Курс биткоина растет как на дрожжах. Криптовалюта к концу года пробила отметку в $24 тысячи. От крипотвалютной лихорадки мир затрясло три года назад - тогда тысячи людей подались в майнеры, а на их балконах и в гаражах стали появляться «фермы» для добычи криптовалют. Когда курс биткоина обрушился, майнинг как будто ушел в забвение: оборудование стали массово продавать, а скачки напряжения больше не беспокоили соседей. Мы выяснили, что стало с майнингом сейчас, кто им занимается и выгодное ли это занятие.
Майнинг – это один способов «зарабатывания» криптовалют за счет мощностей оборудования. Майнеры занимались подтверждением транзакций, защитой блоков от внесения ложной информации и хакерских атак.
Десять лет назад, когда появилась первая криптовалюта – биткоин, майнерами были лишь единичные энтузиасты. В 2013-м, когда биткоин впервые поразил мир феноменальным ростом, в «добытчики» криптовалют подались продвинутые айтишники и технари. В 2017-м, когда курс достиг немыслимых $19 тыс, майнингом не занимался, что называется, только ленивый. Параллельно появился побочный бизнес – продажа готовых "ферм" - оборудования для майнинга, которые могли купить даже те, кто вовсе не смыслит в компьютерах. «Фермы» для майнинга появлялись на балконах, в гаражах, коридорах, свободных комнатах. Работать они должны были круглосуточно, без перерывов, а потому «съедали» много электричества. Однако майнерам потраченные энергоресурсы компенсировались с лихвой: добывать криптомонеты при тогдашнем курсе биткоина было очень прибыльным делом.
«Я построил первые фермы дома на лоджии в 2016-м году, потом расширился. Меньше, чем за два года на майнинге я заработал на квартиру - это при начальных вложениях на оборудование примерно в миллион рублей. К осени 2018 года дело пришлось сворачивать. Биткоин стоил всего $3 тыс и добывать криптовалюты стало невыгодно – едва окупалось электричество», - рассказывает в прошлом майнер Владимир.
Другой наш собеседник, Владислав, тоже распрощался со своими фермами, когда биткоин, а с ним и другие криптовалюты, начали стремительно дешеветь. Ему добыча виртуальных монет в лучшие дни приносила в среднем 40-50 тыс рублей в месяц при тратах на электричество примерно в 9 тыс рублей. Когда издержки сравнялись с прибылью, Владислав начал по дешевке распродавать оборудование – видеокарты, жесткие диски, процессоры.
Таких, как Владимир и Владислав, полно по всему миру. В Китае – главной обители майнинга - стали появляться целые кладбища «ферм»: они никому оказались не нужны и напрямую отправлялись разочарованными майнерами на помойку.
О том, что произошло с майнингом, «МК» рассказал доцент факультета компьютерных наук Высшей школы экономики Юрий Янович.
- Многие майнеры-любители, заработав на майнинге 2-3 года назад, продали оборудование и отошли от дел, когда курс криптовалют упал. Если бы они сохранили «фермы» и возобновили добычу сейчас, на новых пиках курсов, они бы преуспели?
- Им потребовалось бы гораздо больше усидчивости и усилий и, скорее всего, не удалось бы преуспеть. Майнить сейчас – не лучшая идея. В 2017 появлялось много проектов в области виртуальных денег, создавались новые криптовалюты. Крупные бизнесы медленно переключаются на что-то новое, поэтому ниша была относительно свободна. Прошло время, какие-то проекты пропали, а к оставшимся уже проявили интерес крупные игроки. Сейчас в майнинге нет места «случайным прохожим».
- Кто же занимается майнингом сейчас?
- Майнинг сегодня – это сфера бизнеса с двумя основными направлениями. Одни компании предоставляют услуги по размещению и обслуживанию «ферм» в огромных дата-центрах. Они как посредники получают комиссию, а их клиенты - частные майнеры – доход от добычи. Другие - это крупные компании, которые сами имеют майнинговые мощности.
Сейчас майнинг самой крупной по капитализации криптовалюты – биткоина- потребляет энергии примерно столько же, сколько, например, Бельгия - не самая последняя страна западного мира. Столько энергии производят четыре средних размеров атомные электростанции.
На биржах торгуется более 3 тыс криптовалют и криптотокенов. Чтобы добывать их, не обязательно майнить – их можно просто купить. Еще можно хранить монеты, получая пассивный доход. Майнинг используют всего несколько сотен криптовалют. В зависимости от вычислительных задач майнинг можно разделить на два типа.
Первый способ – с помощью специальных и очень дорогих чипов ASIC, которые только на то и годны, что на майнинга криптовалют - зато на самых быстрых скоростях (так майнят, например, биткоин). Второй – с помощью чипов общего назначения, то есть обычных видеокарт. Так майнится вторая по капитализации криптовалюта – этериум.
- Если сейчас стоимость биткоина достигла рекордных высот, почему же не наблюдается новый бум его «добычи»?
- Майнинг был сверхприбыльным бизнесом, когда биткоин и другие валюты только появлялись или достигали первых пиков капитализации. Сейчас аудитория криптовалют оценивается в 400 млн человек (те, кто когда либо отправлял транзакцию). То есть, этот инструмент стал массовым и как в любом массовом бизнесе игроки рассчитывают издержки, риски и потенциальные доходы.
Занимаясь майнингом сейчас нужно учитывать три важных момента.
Первое: поскольку нужно специфическое высокопроизводительное оборудование, возможны перебои с поставками. Оборудование надо постоянно менять, потому что вычислительные мощности растут. В случае с биткионом, половина суммы, которую в принципе можно заработать на майнинге, получается в первые три месяца, остальное – потом. Поэтому важно, когда приходит новое оборудование. Если поставку оборудования задержат на три месяца, вы потеряете деньги.
Второе: майнинг сосредоточился в регионах с дешевой электроэнергией. Россия – не самая плохая, но и не самая лучшая для майнинга территория. Майнинговые мощности выгоднее ставить в некоторых странах постсоветского пространства, где есть гидроэлектространции, но после развала СССР не осталось предприятий-потребителей этой дешевой электроэнергии. Также дата-центры размещают в некоторых регионах Китая. Там же производятся чипы и видеокарты, а значит решается проблема с поставками оборудования. Половина майнинговых мощностей сейчас находятся в Китае.
Третий момент: колебания курса. Доход майнеров, выраженный в криптовалютах, легко прогнозируется и стабилен. Но криптовалюты привлекательны не сами по себе, на них не оплатишь электроэнергию за майнинг. Важна капитализация в фиатных валютах, а вот тут курс уже непредсказуем.
О том, как функционирует современный криптовалютный бизнес, «МК» рассказал генеральный директор криптовалютной площадки Майкл Росс-Джонсон:
- Майнинг действительно уже стал отдельным видом бизнеса, более того – появились более узкие направления: часть майнеров стала заниматься ремонтом, кто-то начал заниматься обменом, продажей, консалтингом, маркетингом. Майнинг стал отдельной культурой, экосистемой, где со временем образовались отдельные ниши. Соответственно, выросла популярность майнинга, в том числе, в профессиональном сообществе, так как и пользователи каждый в своей сфере постепенно становились профессионалами.
Образовалось не очень большое, но хорошо знающее друг друга сообщество, которое оказывает самые разные услуги клиентам. При этом никакого разочарования в майнинге для профессионалов не произошло, потому что эта деятельность окупается все равно. Естественно, при текущем курсе биткоина, который превысил 20 тысяч, окупаемость оборудования значительно выше, чем раньше.
- Что сейчас майнят?
- В основном классический биткоин, этериум и основные виртуальные монеты из Топ-10. Кроме того, пользуются популярностью новые монеты, которые даже не обязательно майнить, их можно купить и получить вознаграждение за это. Кто-то ушел в стейкинг (механизм пассивного дохода за хранение криптовалюты – «МК») и биржи, кто-то майнит монеты основных криптовалютных бирж. В целом, за последние годы сам майнинг вырос профессионально, расширился, стал более развитым технически и технологически. Большинство профессиональных майнеров ожидают, что у рынка огромные перспективы.