Они никогда не пели громко — но их слышали и продолжают слышать миллионы поклонников. Их меланхоличные песни звучали в самых жестких фильмах, вроде «Брата-2» или «Метро» — как человечный противовес миру отчуждения и разрушения. И сегодня стоит набрать в поисковике два простых слова «Друг дорогой», он тут же подскажет песню «Компромисс» из актуального альбома Би-2 «16+». У клипа, где на гигантской шахматной доске человек «проигрывает назад» ходы своей жизни от отчаянных амбиций юности до сегодняшнего серого уюта среднего возраста, уже под два миллиона просмотров. А как чувствуют себя в свой средний возраст сами музыканты? Каково представителям «интеллигентного рока» в пору задиристого натиска хип-хопа? С какими мыслями подходят они к финалу своего тура «16+», который продолжался два с половиной года, охватил полпланеты и финиширует 23 июня в Зеленом театре Парка Горького?
— Не возникало в поездке импульсов, вроде как у Алексея Кортнева, который, наглядевшись жизни глубинки, несколько лет назад написал свою знаменитую песню «Шла Саша по шоссе»?
Лева Би-2: В том, что касается творчества, предпочитаю дом. Там компьютеры, книги, инструменты, студия — маленькая, но своя. На гастролях, конечно, можно размять мозги в свободное время — слушать музыку, смотреть кино. Но сочинять не получается.
— Альбом называется «16+». Возрастной состав публики этому соответствовал?
Шура: У нас закономерность — на всех этапах карьеры в первых рядах мы видим зрителей 15-18 лет.
А за ними — тех поклонников, что подростками ходили на концерты группы 10-15 лет назад. Т.е.новая публика прибывает, а старая не теряется.
— Как приспосабливаетесь к тем и другим одновременно? Ведь с каждой категорией надо говорить на те темы, которые ей интересны.
Лева: Это ошибочное мнение. Если так строить свое творчество, можно растерять всех поклонников. Главное — оставаться собой, именно это и интересно слушателям.
— Альбом «16+» — не социальный ли заказ? Тема подросткового взросления в сегодняшнем мире остра, драматические случаи вплоть до самоубийств у всех на слуху...
Шура, Лева: пытаемся сообразить, где там у нас тема самоубийств... Нет, скорее это тема среднего возраста. Многие из наших знакомых, которым от 35 до 45, говорят: эти песни про меня. И уж точно мы никаких соцзаказов не выполняем. То, что пишем — не чья-то там, а наша собственная гражданская позиция.
— В которой много иронии, даже сарказма.
Лева: Я бы сказал, что это самоирония. Если ты не умеешь смеяться над собой, не стоит заниматься искусством вообще.
— Проверяете действие песен на собственных детях?
Шура: Мои еще маленькие, сыну 4 года, дочке 6. Специально наши песни я им не ставил. Сами они слушают Майкла Джексона. Но и к нам на концерты ходят, так что песни знают. В прошлом году был у нас опыт: в «Крокусе» играли концерт с симфоническим оркестром, и дети вышли с нами петь.
Лева: мои дети тоже пели со мной в «Крокусе», исполняли «Молитву» (песню из блокбастера «Метро». — «Труд»). Мы сейчас в семье больше озабочены общим образованием детей в школе. Они у меня отличники, спортсмены. Что касается творческой составляющей... Любят рисовать. А остальное, думаю, решат сами — чего им хочется в жизни. Выход на сцену — это был такой наш эксперимент, если хотите, блажь.
— Артистические династии создать не стремитесь?
Лева: Не верю я в артистические династии. Хотя есть, конечно, сыновья Джона Леннона, сын Пола Маккартни, не потерявшиеся в мире музыки. Сын Дэвида Боуи снимает замечательные фильмы. А вот дочки Мика Джаггера в основном в модели пошли...
— В последнее время часто можно услышать мнение, будто интернет погубил композиторское творчество. Стало-де невыгодно выбрасывать свои песни в эту бездну. Оттого и хитов уровня, скажем, вашего «Полковнику никто не пишет» больше нет.
Шура: Это рассуждение прямо в духе Юрия Лозы. Но я с ним не согласен. Просто сейчас пишется такое количество песен, которое в 1980-х и представить себе было невозможно. Тогда одним из самых дорогих этапов выпуска пластинки была звукозапись. Мало того, что ты должен хорошо играть — надо было потратить кучу денег на студию. С наступлением нулевых технологии настолько продвинулись, что 80 процентов пластинок сейчас пишутся просто в домах, на кухне. Музыки стало в мегаразы больше. И чтобы найти среди нее что-то стоящее, нужно затратить серьезные усилия.
Лева: необходим сталкер, который будет тебя вести по морю информации. Но это уже дело журналистов. К сожалению, хороших музыкальных журналистов очень мало.
— Но вы-то свои песни пишете все-таки не на кухне, а в лондонской студии.
Лева: Пишем мы их в Москве, а в Лондоне сводим. Это отдельное удовольствие — поработать с таким профессионалом, как Эдриан Бушби, у которого три Грэмми и опыт сотрудничества с Muse, Radiohead, Portishead...
Шура: Сами финансируем весь процесс. Конечно, краудфандинг помогает, но он дает примерно 20 процентов средств (за которые мы очень благодарны нашим поклонникам). Если в начале нулевых звукозаписывающие компании могли покрыть все твои расходы, то сейчас у них упали продажи дисков, а соответственно и доходы. Зато начал развиваться виниловый рынок. Еще не так стремительно, как в Европе и Америке. Но, например, группа Би-2 уже выпустила 5 или 6 винилов. Хотим за ближайшие 2 года издать на этом носителе весь наш каталог. Я сам дома всю музыку слушаю только на виниле.
— Ради винтажа?
Шура: А у вас самого есть виниловый проигрыватель?
— Даже два, один просто играет, а другой может переводить винил в CD — это когда думал оцифровать свою старую фонотеку. Но так и не собрался...
Шура: Вот видите, а тогда чего же спрашиваете? Винил — это круто, берешь в руки пластинку, ставишь — целый ритуал.
Лева: Как показывает практика, это оказался нестареющий формат. В отличие от CD. Дело даже не в том, что у вас, как у многих, осталась старая фонотека. На виниле сейчас выходит и вся новая музыка. Качество записи — высочайшее, это не винтаж, а самый настоящий хайтек.
— Вы всегда много писали для кино, на сегодня самая свежая ваша работа — «Клинч» Сергея Пускепалиса. Как возникло это сотрудничество?
Шура: Как правило, такие планы возникают спонтанно. Например, сидели мы как-то на кухне у Миши Козырева, употребляя положенные в таких случаях напитки и закуски. Были там и ребята из «Квартета И». Они говорят — вы видели наш спектакль «О чем говорят мужчины»? Отвечаем — да, видели. Они: мы по нему снимаем фильм, и нам нужно что-то вроде вашего «Серебра» и «Последнего героя»... Мы для них записали песню «Вечная призрачная встречная» и на следующих посиделках показали ее вместе с несколькими другими. Нам говорят: вы обалдели, у нас же кинокомедия... Тогда мы предложили «Реки любви», она лирическая. В результате обе вошли в фильм.
— «Клинч» тоже начался с употребления правильных напитков?
Шура: Да, это была вечеринка у одного нашего хорошего друга, куда попал и Сережа Пускепалис. А мы большие поклонники фильмов, где он сыграл — «Как я провел этим летом», «Жизнь и судьба»... Нас познакомили, он в двух словах рассказал фабулу своего будущего фильма, его режиссерского кинодебюта. А мы только что в Лондоне свели песню «Три сантиметра над землей». Поставили ему на наушниках, у него сделались вот такие глаза: «Никому не отдавайте! Это под финал фильма пойдет». И уже после этого мы записали целый альбом, из которого Сережа взял только три песни, остальное слушайте на пластинке.
— В клипе «Три сантиметра над землей» такое фантастическое видео — где вы нашли этот сюрреалистический пейзаж?
Шура: Там же, где снимался весь фильм — в каком-то строящемся спальном районе Москвы. Надо было успеть, пока дома еще не заселились, и Сережа снял картину за месяц. Кино вышло не для всех. Но Леша Серебряков, один из лучших актеров нашей страны, считаю, гениально сыграл. И молодая Ася Домская составила ему замечательную пару.
— Вы сами появляетесь в фильмах почему-то только в качестве камео.
Лева: У меня был опыт в нескольких сериалах, и я понял что мои амбиции не распространяются на актерство. Это очень серьезный труд, требующий огромного профессионализма. Стыдно отнимать чужой хлеб. Музыкантов, которые бы были и хорошими актерами, по пальцам сосчитать. Ну, Джаред Лето...
Шура: И Марк Уолберг, который до актерской карьеры был хип-хоп-музыкантом Марки Марком. А из наших, может быть, только Петя Мамонов.
Лева: Да и ролей интересных не предлагают. Читаю сценарии — там все больше стареющие рок-звезды, у которых куча детей, случайных связей и алиментов. Так что если сниматься, то на полное перевоплощение. Но это требует высшего актерского мастерства. Остается камео.
Шура: И это прекрасно (смеется). Мы появляемся в кадре максимум на минуту, вот как в «Мамах 3» с Настей Заворотнюк. Фильм мы так и не посмотрели, но, говорят, наше появление там довольно смешное.
— И в ваших видео появляются знаменитости — например, в «Хипстере». Как вы их подбираете?
Шура: На «Хипстере» мы решили поиронизировать. Обзвонили наших друзей, коллег — не только рок-н-ролльщиков, но, например, Филиппа Киркорова... Снимали всех в разные дни, никому заранее не говорили, кто с кем будет в кадре. Для каждого это оказалось сюрпризом. И надо сказать, все реагировали замечательно, проявив чувство юмора.
— Вы упомянули Киркорова — вроде это совсем другой мир по отношению к рок-н-роллу. Эстрадный цех порой называют клубком целующихся змей. Каково было сотрудничать?
Шура: Дело в том, что мы в клубок не лезем. Пересекаемся только творчески. А Филипп показал себя трудягой и профи. На площадке все сделал за час, сыграл прекрасно.
— В чем, на ваш взгляд, разница между роком и попсой?
Лева: Главная разница, по-моему, между хорошей музыкой и плохой. А таковая встречается в любом стиле. Рок — это в первую очередь свобода выражения идеи.
— Ну, в этом смысле и Высоцкий — рок. И Вертинский.
Шура: Что неоднократно подтвердили, обращаясь к их песням, Гарик Сукачев, Борис Гребенщиков и другие рок-музыканты.
— А вы никогда не обращались к этим классикам?
Лева: Мы делаем каверы любимых групп, но обычно как бонусы к нашим альбомам.
Шура: К «16+» у нас добавлены «Дайте огня» группы «Альянс», «Нэпман» группы «АукцЫон» — то, что, считаем, повлияло на наше творчество.
Лева: Мы не исключаем, что когда-нибудь споем и Вертинского. Песни ведь очень хорошие. Но это, как и творческие союзы, возникает спонтанно. Твердо мы вам можем обещать только то, что касается нашего собственного творчества.
Шура: 1 сентября вы услышите первый сингл с нового альбома, в нем будут две песни и клип на главную песню.. Летом — самый интенсивный период записи, осенью будем сводить. Возможно, возникнут и неожиданные дуэты. А в январе, как сказал нам Леша (Леонид Барац. — «Труд»), начнется работа над фильмом «О чем говорят мужчины 3», и мы приглашены участвовать.
— Вы родом из Белоруссии, живете в России, выступаете всюду, где люди говорят по-русски. Сохраняется ли еще это единое культурное пространство?
Лева: Абсолютно, только оно от прежней страны и осталось.
Шура: Это не обязательно только Белоруссия, Украина, Казахстан... Америка, Германия, Израиль и другие далекие страны в него тоже входят. На наш недавний концерт в Кишиневе приехало много поклонников с Украины, из Одессы.
Лева: Это единственный мост, который все еще нас связывает. Думаю, надо его охранять как можно трепетнее.
— Во многих ваших делах рядом с вами — Диана Арбенина, Эдмунд Шклярский, Олег Нестеров... Не было мысли создать что-то вроде союза интеллигентных музыкантов?
Шура: Нет, мы против всевозможных союзов и группировок.
Лева: Не ходим строем. Мы страшные эгоисты. Когда в дело вступают группировки, это обычно плохо кончается.