Четыре триллиона человеческого капитала
Рейтинг:
Голосуй за статью.
0
Автор: Дмитрий Бутрин, Анна Макеева. Коммерсантъ
Высшая школа экономики представила проект цифровой реформы образования
Центр стратегических разработок (ЦСР) 11 апреля представит на конференции Высшей школы экономики доклад «12 решений для нового образования» — предложения ВШЭ по образовательной реформе. Ее идеи — приоритет трат на образование перед расходами на здравоохранение в предлагаемом ЦСР «бюджетном маневре», управление реформой не на уровне Минобразования, а из проектного офиса правительства, сверхбыстрая цифровизация средней и отчасти высшей школы и передача инновационной инфраструктуры в регионах университетам. Частный сектор ВШЭ видит до 2024 года в образовании скорее строительным инвестором и в целом пока негативно относится к росту частных расходов. Одна же из главных идей программы — социал-демократическая: долгосрочное преодоление социального неравенства через образование.
Доклад ВШЭ готовился группой под руководством ректора университета Ярослава Кузьминова и главы Института образования ВШЭ Исаака Фрумина при участии директора Института социальной политики ВШЭ Лилии Овчаровой по заказу ЦСР — как часть пакета реформ, переданных командой Алексея Кудрина в мае 2017 года в администрацию президента. Напомним, одно из ключевых предложений ЦСР — «бюджетный маневр», увеличение финансирования госрасходов на «человеческий капитал» (образование, здравоохранение, соцуслуги и т. п.) в 2018–2024 годах. В образовании допрасходы на эти цели должны возрасти на 0,4–1,2% ВВП (с нынешних 3,6%), и ВШЭ подробно описывает, на какие программы нужно потратить эти средства.
Базовая идея доклада представляется очевидной, но непроверяема и во многом — предмет веры: «человеческий капитал» способен «во многом автономно» влиять на экономическое развитие и самостоятельно формировать экономические институты в стране. В связи с этим инвестиции в образование, настаивают в ВШЭ, должны стать приоритетом «бюджетного маневра». «Оптимальным» сценарием назван рост госрасходов на «хронически недофинансированную» систему до 4,8% ВВП к 2024 году, «инерционным» — их фиксация на уровне 4% ВВП, «базовым» — повышение до 4,4%. «Оптимальный» уровень затрат должен не только сохранить пока существующее конкурентное преимущество экономики РФ (высокий уровень образования рабочей силы), но и к 2035 году обеспечить ей лидерство в цифровой экономике за счет быстрой цифровизации и внедрения IT-технологий в преимущественно государственный образовательный сектор. Цифровизация также должна предотвратить закрепление существующего социального неравенства, в том числе территориального.
12 проектов ВШЭ, стоимость которых в целом 4,5 трлн руб. с 2019 по 2024 год, разработаны в классическом понимании образования как института социал-демократического государства «от колыбели до могилы»: уже первый проект (3% от всех расходов) предлагает создание «патроната» для детей в возрасте до трех лет — 12 тыс. специалистов по детскому развитию, которые будут не реже раза в месяц консультировать прежде всего проблемные семьи. Другой проект призван дать всем детям в возрасте шести лет возможность годового предшкольного образовательного курса. В «школьной» части доклад предлагает сверхбыструю цифровизацию с частичной заменой учебников учебно-методическими комплексами, автоматизацию отчетности, подключение всех школ к широкополосному интернету, строительство 2 тыс. новых школ и ремонт 5 тыс. устаревших (инфраструктурные расходы оценены в 20% всех трат).
Для школ в «сложных социально-экономических условиях» предлагается специальный режим контроля и поддержки, во многом — для борьбы с социальным неравенством: доклад описывает миграцию населения в города ради образования как явно негативный процесс. Также беспокоит ВШЭ рост популярности среднего профессионального образования (СПО) — оно используется для ухода от ЕГЭ при поступлении в университеты. Авторы полагают, что большая часть выпускников СПО (и университетов) не рассчитывают на работу по специальности, и описывают способы перенаправления процесса в разумное русло — для этого нужны инвестиции в СПО и среднюю школу (в перспективе они могут сливаться) в части технологического образования.
Идеи реформ высшей школы напоминают китайский «проект 985» — план роста господдержки 39 крупных университетов, из которых девять («группа C9») были бы и экспортерами образования, и национальными флагманами мирового уровня (реализовывался в КНР с 1998 по 2017 год с переменным успехом). Главная идея ВШЭ в этой сфере — оплата до 35% госзадания исследовательским университетам в виде финансирования научных разработок, передача им региональной «инновационной» инфраструктуры (бизнес-инкубаторы, технопарки и иннопарки), создание пяти центральных университетов, кооперация по схеме «1+3» (один центральный университет — три региональных) и поддержка 25 отраслевых и 100 региональных университетов. Идея «непрерывного образования» в проекте реализуется как формирование 200 центров образования взрослых на базе колледжей, вузов, НКО и корпоративных университетов. Наконец, кадровое воспроизводство образованию должен обеспечить не рост зарплат (ВШЭ считает, что майские указы 2012 года будут выполняться и далее), а пошаговая переподготовка управляющих команд и педагогов. Сложность реформы такова, что ВШЭ заранее предлагает координировать ее проведение не на уровне министерства, а через отдельный проектный офис «Образование» в Белом доме.
При всей масштабности предлагаемой реформы (часть приложений которой, по всей видимости, будет реализована) ее основные спорные моменты очевидны. Это отчетливая ориентация на государственное образование: негосударственному сектору отведена важная роль лишь как источнику инвестиций в матобеспечение школ и СПО по схеме, сходной с «инфраструктурной ипотекой» Минэкономики. Причин, по которым рынок труда не может сам транслировать свои потребности в систему образования, обеспечивая финансирование допобразования через домохозяйства, доклад ВШЭ не разбирает. Между тем для «цифровой экономики» организация экосистемных связей рынка труда, образования и экономики домохозяйств — вопрос ключевой и пока не решенный. Впрочем, это проблема мировая — большинство стран ОЭСР пока реализуют модели реформ, сходные с предложенной ВШЭ и ЦСР.
Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.