Первая в истории встреча лидеров США и КНДР закончилась заключением соглашения о полной денуклеаризации Северной Кореи. Санкции Вашингтона против Пхеньяна пока остаются в силе, но появилась перспектива их досрочной отмены.
Прошедшая во вторник, 12 июня, в Сингапуре встреча президента США Дональда Трампа и лидера КНДР Ким Чен Ына завершилась совместным заявлением о полной ликвидации ядерного военного потенциала Северной Кореи в обмен на гарантии безопасности со стороны США. Документ размещен на сайте Белого дома.
Эксперты сочли документ достаточно общим и указали на вероятность того, что Вашингтон может в одностороннем порядке отказаться от него.
Еще до начала встречи тет-а-тет Ким выразил удовлетворенность тем, что саммит все же состоялся и две страны смогли преодолеть «старые практики и предубеждения», служившие препятствием для выстраивания двустороннего диалога. Трамп также был оптимистично настроен и заявил, что ожидает «прекрасной дискуссии» со своим северокорейским коллегой и «колоссального успеха» (цитаты по сайту Белого дома).
Лидеры двух стран около 40 минут общались в присутствии одних лишь переводчиков. Президент США остался доволен личной встречей. По его мнению, «превзошедшие самые смелые ожидания» переговоры завершились подписанием «очень важного и всеобъемлющего» документа. «Очень много работы проделано. Вы все увидите уже в скором времени», — пообещал Трамп на пресс-конференции сразу после подписания соглашения. Ким Чен Ын заверил, что «мир увидит значительные перемены». По его словам, США и КНДР «провели историческую встречу и решили оставить прошлое позади».
Затем прошли переговоры в расширенном формате. Со стороны США на них присутствовали госсекретарь Майкл Помпео, глава аппарата Белого дома Джон Келли и помощник американского президента по национальной безопасности Джон Болтон, со стороны КНДР — министр иностранных дел КНДР Ли Ён Хо, заместитель председателя ЦК Трудовой партии Северной Кореи Ким Ён Чхоль и министр обороны Кван Чол.
Стоит отметить, что исторический саммит едва не был сорван. 29 мая Трамп заявил, что встречи не будет из-за «враждебных» заявлений МИД КНДР, которое незадолго до этого резко раскритико- вало совместные военные учения США и Южной Кореи, в очередной раз пригрозив Вашингтону ядерной войной. В Пхеньяне отреагировали сдержанно, заявив, что по-прежнему готовы к переговорам. На следующий день Трамп передумал и сообщил, что встреча все же состоится.
«Очень важный документ»
В состоящем из четырех пунктов итоговом документе зафиксирована готовность двух стран установить и развивать новые отношения, а также объединить усилия по достижению стабильного мира на Корейском полуострове. Пхеньян подтвердил свои намерения по полной денуклеаризации полуострова в обмен на гарантии своей безопасности со стороны США. Также стороны условились взаимодействовать в поиске и возвращении останков американских военнопленных, погибших во время Корейской войны.
Как сказал Трамп, уже на следующей неделе высокопоставленные чиновники двух стран встретятся, чтобы обсудить детали выполнения соглашения. Он также сообщил, что пригласил Ким Чен Ына посетить Белый дом в «подходящее время» и тот принял его приглашение.
Санкции против КНДР Трамп пока не намерен отменять, но в перспективе хотел бы снять все ограничения. При этом, по его словам, он уже приостановил введение санкций по 300 новым по-
Президент США выразил надежду, что в будущем сможет «вернуть домой» 32 тыс. американских военных, размещенных в Южной Корее
зициям, «чтобы не выражать неуважение». Вместе с тем Трамп впервые допустил начало снятия санкций против Пхеньяна до полной денуклеаризации страны, а возможно, «задолго до этого».
Президент США признал, что для полного ядерного разоружения КНДР может потребоваться много времени. Однако Трамп выразил убеждение, что, как только процесс разоружения будет запущен, КНДР фактически потеряет свой ядерный потенциал, и тогда, по его словам, «пути назад уже не будет». «Когда вы начинаете этот процесс, это означает, что он почти закончился», — в своем стиле пояснил Трамп.
Пхеньян также согласился демонтировать крупнейший полигон испытаний ракетных двигателей в качестве дополнительной меры укрепления доверия, рассказал Трамп. Это условие не вошло в совместное заявление, но, по словам американского лидера, в этом его заверил сам Ким Чен Ын уже после подписания документа.
Конец «военным играм»
США также намерены свернуть «провокационные» и «чрезвычайно дорогие» военные учения с Южной Кореей, заявил Трамп на пресс-конференции. «Мы прекратим военные игры», — пообещал Трамп, добавив, что это позволит США сэкономить огромные средства. Отказ от совместных с Сеулом ежегодных учений, как пишет Reuters, стал главной уступкой Вашингтона на саммите. Северная Корея долгое время выступала против них, утверждая, что это подготовка к вторжению.
Вместе с тем Трамп не намерен немедленно сокращать американский военный контингент в регионе в качестве гарантии безопасности Северной Корее. Однако президент США выразил надежду, что в будущем сможет «вернуть домой» 32 тыс. американских военных, размещенных в Южной Корее. Трамп отметил, что этот шаг на данный момент не является «частью уравнения».
Многие эксперты скептически относятся к обещанию Ким Чен Ына отказаться от своего ядерного потенциала, хоть Трамп и заверил, что процесс денуклеаризации начнется «очень, очень быстро». Пока нельзя быть уверенными, что дальнейшие переговоры приведут к конечной цели — полному разоружению КНДР, считает старший научный сотрудник Фонда защиты демократии Энтони Руджиеро (цитата по сингапурской The Business Times). По его мнению, сегодняшние договоренно- сти сложно назвать «большим шагом вперед».
Подписанный документ является лишь заявлением о намерениях и не предлагает графика действий, отмечает издание The Business Insider. «В этом документе нет почти ничего существенного или даже нового — это список желаемых целей», — сказал изданию Эванс Ревер, бывший переговорщик США с Северной Кореей.
Состоявшийся саммит свидетельствует о сдвиге политики Трампа в сторону прагматизма, считает сотрудник Центра корейских исследований Института Дальнего Востока РАН Константин Асмолов. По его мнению, это отражается в общих формулировках итоговой декларации, в которых отсутствуют жесткие и ультимативные требования к Пхеньяну. Например, в документе упоминается гарантия безопасности КНДР, но не сказано, что денуклеаризация должна быть всеобъемлющей, необратимой и проверяемой, объясняет эксперт.
При этом, как отмечает Асмолов, есть риск, что итоги саммита могут быть обнулены в одностороннем порядке Вашингтоном, так как американское консервативное большинство в конгрессе и окружении Трампа может счесть неприемлемыми сделанные им уступки. По словам эксперта, Пхеньян готов пойти на разоружение, но хочет застраховать себя от смены политического курса США, поэтому настаивает на том, чтобы это был долгий и поэтапный процесс.