Что если Земля — это зоопарк, а все мы в нем — животные, за которыми наблюдает инопланетный разум? «Проклятые» вопросы о внеземных цивилизациях и их поиске ученые обсудили на специальном семинаре в Париже. А затем поделились выводами и гипотезами с «Огоньком».
Сначала о семинаре. Мероприятие, организованное научно-исследовательской организацией METI (от английского messaging to extraterrestrial intelligence, или послания внеземному разуму), в очередной раз (такие встречи проводятся по всему миру с 2016-го) собрало целый пул авторитетных ученых. На сей раз — в Музее науки и индустрии в парижском парке Ля Виллет.
Регулярность принципиальна: поиск внеземного разума, как и попытки установить с ним контакт,— вполне научная задача, причем давно. Ну, например, еще в 1962-м из Евпатории к звездам отправили радиотелеграфное сообщение из трех слов: «Мир, Ленин, СССР». А одно из посланий для инопланетян, записанное на позолоченной пластинке, устремилось в космос вместе с миссией легендарной американской межпланетной станции «Вояджер». На рубеже веков — еще одно достижение: в рамках проекта SETI@home (от другой английской аббревиатуры search for extraterrestrial intelligence at home, или поиск внеземного разума на дому) ученые из Калифорнийского университета в Беркли привлекли миллионы пользователей ПК, чтобы использовать их мощности для анализа сигналов из космоса. Словом, никаких шапочек из фольги и рептилоидов — все всерьез…
Проблема в другом: несмотря на все предпринятые усилия, человечество так и не вышло на связь с инопланетным разумом. И не нашло никаких следов. В чем причина? На этот вопрос и пытались ответить ученые, собравшиеся в Париже. «Огонек» связался с президентом METI Дугласом Вакочем, чтобы узнать подробности дискуссии. Если космос молчит, то что тогда обсуждать?
— Цель наших встреч — посмотреть на проблему со стороны и оценить наши гипотезы о межзвездных коммуникациях. Таким образом мы можем открыть для себя альтернативные стратегии поиска,— заявил нам эксперт.
Он поясняет: в прошлом международное сообщество, занимавшееся поисками внеземного разума, смотрело на задачу с точки зрения астрономов и инженеров. Предполагалось, что если у инопланетян есть технологии для общения с нами, то они будут использовать их. Но что если на «той стороне» сами ждут, когда кто-то войдет с ними в контакт? И вот ученые пытаются смотреть на проблему шире, в частности, задействовать коллег из других наук — биологических и социальных. К примеру, серьезного анализа требуют возможные мотивы инопланетян: почему, в конце концов, они молчат?
Этому есть простое объяснение: инопланетный разум тоже пытается связаться с нами, просто мы не туда смотрим. Удивительно, но долгое время ученые даже не были уверены, есть ли планеты вокруг других звезд. Зато с обнаружением первых экзопланет (то есть планет за пределами Солнечной системы) круг поиска значительно расширился, осталось лишь выбрать правильные цели для очередных посланий.
Впрочем, есть и другие версии «Великого молчания» — одна из них известна как «гипотеза зоопарка». Эта гипотеза состоит в следующем: инопланетяне могут знать о нашем существовании, но для них мы своего рода животные в зоопарке — они рассматривают нас издалека и вступить в контакт не пытаются.
— Мы сами испытываем нечто подобное, когда идем в зоопарк и видим там жирафов,— проводит аналогию Дуглас Вакоч.— Но что если один из этих жирафов повернется к нам, посмотрит в глаза и отстучит своим копытом ряд простых чисел?
Как отмечает эксперт, цель METI — каким-то новым образом привлечь внимание других цивилизаций, дать им знать, что мы хотим вступить в контакт.
А дальше — надеяться, что они ответят. Первым космическим адресатом, куда METI отправила радиосигнал, стала звезда Лейтена в 12,4 световых года от нас (там, в частности, есть экзопланета GJ 273 b, а ее потенциальные обитатели получат наше сообщение в 2029 году). На очереди другие.
Но, возможно, инопланетяне просто жалеют нас и потому молчат? Это еще одна версия, озвученная на семинаре в Париже, которую цитируют западные СМИ со ссылкой на Жан-Пьера Роспара, почетного директора по исследованиям в Национальном институте сельскохозяйственных исследований Франции, который был сопредседателем семинара.
— Вполне вероятно, что инопланетяне установили «галактический карантин», осознав: если мы узнаем о них, то с культурной точки зрения это станет для нас разрушительным,— поясняет Роспар.
И все же насколько реально найти инопланетный разум в обозримом будущем? По словам Дугласа Вакоча, если инопланетяне все же существуют и посылают нам сигналы, тогда шанс вполне реален, причем в перспективе следующих десяти лет. Почему именно десяти? Основная надежда исследователей — на проект Breakthrough Listen, который финансирует российский предприниматель Юрий Мильнер. Как раз к концу следующего десятилетия этот проект должен выйти на мощность, позволяющую закинуть космическую «сеть» максимально широко, речь будет идти о «прослушке» сигналов с миллионов звезд и сотен галактик.
А вот если инопланетный разум, напротив, ждет сигналов от нас, поиск затянется: пока отправим, пока там получат и поймут, что получили, пока ответят и ответный сигнал дойдет до Земли… На все про все — века, а то и тысячелетие.
Еще один поворот темы: что именно писать в послании в космос? Понятно, что русский или английский язык инопланетяне не поймут, так что нужно отправить нечто, понятное кому угодно во Вселенной. Ну, например, к концу 2019 года в METI собираются запустить межзвездное послание с закодированной таблицей Менделеева! Вдруг прочтут…
Есть ли конкретные планеты, на которые особый расчет? Дуглас Вакоч из METI отвечает утвердительно. Ну, например, в последние несколько лет шли энергичные дебаты о Проксиме b — экзопланете, вращающейся вокруг ближайшей к Солнцу звезды — Проксимы Центавра. К сожалению, надежды на нее пока не оправдываются: сверхвспышки Проксимы Центавра бомбардируют планету радиацией — там сложно выжить. Другая потенциально обитаемая экзопланета — Росс 128b — уже наделала много шума. Астрономы рапортовали о странных сигналах, поступавших оттуда (хотя в METI и не нашли доказательств того, что там существует высокоразвитая цивилизация)… А недавно у всех искателей инопланетной жизни появился новый «подозреваемый»: звезда TRAPPIST-1, всего в 40 световых годах от Земли, у нее по крайней мере семь планет размером с Землю, в том числе минимум три — в зоне обитаемости. Словом, ученым есть к чему присмотреться и прислушаться. Ждите ответа.