Кажется, в истории о спорах наследников Жени Белоусова наконец-то поставлена точка! В ноябре 2023-го мы писали о конфликте наследников знаменитого певца, собиравшего стадионы в позднем СССР и после его распада. Напомним, что сам исполнитель «Девочки синеглазой» и «Девчонки-девчоночки» внезапно скончался в 1997 году в возрасте 32 лет. У него остались двое детей от разных женщин. Дочь Кристину (женщине сейчас 36 лет) артисту родила Елена Худик, с которой Белоусов был знаком еще со школьных лет в родном Курске. Сына Романа (ему 31) - клавишница его группы Оксана Шидловская. При этом есть один важный нюанс: на момент рождения детей Евгений не был женат ни на той, ни на другой. Например, с Еленой Худик он расписался лишь через несколько лет...
Известно, что после смерти Евгения все его наследство досталось дочери. Хотя и Роман на тот момент уже был признан судом биологическим сыном музыканта. До поры до времени молодой человек вопрос наследства не поднимал. Но недавно, как он рассказывал в интервью «КП», один из федеральных каналов решил запустить проект про Женю Белоусова и обратился за правами на песни к его детям. Вот тут-то и выяснилось, что Роман и Кристина к интеллектуальной собственности звездного отца не имеют никакого отношения. Они пытались договориться между собой, но когда Роман посчитал, что сестра пытается оставить его ни с чем, обратился к адвокатам и пошел в суд.
«Отказался от иска»
Адвокат Сергей Жорин рассказал KP.RU, что детям Евгения Белоусова все-таки удалось договориться и не ввязываться в долгие судебные тяжбы.
- Мы подали от имени Романа иск, и уже в ходе подготовки к судебному разбирательству у нас возникло взаимопонимание с другой стороной. Мы договорились, как будет решен этот вопрос и что кому достается. Изначально Роман хотел получить именно исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, ни на что другое мы не претендовали. Так что в итоге пришли к соглашению: Роман просит суд вернуть иск, а затем они с сестрой оформляют у нотариуса свидетельство о вступлении в наследство. Так и было сделано. Суд исковые требования Романа не рассматривал. В практике это очень редкий случай, когда наследник официально вступает в наследство спустя 26 лет!
В документе теперь записано, что Роману и Кристине принадлежит «исключительное право на результат интеллектуальной деятельности». Совместно, то есть по ½ доли. Но что это значит? Не секрет, что все главные хиты Евгения Белоусова были написаны не им самим, а другими людьми. Например, авторы «Девочки синеглазой» и «Ночного такси» - Виктор Дорохин и Любовь Воропаева. «Девчонку-девчоночку», «Вечерок-вечерочек» и «Дуню-Дуняшу» сочинили Игорь Матвиенко и Александр Шаганов. А вот песню самого Белоусова «Карина» из его последнего альбома едва ли кто-то вспомнит.
Так на что же теперь имеют право наследники певца? Юридические тонкости объяснил адвокат Сергей Жорин:
- Роман и Кристина теперь могут претендовать на выплату вознаграждения за использование исключительных прав на музыкальные произведения, которые принадлежали их отцу. Могут разрешать другим лицам использовать эти произведения или, наоборот, не давать согласия.
Другими словами, дочь и сын музыканта теперь имеют право получать деньги за использование исключительных прав, которые принадлежали Жене Белоусову. Правда, пока даже самим наследникам не очень понятно, как это все будет устроено (см. «Кстати»).
На гонорар с каждого концерта можно было купить квартиру
Стоит отметить, что брат и сестра закрыли и вопрос о пересмотре наследства, полученного дочерью Белоусова после его смерти. Ранее было известно, что певец оставил после себя как минимум одну трехкомнатную квартиру в Москве... А что еще?
- Нам удалось ознакомиться с наследственным делом. Но из соображений корректности я бы не хотел об этом говорить, - уклонился от расспросов Сергей Жорин.
Мать Романа Оксана Шидловская после смерти любимого мужчины ввязываться в споры из-за наследства не стала. Хотя им с сыном без помощи Белоусова пришлось нелегко.
- Я был маленьким (когда умер певец, его сыну было всего четыре годика. - Авт.), но помню, что маме приходилось бомбить на нашем «Москвиче», потому что денег не хватало, - вспоминает Роман Белоусов. - Из шоу-бизнеса, из музыки мама после смерти отца ушла.
При этом вот что странно с точки зрения логики современной эстрады. В конце 1980-х Евгений Белоусов собирал стадионы и огромные Дворцы спорта. И в каждом городе можно было дать несколько концертов подряд. Доходы были такие, что артисты его уровня увозили с выступлений наличку тяжелыми сумками.
- Году в 1989-м, когда у Жени началась сольная карьера и слава, он мне признался, что с каждого концерта получает по 20 тысяч рублей. Тех еще, старых, советских, - рассказывает «КП» бывший солист группы «На-На» Валерий Юрин.
Тогда этой суммы хватило бы, чтобы купить два новеньких «жигуля». Или одну «Волгу». Или 2 - 3-комнатную квартиру в Москве. И так с каждого концерта.
- Бари Алибасов мне рассказывал, что в те годы они наличные деньги таскали огромными клетчатыми сумками, как у челноков. И он никогда точно не знал, сколько у него денег, - вспоминает Жорин. - В его квартире стояло шесть-семь мешков с пачками денег, откуда кто-то из близких мог брать сколько ему надо. Я думаю, что у Жени Белоусова в какой-то момент могло быть примерно то же самое.
Так почему же человек, который ворочал такими суммами, почти ничего не оставил своим наследникам? Понятно, что в 32 года он умирать, разумеется, не собирался. Но к тому времени его имя уже как минимум 7 лет гремело на эстраде.
Куда исчез капитал
Белоусов и Юрин дружили - в 1980-х пару лет вместе играли в группе Алибасова «Интеграл», но и потом продолжали общаться.
- Время было такое, что еще не была развита банковская система, и мало кто понимал, как можно сохранить эти деньги, как их вкладывать. Мы и слова-то такого - «инвестиции» - не знали, - объясняет Валерий Юрин. - Кто-то хранил деньги на сберкнижках - они в один момент оказались заблокированы, и их невозможно было снять. Потом появились различные финансовые пирамиды, которые обещали сверхдоходы, народ туда деньги нес и прогорал. Многие считали, что надежнее всего хранить свои сбережения наличными дома. Но когда цены отпустили, деньги быстро обесценивались, купюры превращались в фантики...
В 1995 году Белоусов вложил почти все свои оставшиеся сбережения в ликеро-водочный завод под Рязанью, который ему предложили открыть некие товарищи. В этот бизнес певец принес, по слухам, 100 тысяч долларов - сумасшедшие по тем временам деньги. Причем, как говорят, это была не разовая инвестиция, в производство приходилось вкладывать еще и еще.
- К сожалению, Женька связался с бандитами. Наивный артист, который никогда бизнесом не занимался и поверил людям. Зря он туда полез, конечно. Думаю, они с самого начала все это затеяли, чтобы взять его деньги и кинуть, - говорит Юрин.
«Ему надо было постоянно пить таблетки»
Многие считают, что знакомый всей стране Белоусов для его «партнеров» был удобной ширмой, за которой прятались. К сожалению, сам он это понял, только когда у завода начались проблемы. Предприятие обвинили в махинациях, начались арест имущества, разбирательства с силовиками.
- Женька очень тяжело все это переживал, - продолжает Юрин. - К тому времени концерты иссякли. Новых хитов не было. Слава уходила. Это очень тяжело - падать с вершины. А тут еще проблемы с бизнесом. К сожалению, он начал выпивать. Набрал лишний вес. Последний раз мы с ним виделись за день до того, как он попал в больницу.
Это весна 1997-го. Встреча, как вспоминает Юрин, была дома у Алибасова. Товарищи договорились тряхнуть стариной, выйти в составе группы «Интеграл» на «Музыкальный ринг» (была такая популярная телепрограмма на Ленинградском ТВ) против «На-На» - этакая битва старой группы Бари с новой.
- Женя этой идеей загорелся. Мы собрались на репетицию и, как у музыкантов бывает, выпивали при этом. Очень жалею, что я в тот день соблазнил Женьку выпить со мной коньяк. Он вдруг покраснел, как будто давление у него поднялось. Потом ему «захорошело». Расстались, а позже я узнал, что он оказался в больнице. Я ведь даже не знал, что у него панкреатит (воспаление поджелудочной железы. - Авт.). Потом еще выяснилось, что была травма головы - последствия аварии в детстве. Ему надо было бы таблетки постоянно пить, а он отмахивался. Но мы, друзья, узнали об этом слишком поздно.
2 июня 1997 года любимца миллионов не стало. Известно, что после смерти Евгения Белоусова его водочная компания быстро лопнула, а куда в итоге делся этот актив, никто и никогда не узнал.
КСТАТИ
Певцы и музыканты почти ничего не получают?
Любой артист из числа звезд ретродискотек подтвердит, что заработать на жизнь можно только концертами. Тем более если сам ты никогда музыку и слова к песням не писал. Нет концертов - нет денег.
А вот авторам проще. Они регулярно получают авторские отчисления от исполнения их песен. Например, популярный поэт-песенник Александр Шаганов (песни на его стихи поют «Любэ», «Иванушки», Дмитрий Маликов и многие другие) недавно признался, что на выплаты от РАО (Российского авторского общества) может себе позволить вполне безбедно жить. Другое дело - музыканты, которые лишь исполняли чужие песни. Даже если эти песни стали хитами.
- Так как мы дружили, Женя Белоусов попросил меня записать гитару и подпевки для его первого хита «Девочка моя синеглазая», - рассказывает Валерий Юрин. - Ну сыграл и сыграл. Никогда не слышал, что за эти старые записи могут полагаться какие-то отчисления. За песни «На-На» я после ухода из группы тоже ничего не получал (Юрин выступал в группе с 1989 по 1992 год, был исполнителем хитов «Пустынный пляж», «Соловей-разбойник» и других. - Авт.).
- В то время все совсем просто было, - продолжает бывший барабанщик группы «Рондо» Николай Сафонов. - Например, именно я сыграл на барабанах на записи «Девчонки-девчоночки» Белоусова и нескольких ранних песен группы «Любэ». Меня попросил приехать в студию Игорь Матвиенко, с которым мы вместе играли еще в ВИА «Здравствуй, песня!». А не так давно я узнал, что артистам, которые участвовали в записях оригинальных фонограмм, оказывается, тоже причитаются кое-какие деньги. Есть такая организация - ВОИС, Всероссийская организация интеллектуальной собственности. Я зарегистрировался у них, внес в базу песни разных исполнителей, с которыми играл. Теперь мне присылают отчисления. Правда, суммы небольшие - раз в квартал пара тысяч рублей, может.
Впрочем, как говорит Сафонов, в былые времена и отношения музыкантов с авторами песен были совсем другими. Нынешние композиторы-хитмейкеры могут выставить зажиточному артисту за песню ценник в 3 - 5 млн рублей. А вот группа «Рондо» в свое время разжилась одним из своих главных шлягеров совершенно бесплатно.
- Это было в 1989 году. Я заехал к Игорю Матвиенко в гости, а он мне сыграл свою новую песню на стихи Шаганова - «Тоже является частью Вселенной». Мне очень понравилось, и я начал уговаривать Игоря отдать ее нам, группе «Рондо». Он отнекивался, потому что планировал, что песню будет петь совсем другой артист. Но я каким-то чудом убедил Матвиенко, пообещав, что мы ее в течение нескольких дней запишем и даже снимем клип. Вскоре «Часть...» поставили в программе «Утренняя почта», и она действительно очень помогла группе «Рондо». Но самое главное, что Игорю мы за песню ничего не платили. Он отдал нам ее по дружбе. А мы, в свою очередь, всегда подчеркивали авторство Матвиенко и Шаганова. Такие раньше были творческие отношения...