Можно ли сегодня осуществить такие же «три сталинских удара» по ценам на товары народного потребления?
По прогнозам Минэкономразвития, в марте инфляция в России разгонится до 5,5–5,7%. В переводе с языка цифр на русский это означает: нас ждёт очередной рост цен. И на ум невольно приходят события 70-летней давности, когда цены в СССР были снижены на 20%. Сможем ли повторить?
Речь шла о снижении розничных цен в госторговле. Причём не первом — первое произошло ещё в декабре 1947 г., одновременно с денежной реформой. Правда, тогда оно было частичным. Хлеб и мука подешевели на 12%. Макароны, крупа и неизвестно как затесавшееся сюда пиво — на 10%. На мясо, рыбу, масло, сахар, соль, водку, вино, табак, спички и всякую «мануфактуру» цены формально не снижали, оставив на уровне «пайковых» военного времени. Зато отменили «коммерческие» цены на те же продукты.
1 марта 1949 г. началось второе плановое снижение цен. В памяти оно стало первым «настоящим» обвалом цен. Да, потом будут ещё и ещё — всего в послевоенном СССР цены снижали 6 (!) раз — вплоть до 1953 г., обычно в марте или апреле. 1 апреля 1953 г. снижение цен было самым крупным. Оно произошло уже после смерти Сталина, однако основные параметры с ним были согласованы. Глава СССР в обозримой перспективе вообще хотел некоторые жизненно важные продукты, как, например, хлеб, сделать бесплатными.
Но тогда, в год 70-летнего юбилея Сталина, снижение цен было настолько обширным и неожиданным, что вызвало у населения замешательство, а местами и недовольство. Так, устраивая «разбор полётов», глава Отдела пропаганды ЦК Дмитрий Шепилов в записке «Об откликах трудящихся на снижение розничных цен», адресованной Георгию Маленкову, пишет: «Часть женщин выражает неудовлетворение большим снижением цен на водку». Что неудивительно — водка подешевела аж на 28% (см. иллюстрацию).
Впрочем, главной эмоцией была всё же радость, а главным чувством — признательность. Тот же Шепилов цитирует письмо в газету «Известия», отправленное инвалидом войны Бегишевой: «Я — беспартийная. Но обращаю к партии полные благодарности слова. Спасибо тебе, наша родная заступница, за постоянную заботу о нас!» Конечно, можно списать подобные выступления в адрес партии на «рабский менталитет», а то и на банальное лизоблюдство. Но фокус в том, что они, как ни странно, точно отражали реальную ситуацию.
Дело в том, что партия действительно старалась заботиться о качестве жизни советского человека. И не только в послевоенные годы. До войны, в ставшем пугалом 1937 г., Совнарком СССР объявил о довольно широком снижении розничных цен. Носки, чулки, трикотажное бельё и детская одежда подешевели на 5%, ситец, шерстяные и льняные ткани, модельная обувь, галоши и папиросы — на 10%, а игрушки, патефоны, парфюмерия и оконные стёкла — на все 15%. Это можно отследить по газетам. Но некоторые частные снижения проводились без шума и пафосной кампании в прессе, как вполне обыденные мероприятия. Вот, скажем, постановление Совета труда и обороны № 234: «Снизить с 11 июня 1936 г. розничные цены на курительную махорку с 50 коп. до 35 коп. за пачку весом в 50 грамм. Разницу от переоценки... отнести за счёт госбюджета». А вот постановление Совнаркома № 1023: «Снизить с 16 июня 1936 г. действующие розничные цены на масло парижское, несолёное и солёное по всем поясам: масло „Экстра“ — на 2 руб. на кг, масло высшего сорта — на 1 руб. на кг».
Прорваться в лидеры
Это стремление обеспечить своему народу не просто сносное существование, а полноценную, сытую и благоустроенную жизнь во всех сферах особенно видно по решению Политбюро ЦК ВКП(б) от 25 июня 1931 г. Вообще это беспрецедентно — высший партийный орган озабочен тем, что трудящимся недостаёт... Нет, не хлеба или колбасы, а зелёного лука и свежего салата — «ранних овощей». И наводит порядок деятельно и жёстко: «ЦК считает совершенно недопустимым высокие цены на ранние овощи, и в особенности огромные наценки на них, и рассматривает это как извращение партийной политики коммунистами, работающими в заготовительных и торгующих организациях». От «извратителей партийной линии» до «врагов народа» путь тогда был коротким. В итоге ранние огурцы дешевеют с 40 коп. за штуку до 20 коп. Редиска — с 30 коп. за пучок до 12 коп. Салат и шпинат — с 1 руб. 20 коп. до скромного полтинника за кило. Всего-то и надо было, чтобы партия приняла волевое политическое решение: «Упразднить всякие наценки для тех организаций, которые сами непосредственно заготовкой ранних овощей не занимаются». То есть исключить из торговой цепочки многочисленных посредников.
Из таких вот «мелочей» на протяжении всего довоенного и послевоенного периода складывалось управление советской экономикой. И это заметили со стороны. Видный американский социолог Баррингтон Мур в 1954 г. писал: «Сама по себе советская экономическая система не генерирует безжалостной энергии, которая сделала СССР первоклассной индустриальной державой. Это делает коммунистическая элита, ставшая тем же, чем были носители авантюрного духа предпринимательства, создавшие индустриальные и финансовые империи западного мира. Если политический источник этой экспансии исчезнет или уменьшится, нет ничего, что могло бы его заменить». По большому счёту, американец всего лишь научно и авторитетно повторяет наивные слова трудящихся об очередном снижении цен: «Спасибо партии родной...».
Его жёсткий тон можно понять — СССР тогда уверенно вырывался в лидеры. В том числе и благодаря регулярным снижениям цен. В том же 1949 г. было сказано: «Ещё на первом этапе снижения цен значительно поднялась покупательная способность рубля, улучшился его курс по сравнению с курсом иностранных валют». И это не пустые слова. Спустя всего лишь год рубль укрепился настолько, что Совет Министров СССР постановил: «Прекратить с 1 марта 1950 г. определение курса рубля по отношению к иностранным валютам на базе доллара и перевести на более устойчивую, золотую основу в соответствии с золотым содержанием рубля».
Как Сталину удавалось понижать цены 6 лет подряд
Товары в советских магазинах в послевоенную эпоху дешевели под воздействием продуманного экономического механизма. Можно ли его снова включить в современной России?
Рассуждает доцент экономического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова Александр Ломкин:
— При Сталине до каждого предприятия доводился план по снижению себестоимости продукции. В значительной степени именно снижение издержек производства стало залогом экономической победы в Великой Отечественной войне. Этот опыт и результаты народного хозяйства сделали возможным регулярное снижение цен уже после войны. Система государственного планирования и распределения, целенаправленное сокращение издержек создавали экономическую модель, в которой хозяйственные звенья не дублировали друг друга. В такой системе разработка и освоение новой продукции осуществлялись централизованно, в интересах государства, а не отдельного предприятия. Запланированный объём производимых товаров соотносился с выявленным спросом, затраты на логистику сокращались. Объёмы поступающей в розничную сеть продукции не приводили к затовариванию, как в нынешних супермаркетах, поэтому не возникало ситуации, когда потери от списания нереализованного товара торговля включает в цены, как это происходит сейчас.
Сталинская экономика работала без посредников и перекупщиков. Число управленцев в народном хозяйстве минимизировалось, оптовые цены устанавливались, строго исходя из издержек. Предприятия не платили государству за разработку природных ресурсов. Промежуточная продукция (от сырья до комплектующих) товаром не считалась и налогами не облагалась. А сегодня любая производимая продукция считается товаром и облагается налогами.
Послевоенное снижение цен активизировало спрос на рынке товаров народного потребления и способствовало изъятию лишней наличности, что, в свою очередь, стало эффективной антиинфляционной мерой.
Сегодня изменился социально-экономический строй. 70 лет назад экономика работала на государство и удовлетворение потребностей трудящихся. Теперь коммерческие компании работают ради прибыли, это даже записано в их уставах. И если они добиваются снижения себестоимости продукции, то, сохраняя прежние цены, максимизируют свою прибыль. Только и всего.
Что толкает инфляцию вверх?
По данным Росстата, за январь потребительские цены в России выросли в среднем на 1%. А рост к январю 2018 г. составил 5%. Что будет дальше?
Ситуацию комментирует ст. научный сотрудник Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Александра Бурдяк:
Рост налогов + падение рубля
— Точно судить о том, куда идут цены, только по январской картине нельзя. Для этого месяца характерны сезонные искажения. Например, продовольственные магазины накануне Нового года нередко переписывают ценники в сторону повышения, пользуясь тем, что люди стремятся купить к столу еду получше и повкуснее. А после праздника цены могут вернуться на прежний уровень. В России в этом году на обычную сезонность наложились ещё и повышение на 2% НДС, включённого в стоимость большинства товаров и услуг, и рост акцизов на бензин и табак. Поэтому лучше посмотреть, как выросли цены за год по сравнению с январём 2018 г. Что мы видим?
По официальной статистике, сильнее всего — на 5,5% — подорожали продовольственные товары. И это понятно. Люди покупают еду каждый день, такие покупки нельзя отложить, даже если цена стала менее комфортной. А вот спрос на непродовольственные товары после подорожания падает. Поэтому их производители и продавцы повышают цены более плавно, и в этом потребительском секторе годовой рост составил только 4,5%.
Из услуг сильнее всего за год подорожали зарубежный туризм (на 9,5%), платное образование (8,7%) и ЖКУ (6%). Турпутёвки сделало дороже повышение курсов доллара и евро к рублю. Университеты поднимают плату, пользуясь высоким спросом на обучение при дефиците бюджетных мест. А «коммуналка» планомерно растёт вслед за повышением предельного уровня тарифов по решению Федеральной антимонопольной службы (ФАС).
Есть надежда, что самый сильный всплеск подорожания, спровоцированный повышением налогов, уже позади. Тогда от марта-2018 к марту-2019 инфляция вырастет на 5,5–6% в соответствии с прогнозом правительственных аналитиков.
Низкая конкуренция + высокая коррупция
Потребительская инфляция в России сопоставима с крупнейшими из развивающихся стран. В 2018 г. цены в нашей стране выросли на 4,3%, а в ЮАР, например, на 4,4%, в Мексике — на 4,8%, в Индии — на 5,2%. И, думаю, в ближайшие годы Россия останется в этой же группе. Перейти в другую лигу, где представлены США и страны ЕС с инфляцией не больше 2%, мы не сможем. В 2011–2013 гг. цены в России ежегодно росли на 6–7%, в кризис инфляция достигала 13%, в 2017 г. снизилась до 2,5% и теперь возвращается в общем-то привычный для нашей экономики коридор.
В теории рынок должен сопротивляться необоснованному росту цен. Новая цена должна быть подкреплена ценностью продукта для потребителя — более высоким качеством, новаторскими техническими решениями. Но в российских, южноафриканских, мексиканских и индийских условиях товары и услуги чаще дорожают совсем по другим причинам. Развивающиеся рынки нестабильны и непрозрачны. В этих странах чаще падают курсы национальных валют и чаще меняются налоги. Здесь выше объёмы теневой экономики и коррупции. И за всё это — от дорожающего импорта до растущих взяток чиновникам и стоимости обналички — приходится платить потребителям.
Понижаются цены только там, где есть настоящая конкуренция. Поэтому бессмысленно говорить о снижении платы за тепло в районе, где работает только одна котельная. Её тариф в любом случае будет близок к максимально разрешённому ФАС. Трудно ждать понижения цен на рынке, где всего 3–4 крупные компании, которые могут договориться об удобных правилах игры друг с другом и с государством. И посмотрите, как упали цены на такси после того, как появилось множество диспетчерских, применяющих интернет-технологии.
Но когда цены дружно катятся вниз, как было в Японии, тоже плохо. Ведь одновременно падает прибыль компаний, перестают расти зарплаты сотрудников. Как потребители мы заинтересованы в умеренных ценах на то, что покупаем, как работники — в росте цен на то, что продаём. Всё должно быть сбалансировано.
Замглавы Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Андрей Цыганов:
«Понятно совершенно, что для потребителя плохо, когда цены растут. Но потребитель тоже должен понимать, что если цены будут всё время низкими, то развития не будет. Производитель должен получать адекватную прибыль, чтобы ему хватало для того, чтобы поддерживать своё производство и, самое главное, чтобы развивать его».
В какую сторону перепишут ценники?
Год начался с резкого роста цен на курятину — на 20%. Вслед за ней в ряде регионов подорожал и хлеб — до 2%. Это произошло из-за подорожания на 40% муки. Как будут вести себя цены весной?
Фрукты и овощи. «Конец зимы и весна считаются периодом высоких цен — ведь своё мы ещё не вырастили, а все запасы урожая уже использовали. Приходится делать закупки за рубежом. Поэтому до конца мая — начала июня ждать снижения цен на овощи и фрукты не придётся, — прогнозирует председатель правления Ассоциации производителей и поставщиков продовольственных товаров „Руспродсоюз“ Дмитрий Леонов. — Но и когда у нас пойдут свои тепличные овощи на грунте, цена не изменится — наши производители предпочитают продавать продукцию по пиковой цене, понимая, что поставщикам и ретейлерам деваться некуда».
Мясо птицы. «Рост цен был прогнозируемым. К примеру, курица подорожала более чем на 20% из-за снижения импорта и сокращения рынка. Ценник на мясо птицы может ещё раз вырасти весной, — продолжает Д. Востриков. — Многие сети упирались до последнего, не соглашаясь идти навстречу поставщикам и повышать цены. Теперь же многие согласились с условиями поставщиков».
Молочные продукты/мясные полуфабрикаты. «У мясных полуфабрикатов есть шансы обойтись без подорожания. По данным Росстата, свинина, входящая в их состав, в рознице с начала года подешевела на 1,4%, а оптовые цены благодаря росту объёмов производства снизились на 12%», — констатирует член Торгово-промышленной палаты РФ Анна Вовк. А вот молоко, по словам эксперта, будет дорожать. «Во-первых, производители сырья в 2018 году столкнулись с серьёзной конкуренцией со стороны дешёвого импортного пальмового масла и вынуждены были снижать цены, — объясняет А. Вовк. — Во-вторых, с 1 июля вводится требование оформлять ветеринарные сопроводительные документы на пакетированные молочные продукты. Ретейлеры жалуются, что это может повысить их издержки на 25–30%. Всё это весной может привести к подорожанию молока на 10–15%».
Одежда. Всплеск повышения цен на одежду, по оценкам экспертов, нужно ждать во второй половине года. Тогда должны ввести обязательное чипирование на одежду, обувь, сигареты, духи, фототехнику и постельное бельё иностранного производства. Это усложнит процесс производства и поставки товаров. Причём больше всего изменения коснутся товаров низкого ценового сегмента.
Рыба. «Цена на лососей формируется в сентябре-октябре, когда заканчивается путина и понятно, сколько выловили рыбы. Поскольку улов был в 2 раза выше, чем в прошлом году, — рыбы на рынке много. Поэтому цена на горбушу расти не будет. Более того, она будет снижаться на 10–20%: запасы нужно реализовать до конца срока годности (9–10 месяцев), — говорит вице-президент Ассоциации производственных и торговых предприятий рыбного рынка Александр Фомин. — А вот по мойве прогноз сделать сложно. Пока активных продаж нет, но то, что уже предлагается, в цене на 30–40% выше, чем в прошлом году. Не исключён дальнейший рост стоимости».