Министр обороны США Джеймс Мэттис представил в субботу в Сингапуре «новую стратегию США в Индо-Тихоокеанском регионе». Единственным противником США в этом регионе назван Китай, проводящий, по мнению министра, «политику запугивания и милитаризации». Он сообщил, что в наказание США «отлучают» Пекин от международных военных учений RIMPAC, в которых флот КНР принимал участие в 2012 и 2014 годах. Отныне Вашингтон переходит к политике сдерживания КНР в регионе и поможет союзникам нарастить флот, чтобы те также могли лучше противостоять Китаю.
«В прошлом году я приезжал сюда слушать,— заявил Джеймс Мэттис, выступая перед аудиторией "Диалога Шангри-Ла", наиболее авторитетного форума по безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе.— Сегодня я пришел сюда, чтобы озвучить цельную стратегию администрации Дональда Трампа в Индо-Тихоокеанском регионе». По словам господина Мэттиса, эта стратегия направлена на создание «свободного и открытого Индо-Тихоокеанского региона», построенного на «общности ценностей» и скрепленного «общей судьбой».
Последнее заявление бросает открытый вызов нынешнему лидеру Китая Си Цзиньпину, инициатива «Пояса и пути» которого также подразумевает «строительство сообщества общей судьбы», прежде всего между Китаем и странами Юго-Восточной Азии. О том, что американская и китайская «судьбы» региона несовместимы, министр обороны США дал понять сразу же, обвинив КНР в милитаризации Южно-Китайского моря (ЮКМ). «Стратегия Китая в ЮКМ входит в острое противоречие с открытостью, которую мы продвигаем в этом регионе,— заявил Джеймс Мэттис.— Вопреки заявлениям руководства КНР, размещение многочисленных вооружений на искусственных островах ЮКМ предназначено для военного запугивания и принуждения стран региона». Министр также обвинил лидера КНР в нарушении якобы данного им в 2015 году в Вашингтоне обещания не размещать вооружения на островах Спратли.
В качестве наказания США отзывают «приглашение китайскому флоту принять участие в учениях RIMPAC», так как поведение КНР «несовместимо с принципами и задачами» этих учений. Напомним, RIMPAC — крупнейшие в мире военно-морские учения США и их союзников, проходящие раз в два года с 2010 года. В 2012-м в качестве наблюдателя участие в них впервые приняла Россия, в 2014 и 2016 годах — Китай.
Американский министр сделал оговорку, что «не заставляет ни одну страну выбирать между США и Китаем», так как «друзья так не поступают». «Китай играет важную роль в развитии международной системы,— сообщил он.— США продолжат придерживаться конструктивного и нацеленного на результат подхода в отношениях с КНР, сотрудничая, где это возможно, и решительно противостоя там, где это требуется».
Среди принципов стратегии США в Индо-Тихоокеанском регионе (Вашингтон перешел на этот термин вместо привычного АТР, чтобы заручиться поддержкой Индии в противостоянии с Китаем) Джеймс Мэттис перечислил четыре. Во-первых, Вашингтон намерен помогать своим союзникам наращивать военно-морские силы, чтобы те могли «защищать свои морские границы». Во-вторых, американский флот будет наращивать оперативную совместимость с флотами союзников, также будут увеличены продажи им оружия.
В-третьих, Вашингтон будет способствовать укреплению среди его союзников «власти закона, гражданского общества и прозрачности в управлении», чтобы «выводить на чистую воду зловредное влияние» иностранных государств. В-четвертых, США собираются продвигать в регионе «экономическое развитие, двигателем которого будет частный сектор».
Все четыре этих принципа явно построены как антитеза китайской политике в регионе. «Защищать морские границы» страны Юго-Восточной Азии могут только от Китая, он же, согласно недавним заявлениям представителей США, Австралии и Новой Зеландии, осуществляет «зловредное влияние» на политику и гражданское общество США и их союзников. «Экономическое развитие», которое, по словам господина Мэттиса, предполагает опору на частный бизнес, «усиление американских институтов развития» и «признание потребности Азии в инфраструктуре», и вовсе напрямую бросает вызов китайской инфраструктурной инициативе «Пояса и пути», основными проводниками которой выступают госбанки и госкомпании из КНР.
По словам главы азиатской программы Московского центра Карнеги Александра Габуева, присутствовавшего при выступлении Джеймса Мэттиса, дипломаты и военные из стран региона оценили выступление американского министра позитивно. «Впервые за долгие годы, включая президентство Барака Обамы, за речью главы Минобороны США видна целая стратегия,— сообщил “Ъ” господин Габуев.— Особенно в тот момент, когда вера в США и стратегическое мышление команды Трампа в регионе близится к нулю и когда Китай все усиливает свои позиции».
Пекин ожидаемо раскритиковал выступление господина Мэттиса. «Любые безответственные комментарии от других стран неприемлемы,— заявил выступавший на том же форуме адмирал Хэ Лэй.— Действия Пекина в Южно-Китайском море направлены на отражение возможных вторжений. Ты можешь размещать армию и вооружение до тех пор, пока делаешь это на своей территории». Напомним, что Китай претендует на всю акваторию Южно-Китайского моря, конфликтуя по этому поводу с четырьмя другими странами региона. В последние годы Пекин вопреки протестам США и своих оппонентов из Юго-Восточной Азии активно насыпает в ЮКМ искусственные острова, на которых возводит военные сооружения и размещает оружие.