «Маленьких секретах» , напомнивших Котийяр о собственных подростковых комплексах, и в «Вечно молодом» , где в основу сюжета и вовсе легла их супружеская жизнь. «Гийом веселился, наблюдая, как я готовлюсь к съемкам фильма Ксавье Долана «Это всего лишь конец света» , где у моей героини канадский акцент. Мне же было сложнее сниматься у Гийома, так как в его фильме у моего персонажа как раз не должно было быть никакого акцента».
В «Аннетт» Каракса сложность была еще и в том, что на подготовку к роли оперной певицы у Марион было всего два месяца. «Леос предложил мне роль два года назад, но я была беременна и не хотела возвращаться к работе сразу после родов, как сделала в прошлый раз. Тогда это стало причиной усталости и фрустрации. Хотя сын постоянно был рядом, работа мешала мне проводить с ним каждую секунду. Так что в этот раз я решила продлить декрет. Вообще, независимо от профессии, быть работающей мамой сложно. Иногда даже жаль, что общество пошло по пути распада общины и многим из нас приходится жить далеко от родни, не имея возможности рассчитывать на поддержку семьи, состоящей из нескольких поколений ».
От угрызений совести работающую маму спасает юмор. В первые дни карантина Котийяр написала у себя в инстаграме: «Если вам кажется, что ваши дети слишком много смотрят телевизор, выключите звук и включите субтитры.
Вуаля, теперь они читают!»