Когда «Днепр» невероятным усилием пробился в финал Лиги Европы, реакция российской футбольной общественности предсказуемо оказалась противоречивой, в том числе и по причинам, непосредственно к футболу не относящимся.
Кто-то радовался за команду, которая в свое время открыла будущего великого тренера Валерия Лобановского, а после даже стала чемпионом СССР. Кто-то сетовал на низкий рейтинг нынешнего розыгрыша, в котором до финала добралась средняя по составу команда, с трудом преодолевшая групповой барьер. Кто-то возмущался тем, что два российских монстра в лице питерского «Зенита» и московского «Динамо» не добрались даже до полуфинала, а «какой-то» украинский «Днепр» — не киевское «Динамо», не «Шахтер», а именно подшефные пресловутого олигарха Коломойского — их обошел.
И вообще, если на Украине, судя по российским СМИ, царит полнейший развал, то с чего вдруг футбол оказался на подъеме? Да все просто. Если киевский «Олимпийский» на ответный полуфинальный матч «Днепра» с «Наполи» собирает больше 60 тысяч болельщиков со всей Украины, номинальные хозяева героически побеждают едва ли не главного фаворита второго по значимости еврокубкового турнира и это становится для страны событием знаковым, то не есть ли это косвенное свидетельство тому, что не все у наших бывших братьев так плохо?
Если бы «Зенит» вышел в финал, у нас бы крика было не меньше — может быть, даже больше. Но «Зенит» с его дорогущим интернационалом по собственной вине уступил дорогу действующему победителю Лиги Европы «Севилье», для которой нынешний финал стал четвертым за последние десять лет. К слову — каждый новый розыгрыш Лиги Европы в России изначально объявляется потенциально «нашим», но одиночные победы ЦСКА и «Зенита» остались в прошлом, а клуб из Андалусии штампует победы раз за разом и без громких заявлений.
«Днепр» своего добился не без доли везения, но заслуженно — стойкостью и терпением, невероятным упорством и полной самоотдачей. Именно эти качества, которых в итоге не хватило нашим лидерам, и позволили команде Мирона Маркевича совершить невозможное, пройдя в плей-офф поочередно греческий «Олимпиакос», голландский «Аякс», бельгийский «Брюгге» и, наконец, итальянский «Наполи». Ни в одном из противостояний днепропетровцы не считались фаворитами, каждый шаг к финалу давался со скрипом, побеждали «на тоненького», а потолком им заранее определили полуфинал, потому что «Наполи» Рафаэля Бенитеса, как-никак команда из Лиги чемпионов, должен был вернуть выскочек в реальность, на подобающее им место.
Ведь «Днепр» даже на роль «топ-клуба по-восточному» не тянет, эту позицию на Украине давно застолбили за собой «Динамо» и «Шахтер», да и «Металлист» в новейшие времена имел больше оснований считаться третьим клубом Украины. Конечно, хорошо знакомый российским болельщикам испанец Хуанде Рамос за четыре года работы с командой многое сделал, чтобы изменить ситуацию, но все равно «Днепр» даже отдаленно не рассматривался экспертами как претендент на победу в Лиге Европы.
Очевидно, так думал и «Наполи», и нарвался. Вратарь Денис Бойко в Неаполе пропустил всего один мяч, хотя только Инсало Игуаин имел пять моментов. Вышедшему на замену Евгению Селезневу под занавес матча хватило одной возможности, офсайд судьи не углядели, это оказался выстраданный шанс, в который надо было вцепиться зубами. И они вцепились и выгрызли у «Наполи» победу, которая нужна была не только Днепропетровску.
Заявление, что выход «Днепра» в финал посвящается бойцам АТО, было не очень к месту, уводило с футбольной дороги на военный шлях и крайне обостряло без того непростую ситуацию. Хорошо, что прямого повода дальше ее педалировать не было.
Вот тут-то в Европейском союзе футбольных ассоциаций должны были воздать хвалу небесам за то, что «Зенит» вовремя проиграл «Севилье». Возможная встреча Днепра и Питера в финале, да еще в Варшаве на «Народовом» ставила бы перед чиновниками трудноразрешимые проблемы, и никакие увещевания и напоминания о том, что спорт вне политики, что война войной, а играть в футбол надо, не помогли бы. Бог миловал, пронесло.
За «Днепр» можно было болеть с чистым сердцем еще и потому, что в финал вышла команда, на ведущих ролях в которой — украинцы. Мы и забыли о тех временах, когда в составе того же свежеиспеченного чемпиона России в еврокубковых матчах на поле выходили хотя бы четверо российских футболистов. Да ладно «Зенит» — кто из претендующих на какой-либо трофей клубов играет «своими», та же «Севилья» не лучше, не говоря уже про евромонстров.
А в составе «Днепра» в Варшаве в главном для многих футболистов матче в общей сложности участвовали девять украинцев. Только за это команде стоило аплодировать. Но она еще и сыграла так, что видавшие виды соперники после финального свистка плакали от счастья — если бы победа была дежурной, на нее так бы не реагировали.
Упустившие, может быть, единственный в жизни шанс днепропетровцы тоже плакали.
Нет, конечно, «Севилья» была сильнее, настойчивее и мастеровитее. Но не зря Хуанде Рамос предупреждал своего испанского коллегу, что он столкнется с «очень крепкой, слаженной командой, с огромной мечтой и непоколебимой верой». Унаи Эмери, тот самый, немного бывший спартаковским «тренеришкой» (известное определение Артема Дзюбы), ошибку «Наполи» не повторил и предупреждениям внял. Не меньше, чем кубок, его «Севилье» кровь из носу была нужна победа — не ради рекорда, а ради попадания в Лигу чемпионов. Так они и играли — «от ножа», без малейшего расслабления или снисхождения к сопернику.
«Севилья» знала, что такое финал, она это проходила, и не далее как в прошлом году. А «Днепр» — не проходил никогда, потому-то, поймав контригру (так он и открыл счет), и терял ее тут же, а с изящным обводящим ударом Руслана Ротаня со штрафного поймав удачу, не смог ее приручить надолго. «Севилья» жала-жала — и дожала.
Это был футбол, может быть, не самой высокой пробы, но самого высокого накала. Справедливый и честный футбол, не омраченный ничем.
Если я чему-то в этот вечер завидовал, то только этому.