Татьяна Бакальчук, в девичестве Ким, по данным Forbes, женщина феноменальная. Ей удалось то, чего не удавалось долгие годы ни одной бизнес-леди: обскакать по количеству заработанных миллиардов одну из главных воротил российского строительного бизнеса – Елену Батурину – и стать самой богатой женщиной России.
Сейчас состояние Бакальчук составляет 1,4 млрд долл. У Батуриной – 1,2 млрд. Но если с возможностями Елены Батуриной всё было предельно ясно – должность мужа позволяла ей осваивать новые строительные пространства в главном городе страны, – то с Бакальчук всё не так прозрачно.
История перемещения Татьяны Бакальчук из мира простых домохозяек в мир женщин-миллионерш напоминает сказку о Золушке. Жила-была простая, скромная женщина, окончила Московский государственный областной социально-гуманитарный институт, худо-бедно трудилась переводчицей, не имела никакого представления ни об экономике, ни о финансах. Вышла замуж за такого же простого радиофизика, родила ребёнка. Но уже через месяц, поняв, что погрязла в домашнем быту, призадумалась: «Чем бы таким заняться, чтобы не деградировать?» Имея 700 долл. в кармане, Татьяна развернула на них интернет-магазин. Складом стала квартира семьи Бакальчук. Поначалу Татьяна сама была и логистом, и курьером, и оператором. И уже через 15 лет упорного труда она, успев за время развития компании сходить в декрет ещё три раза, становится владелицей одного из крупнейших в мире онлайнмагазинов электронной торговли (маркетплейсов).
Красивая и вдохновляющая история. Особенно вдохновляюще она звучит для мам-декретниц и домохозяек, которые как раз и стали целевой аудиторией проекта Татьяны Бакальчук и принесли компании те самые миллиарды. Женщины с маленькими детьми зачастую не могут себе позволить пройтись по магазинам, померить понравившуюся одежду. А сидя дома в декретном отпуске, обычно хочется сладкого – и шопинга. Татьяна, сама мама, это прекрасно понимала. Поэтому её «Дикие ягоды», как в народе называют компанию Татьяны Бакальчук, сыграли на больном: на сайте её магазина покупателю можно было выбрать большое количество вещей, а на следующий день примерить заказанные обновки прямо рядом с домом. При этом доставка была бесплатной, отказаться можно было от любой вещи тоже без штрафов. А первое время компания позволяла своим покупателям возвращать товар вообще в течение года, чего не разрешал ни один магазин. Ещё один бонус – в пунктах выдачи никого не раздражали женщины с колясками и плачущие малыши, потому что большинство покупателей «сами такие». Все эти поблажки пошли на руку. Женщины стали заказывать и покупать всё больше. По стране ежемесячно открывались новые пункты выдачи товаров «Диких ягод», сегодня их количество приближается к 6 тыс. По сути, компания Бакальчук – это и есть пункты выдачи, огромные склады и отлично налаженная логистика. Как-то Татьяна сказала, что создала свою компанию для того, чтобы делать людей, которые у неё покупают и которые у неё работают, счастливыми. Таких «счастливых» работников сегодня уже 20 тыс. человек. Некоторые декретные мамы, которые сначала одевались в «Диких ягодах», в эти слова поверили и пришли работать в компанию на выдачу товара. Одна из них, выдавая товар, рассказывала, что похудела за 2 месяца работы на 15 кг. Что неудивительно: в пункт выдачи приходится приезжать за час-два до открытия, разбирать, фасовать огромные коробки с заказанными вещами. В течение дня от «прилавка» не отойти – официального обеда нет, да и за покупателями глаз да глаз: если обнаружится недостача товара, сумму вычтут из зарплаты. А вечером после закрытия в 21.00 все не подошедшие клиенткам вещи снова придётся паковать в коробки. Но многие работницы, несмотря на адские условия, были рады получить здесь место – отечественный работодатель неохотно берёт молодых мам (особенно матерей-одиночек), а Татьяна брала.
Всё решает ресурс
Точной информации о том, как Бакальчук смогла заработать свои миллиарды, узнать пока никому не удалось – она практически не даёт интервью. «Я интроверт. Не люблю публичность», – объясняет она. Многие эксперты объясняют успех проекта Татьяны тем, что она верно определила особенности психологии её основной целевой аудитории. «Её клиенты – женщины, которые при помощи шопинга снимают стресс, повышают себе настроение, – говорит создатель сообщества женщин-предпринимателей Диана Фердман. – Им свойственны импульсивность и эмоциональность – именно эти качества диктуют сценарий спонтанных покупок. Тем более что для покупки достаточно буквально двух кликов. Такая схема в комплексе с правильно выстроенной логистикой обеспечили успех и доход».
Однако на сайте маркетплейса Татьяны помимо хвалебных отзывов можно увидеть и негатив. Будучи в декрете, я также пользовалась услугами её компании, и приличный процент заказанного товара оказался некондицией: сумка без ремня, плащ с пятном, ношеное платье и т. п. Кстати, судя по отзывам, многие из этих вещей потом кто-то купил: «Сумка пришла без ремня, но я взяла». Ведь она стоила дешевле, чем на оригинальном сайте бренда.
Конкуренты Бакальчук называют такую бизнес-политику одной из составляющих её успеха. Известно, что компания закупает товар, который не смогли реализовать поставщики и от которого отказались крупные магазины. Зачастую там оказывается и неликвид, и брак – но и он реализуется маркетплейсом. Из-за этого страдает репутация компании? Кто-то напишет негативный отзыв? Он всё равно потонет в море позитива – совершенно искреннего. «Проект Татьяны Бакальчук – своеобразный гипермаркет, – говорит Яна Экольская, бывшая бизнес-леди, а ныне эксперт по малому бизнесу в России. – В тяжёлые финансовые времена ты скорее пойдёшь за картошкой в гипермаркет (предварительно узнав о скидках), чем в фермерский магазин. Даже если половина той картошки, что куплена в большом магазине, потом пойдёт на выброс, а в фермерском – «картошина к картошине».
Но в гипермаркете картошка стоит 10 руб./кг, а у фермера – 60 руб./кг. Даже если перебирать и выкидывать половину – всё равно выходит дешевле. А руки помоем!»
Главным помощником в бизнесе Татьяны называют её мужа Владислава. В некоторых источниках его именуют просто «скромным радиофизиком».
Правда, сейчас, по некоторым данным, радиофизик владеет большой долей акций в компании – интернет-провайдере. Известно, что именно Владислав взял на себя ведение маркетинга в проекте своей супруги. Бакальчук как-то упомянула, что муж просчитал успех компании ещё в 2006 г.
«В России успешный бизнес с нуля без знакомств сделать нельзя, – говорит Яна Экольская. – Ресурс решает всё. Он может быть материальный или административный, наследственный либо приобретённый через нужных людей. Я мать-одиночка и поэтому хорошо знаю, как вести бизнес в декрете. Да и стартовый капитал у меня был побольше, чем у Бакальчук, – 1000 долл. Но как только дело пошло, поставщики стали нарушать договорённости, потом были введены онлайн-кассы. Многие, у кого не было нужного ресурса, просто схлопнулись. Озадачившись «феноменом Бакальчук», я нашла информацию только про мужа, который был отнюдь не радиофизиком, а вёл компьютерный бизнес, и про его друга с хорошими знакомствами, который стал партнёром в их деле».
Компания Бакальчук расширяется с каждым днём. А в семье у неё растут 4 дочки. Их одноклассники, конечно, знают, что учатся с детьми самой богатой женщины России, и иногда иронично подтрунивают над девчонками: «Вы тоже в Wildberries одеваетесь?»