3 апреля в вагоне поезда в петербургском метро произошел взрыв на перегоне между станциями "Сенная площадь" и "Технологический институт - 2". Погибли 14 человек, более 50 ранены. Следственный комитет возбудил уголовное дело о теракте (ст. 205 УК РФ). В Северной столице это первая подобная трагедия.
Третий вагон опытные пассажиры выбирают, чтобы быстрее подняться наверх или сделать пересадку. Он редко бывает пустым даже в середине дня. Узел метрополитена на Сенной площади самый крупный в Санкт-Петербурге, поскольку объединяет три станции, "Технологический институт" тоже узловая станция: переход с красной на синюю линии. У обеих станций — многочисленные вузы.
В тот день синяя ветка стала черной. День был выбран не наобум: 3 апреля в Петербурге был президент России на медиафоруме, к тому же это первый день после школьных каникул. Понятно, что в городе, где находится первое лицо государства, "режим" усилен. Тем не менее планировалась двойная акция: как говорят правоохранители, взрывное устройство на станции метро "Площадь Восстания" удалось обезвредить.
Слово и дело
"Как мне домой добраться? Не знаете?! А кто знает?" — девушка в истерике бросается к полицейским у подземного перехода на Сенной площади около 6 вечера. Переход ведет в метро. Стражи порядка за оградительной ленточкой пожимают плечами.
"Куда их могли отвезти?" — к тем же полицейским подбегает мужчина, он ищет жену и внучку. "А вы на Техноложку идите — там знают,— советуют ему.— А вообще всех в Мариинскую и Джанелидзе отвезли". На тот момент еще не было списков жертв, и мне приходится трижды объяснять, как проехать в больницу: родные не отвечают, человек в шоке, а до больниц ничто не едет — только пешком.
До Техноложки 15 минут быстрым шагом. Бегу. По дороге замечаю, что кордоны полиции, машины скорой не прервали привычной жизни: торговые центры и кафе работают, зеваки снимают на телефоны первые траурные букеты у народного мемориала на Сенной площади.
Городские власти обещали бесплатный проезд на весь день. Но этот гуманный жест разделили не все перевозчики. Сама видела, как в начале шестого толпа штурмовала троллейбус N 17 у Электросилы по направлению к Сенной — первый рейс, который шел по маршруту.
— Путин же сказал: бесплатно! — возмущается парень, когда кондуктор подошла к нему с валидатором. Та оправдывается: "Но нам руководство не сообщило". Все платят. Кто-то удивляется: можно ведь позвонить начальству и спросить, надо ли брать плату сегодня. "Да боится она",— подводит черту немолодой пассажир, не отрываясь от гаджета.
Это ключевое, знаковое: как бы чего не вышло. Та же реакция у первого сотрудника полиции, с которым я говорю у "Технологического института". "Родственник, нет? Журналист? Все вопросы в пресс-центр",— рубит и отворачивается страж порядка. А вот его коллега ведет себя по-другому: объясняет, в какие больницы отвезли людей.
Когда в Петербурге после теракта закрыли все станции метро, город мигом превратился в огромную пробку. Запустили бесплатный общественный транспорт, но и он тоже встал. Западный скоростной диаметр (платная магистраль внутри города) отменил плату, многие такси возили бесплатно, хотя были и спекулянты — на любой войне находятся мародеры. Но все же отзывчивых было больше: те, кто сам был на колесах, не просто подбирали попутчиков, но и специально срывались в центр, чтобы помочь людям добраться до дома. В соцсетях создали группы: автомобилисты предлагали бесплатно подвезти в запертом городе. На некоторых заправках за бензин у волонтеров даже денег не брали. Кстати, и на следующий день, во вторник, когда метро уже опять работало, многие водители продолжали предлагать свою помощь. Общий страх перед подземкой тем, кого этот теракт застал в Петербурге, был понятен без слов.
Как Петербург стал Ленинградом
Машинист Александр Каверин управлял тем самым поездом, в котором произошел взрыв. Он не растерялся, не остановил состав: это, подтверждают специалисты, и спасло многие жизни. Отбиваясь от журналистов, измученный Каверин повторял: "Я действовал по инструкции". Но инструкции были не у всех. По словам очевидцев, пассажиры помогали эвакуировать пострадавших, прохожие старались помочь выбравшимся на землю людям — чтобы жизнь продолжалась, надо было действовать без инструкций.
Само слово "теракт" прозвучало не сразу: как будто ждали указаний свыше. Все стало окончательно ясно, когда за полчаса до полуночи у "Технологического института" появился Владимир Путин — молча возложил розы. Губернатор Полтавченко прилетел на вертолете на Сенную площадь еще днем в трагический понедельник, но с видеообращением к горожанам, где содержалась оценка происходящего, выступил только во вторник.
Само собой, Питер не первый в цепочке мегаполисов, ставших жертвами террористов в последние годы, но наблюдать за тем, как твой город буквально на глазах осваивает самостоятельность, чтобы постоять за себя, было удивительно. И дело не только в городском транспорте и частных водителях. Железнодорожники объявили о том, что вернут в полном объеме стоимость билетов опоздавшим на поезд из-за транспортного коллапса. В Пулково к опозданиям тоже отнеслись с пониманием.
Или еще пример: узнав о трагедии, петербуржцы встали в очередь — сдавать кровь. Их было столько, что Станислав Давыдов из Городской станции переливания крови уже 4 апреля заявил: "К 10:00 утра сообщаем: крови более чем достаточно. Пострадавшие в результате взрыва и пациенты всех больниц города полностью обеспечены".
После взрыва
Когда первый шок проходит, возникает страх, а с ним и вопросы: зачем нужны рамки в метро, если они не уберегли от террора? И кто нас защитит, если защитит? Антитеррористическая охрана метрополитена, на оснащение которой потрачены огромные средства, оказалась бессильной.
В интернете произошло неизбежное: началась сетевая возня, блогеры бросились расписывать теории происшедшего разной степени агрессивности и политизированности. Кто-то искренне соболезновал Петербургу, кто-то сравнивал Питер с другими пострадавшими от террора городами, хотя это и было вряд ли уместно. Кто-то искал врагов... Первым "подозреваемым", который попал на камеры наблюдения метро, а потом сам явился в полицию, оказался россиянин Андрей Никитин. Он окончил Рязанское военное училище, служил в Чечне. Сейчас — капитан в отставке, принял ислам. Выглядит соответственно — черная борода, тюбетейка. Его успели сделать "врагом" пламенные блогеры. Но Никитин философски воспринял подозрения в свой адрес и даже похвалил правоохранителей за бдительность. Правда, капитана даже после допроса не пустили на рейс в Москву: а вдруг джихад?
Официальная версия от СК России подоспела сильно позже: теракт в петербургском метро устроил 22-летний террорист-смертник, уроженец Киргизии Акбаржон Джалилов, имевший российское гражданство. Он работал в автомастерской. Сообщники террориста пока не найдены.
Вообще, по городу ходит множество слухов — о том, что взрывов было несколько, о том, что взрывчатка найдена и на других (кроме названных официально) станциях метро, о том, чьих рук это дело... Все знают мало, но от домыслов становится порой жутко. Как и от мысли, что для кого-то совсем недавно теракт мог быть поводом для идиотских звонков и шуток... Похоже, город никогда больше не будет прежним, хотя со временем и залечит рану. Только это будет уже другой город — сплоченный, хотя и раненый, узнавший на горьком опыте, что такое взаимная поддержка и что такое страх спускаться в метро. Придется учиться жить и с тем, и с другим. Но главное — не потерять тот особый градус независимой от возраста и социального положения человечности, который мы вновь обрели, когда пришла беда. Ведь можно же его поддерживать и без несчастий!