Бензин опять невыездной
Рейтинг:
Голосуй за статью.
0
Автор: Наталья Владимирова.. Мир Новостей
С 1 августа в России запрещен экспорт бензина.
Таким образом, государство пытается вручную регулировать цены на топливо. Но эксперты видят в этом решении определенные риски.
В правительстве считают, что ситуация на рынке топлива вполне стабильная: цены в рознице растут, но несильно, в пределах инфляции. Дефицит отсутствует, а внутренний рынок полностью обеспечен бензином и дизельным топливом. Об этом сообщили по итогам совещания у вице-премьера Александра Новака. На именно на этом фоне правительство приняло решение вернуться с 1 августа к запрету на экспорт бензина. Почему?
Первый замминистра энергетики Павел Сорокин заявил, что такое решение принято для того, чтобы стабилизировать рынок и не допустить резких скачков цен. Аналогичный запрет действовал с 21 сентября по 17 ноября 2023 года. Временный запрет на экспорт бензина вводили с 1 марта по 31 августа 2024 года, но с 20 мая по конец июня эмбарго приостановили. В последующий июль топливо продавалось за рубеж свободно, и нефтяники воспряли духом: продавать бензин за рубеж им куда выгоднее, чем в России. К тому же никто не отменял серый экспорт, когда трейдеры покупают нефтепродукты по цене для внутреннего рынка, а продают его на экспорт по более высокой цене. За такой бизнес можно получить немалый штраф, но он все равно ниже, чем полученная прибыль.
Несмотря на заявления чиновников о стабилизации, цены в рознице третью неделю подряд увеличиваются темпами выше инфляции, следует из данных Росстата. Если 92-й держится в привычных для сезона рамках, то 95-й дорожает. Рост цен на бензин на АЗС в 2024 году превышает уровень инфляции, в то время как цены на дизельное топливо растут ниже уровня инфляции.
По мнению некоторых аналитиков, эта ситуация сложилась из-за засилья китайских автомобилей. С начала 2024 года и по июль продажи китайских легковых машин выросли на 221%, до 497,4 тыс. единиц по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Доля таких машин в структуре всего авторынка достигла 59%. Между тем привычных версий автомобилей с дизельными двигателями в Китае нет и в помине: такие моторы не пользуются спросом, поэтому их адаптация к местным экологическим нормам нецелесообразна. Соответственно, и в России дизельные машины постепенно вытесняются бензиновыми - спрос на дизель снижается, а на бензин повышается. Отсюда и увеличение ценника.
Эксперты говорят, что в скором времени может случиться бензиновый коллапс.
Стоимость литра бензина растет уже два месяца. С момента снятия прошлого запрета весь объем производства размывался, отправляясь по стране и за рубеж. Это вызвало дефицит доступного предложения: посевные работы закончены, но в период отпусков не утихает спрос на топливо, причем по всей стране, во многом из-за роста внутреннего туризма. Логичное следствие снижения предложения при стабильно высоком спросе - рост цен», - рассуждает аналитик Олег Калманович. Руководитель организации «Гражданский контроль качества топлива» Дмитрий Курзанцев сообщил, что повлиять на изменение стоимости может и развитие автотуризма. «Идет интенсивное развитие этого направления. Аэропорты частично закрыты, поездов больше не стало, люди выбирают автотранспорт. Понятно, что расход топлива идет сумасшедший», - считает Курзанцев.
Сентябрь традиционно является месяцем высокого спроса, так как все возвращаются с каникул, начинается учебный период и, собственно, потребление в городах даже увеличивается. К тому же в это время проходят ремонты на НПЗ, поэтому производство замедляется.
Другие специалисты, в принципе соглашаясь с тем, что в ближайшие месяцы можно ждать небольшого уменьшения ценников на бензин, говорят, что в дальнейшем подобный запрет приведет к большим проблемам на рынке. Отказ продавать топливо за рубеж приводит к снижению экспортных доходов, а это значит, что никаких инвестиций в эту отрасль не будет. В результате взлетят цены.
И без того старое оборудование придет в окончательную негодность. Важным фактором будет эффективность мер по контролю за экспортом со стороны чиновников. «Куда они смотрят? Государство должно хоть что-то делать! Если запрет будет легко обойти, то он не окажет значительного влияния на ситуацию», - говорит финансовый аналитик Федор Струков.
Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.