Как быть публичным
Большая часть моей работы состоит из общения – с журналистами, партнерами и аналитиками. Я не испытываю по этому поводу особых чувств. Руководители таких компаний, как Acronis, вынуждены быть публичными, потому что так устроена наша бизнес-модель. Нам надо поддерживать репутацию бренда. В технологическом бизнесе шанса быть мизантропом-руководителем практически нет. Общение с журналистами и партнерами можно переложить на заместителя, но если руководитель не может быть публичной персоной – это недостаток компании.
От каких стереотипов надо избавиться
Раньше у меня было представление, что в России вести бизнес опасно: кругом коррупция, бандиты, мафия, а вот в остальном мире добрые, честные люди, они выполняют договоренности и не воруют. Все оказалось не так. Там, где вращаются большие деньги, всегда есть те, кто попытается вас обмануть.
Еще я думал, что если вы много заработали для бизнес-партнера, то он будет к вам лучше относиться и активней помогать. Оказалось, что в бизнесе, как и в жизни, люди, для которых ты что‑то сделал, хотят от тебя все больше, а помогать тебе готовы все меньше.
Как доверять интуиции
В технологическом бизнесе часто приходится иметь дело с ситуациями, с которыми раньше не сталкивался: новые рынки и продукты, новые проблемы. Я старался принимать решения логически, не доверял интуиции – и ошибался. Лишь 5 % мозга отвечают за сознательное мышление, остальные 95 % – интуиция. Она тоже основана на мыслительном процессе, просто он происходит в подсознании. Прислушивайтесь к интуиции.
Как не бояться рисковать
Это огромное заблуждение – считать, что предприниматели постоянно рискуют. Когда я начинаю чем‑то заниматься, то просто очень тщательно просчитываю свою нижнюю планку. Скажем, я вкладываю в дело десять миллионов долларов и десять лет жизни. В худшем случае у меня будут десять миллионов долларов и десять лет опыта. Большинство людей не рассуждают таким образом. Они хотят гарантированный доход: идут на работу в офис, получают свой стабильный оклад и, может быть, удовлетворение от работы. Предприниматель же понимает, что получит доход, только если повезет.
Как быть жадным
Несколько моих знакомых утверждают, что я жадный. Я так не думаю. Бывает глупая жадность, а бывает разумная. Чтобы деньги зарабатывать, надо быть в определенной степени жадным. Мой корейский партнер однажды поделился народной мудростью: если тебе кто‑то должен денег, надо отбирать как можно быстрее и как можно больше, а если ты кому‑то должен, надо отдавать как можно дольше и как можно меньше. Я видел много нежадных, но успешных предпринимателей. Это означает лишь, что за ними стоит кто‑то очень жадный, кто их сдерживает. Я, например, щедрый, а мой партнер – не очень. Он меня уберегает от неправильных действий, мы уравновешиваем друг друга.
Как нанимать топ-менеджмент
С людьми, которых вы рассматриваете в качестве потенциальной замены себе, надо разбираться подробно, если нужно, общаться с их семьями и друзьями. Хотя и в этом случае иногда происходят ошибки. В компаниях с хорошим HR из десятка новых сотрудников остаются шестеро, а остальные четверо – это обычная погрешность.
Каким сотрудникам давать свободу
Там, где нужна максимальная креативность, должна быть и максимальная свобода, но не переходящая в хаос и анархию. Есть миллион сфер, где креативность и самоуправление не приветствуются. Например, я не хочу, чтобы мой водитель «креативно» ездил по встречке или приезжал за мной, когда ему вздумается.
Куда инвестировать деньги
Первый оформившийся тренд – блокчейн, там уже есть инвестиции. Второй – искусственный интеллект, хотя раньше мне казалось, что нас от него отделяет лет тридцать. Но сейчас вещи вокруг стремительно умнеют. Чтобы этот тренд прочувствовать, надо сесть в Tesla и включить автопилот. Или купить Amazon Echo. С ней реально можно разговаривать, она даже понимает мой «русский» английский! Я могу сказать: «Echo, fuck you!» Она ответит: «This is not a very nice thing to say». Еще три года назад эта хрень не поняла бы, что ей говорят. Через пять лет она будет понимать меня лучше, чем человек. Она же терпеливая, а человек всегда может обидеться, расстроиться. Прогресс в сфере искусственного интеллекта настолько быстрый, что это даже пугает.
Еще один мегатренд – население планеты стремительно стареет. В ближайшие пять-десять лет срок жизни наших детей принципиально увеличится. Значит, потребуются новые лекарства, новые услуги. Производители потребительских товаров и сервисов уже сейчас должны отследить эту тенденцию и начать инвестировать деньги.
Как выстроить корпоративную культуру
К сотрудникам у меня есть восемь важных требований. Первое: у нас плохо приживаются люди, для которых работа не является приоритетом. Сотрудники Acronis не просто трудолюбивы. Они готовы работать действительно очень много. Второе: мы быстро расстаемся с людьми, которые способны хорошо выполнять одну задачу, но в целом они не очень расторопны и плохо усваивают новое. Третье: мы стараемся делать все сообща. Я всегда объясняю, зачем нужен тот или иной шаг, а не просто раздаю команды. Нужно, чтобы сотрудники выполняли задачу, потому что согласны со мной. И еще пять: они должны понимать, с кем и почему разговаривают; они должны реагировать быстро (я сам часто просыпаюсь по ночам и отвечаю на письма); они должны быть внимательны к деталям; должны уметь принимать решения и полностью отвечать за них. Наконец, никогда не сдаваться – в соревнованиях выигрыш определяется на последних миллисекундах.
Куда не надо идти учиться
В России множество вещей происходит «по понятиям», а не по договору. В Америке – по договору, а не по закону, в Европе – по закону. В «Сколково» вас научат вести бизнес в контексте текущей правовой и политической ситуации, но вряд ли научат говорить на одном языке с западными бизнесменами.
Как создать международную компанию
Я очень амбициозный человек и хотел бы, чтобы в России были наука и образование мирового класса. Только так я смогу создать компанию круче, чем Google. Образование – самая важная часть жизни. Знания создают новые технологии, новые технологии меняют мир.
Как пережить кризис
В периоды турбулентности не нужно строить слишком долгосрочных планов. Быстро развивающейся компании можно думать, что сделать через месяц, три, полгода. Через год же ситуация изменится до неузнаваемости. Бизнес в этом смысле очень похож на бейсджампинг. Вам надо переместиться из точки А в точку B, но точно просчитать, как будет дуть ветер в момент прыжка, нельзя. К слову, я не занимаюсь бейсджампингом. Мне хватает бизнеса.
Как выжать максимум
Мы с Даниилом Квятом однажды отправились на картинг, где катались мастера спорта. Когда они входили в вираж, звук мотора заметно менялся – на повороте скорость сбрасывалась, чтобы машина не вылетела с трека. Когда пришла очередь Квята, он прошел все виражи с абсолютно одинаковым, равномерным гудением мотора и приехал к финишу намного быстрее прочих. Когда двигаешься с максимальной скоростью, есть вероятность, что вылетишь. Но если такой вероятности нет, значит, ты едешь не на максимальной скорости. Поэтому нужно ехать как можно быстрее.