— В начале 2017 года я позволил себе немыслимую роскошь — три месяца отдыха. Просто взял и уехал далеко-далеко, отказавшись от всех концертов, от общения, от работы. Мне необходимо было прийти в себя и подумать. Почти двадцать лет подряд, с тех пор, как переехал в Москву, я жил в сплошном цейтноте, все время куда-то летел, ехал, бежал. Такая нагрузка, когда уже начинаешь забывать, кто ты, зачем ты, как тебя зовут и в каком городе ты в настоящий момент находишься. Эти три месяца я разбирался в себе и многое понял. Например, то, что музыка — это действительно мое дело, настоящее, которым я мечтал заниматься всегда и буду продолжать, что бы ни случилось. Музыка никогда не предаст, не обидит, она была, есть и будет. И ничья любовь мне ее не заменит.
Еще один вывод, который я для себя сделал в эти три месяца: я взрослый. До этого все время казалось, что мне девятнадцать лет. И я жил с этой уверенностью, шел по запрограммированному когда-то пути. А потом вдруг осознал, что я вырос! И что можно уже что-то поменять. Я перестал общаться с людьми, с которыми много лет общался просто по инерции. Перестал делать то, что мне не нравилось.
— И налысо побрились поэтому?
— Это тоже, кстати, поступок взрослого человека. Представляете, какая нужна сила духа, чтобы встать в одно прекрасное утро и лишить себя волос! Да, мне надо было это сделать. Чтобы обнулиться, начать сначала. Я вдруг решил, что не хочу больше нравиться всем, хочу сделать что-то, чтобы понравиться самому себе. Пожить без условностей, без правил. Кто вообще сказал, что существуют какие-то правила? Кто сказал, что я, Дима Билан, не могу побриться налысо? Где это написано и кто мне запретит? Я хотел сделать то, чего не делал вообще никогда. И вот. Сделал.
— Как мама отреагировала на вашу новую прическу?
— Сказала: «Какой у тебя череп, оказывается, красивый. Я и забыла!» А потом посмотрела на меня внимательно и говорит: «Главное, чтобы ты был счастлив!»
— На вашу новую прическу и трехмесячный отпуск пресса отреагировала вполне предсказуемо. Журналисты начали писать о том, что вы тяжело больны, а потом и вовсе дошли до некрологов.
— Да, я читал о том, что я умер. Сомнительные ощущения, надо сказать. В какой-то момент сильно разозлился, нанялц адвокатов, чтобы понять, откуда ноги растут у этих новостей. И узнал, что некая компания, специализирующаяся на продаже каких-то липовых мазей, кремов от морщин и прочих присыпок, решила таким образом поднять посещаемость своего сайта. Все эти многочисленные ссылки и баннеры, рассказывающие обо мне эту чушь, вели на их сайт. Приятно, что удостоился чести встать в один ряд с великими музыкантами: Пола Маккартни, например, хоронят почти каждый год, начиная с 1960-х. Но я не согласен с людьми, которые, пытаясь меня подбодрить, говорили о том, что хорош любой пиар, даже такой. Нет. Ничего хорошего эти новости мне не принесли. В одном городе зрители побежали сдавать билеты на мой концерт — я же умер, а значит, на сцену не выйду. А я вот он, жив и здоров! Просто похудел и побрился. Темные силы — они ж не дремлют. Они ждут, когда можно будет проявить себя. Вот и проявили.
— Для нового альбома, который вышел 1 декабря, вы выбрали провокационное название — «Эгоист»…
— Это очень емкое слово, международное, на многих языках оно звучит одинаково. И я считаю, что музыканты, да и вообще все люди, занимающиеся творчеством, должны быть в какие-то моменты своей жизни настоящими эгоистами. Музыкант — это коллекционер, он собирает новые звуки, эмоции, краски, ищет интонацию, гармонию. Все это аккумулирует в себе, чтобы потом выдать публике. На сцене я отдаю всего себя, без остатка. Но где-то же мне надо быть эгоистом, чтобы уловить новые эмоции, почувствовать новые краски.
«Эгоист» получился не таким, как мои прежние альбомы. Я избегал громкого пения, мне хотелось донести мысли, заложенные в композициях, тихо, почти шепотом. Громких певцов много, кругом все кричат, так принято, считается, что это и есть настоящее чувство. Знаете, я умею громко говорить, громко петь, я ругаться и орать умею так, что стекла звенят. Но если я ругаюсь с кем-то по-настоящему, перехожу на шепот. Шепот сильнее крика, это самая сильная эмоция.
— В этом году вы записали неожиданный дуэт с Сергеем Лазаревым. Идея спеть вместе принадлежит вам или ему?
— Телеканалу Муз-ТВ она принадлежит. Точнее, его генеральному директору Арману Давлетьярову. Правда, первоначальный план был немного другим: мы планировали спеть кавер-версии песен друг друга. Но подумали, что шанс поработать вместе упускать нельзя, а каверы — это слишком банально. И решили записать оригинальный дуэт. Встретились на студии у Игоря Крутого, отсмотрели материал, долго решали, что же именно будем петь. Я предложил композицию «Держи» (спел ее потом сам, снял клип, и он набрал очень много просмотров). Сережа в ответ предложил мне посмотреть композицию «Прости меня». Решили остановиться на ней, не бодаться до победного, кто именно предложил и чья будет песня. Однако аранжировщика нашел все-таки я, так что мы соблюли паритет: Сережина песня, моя аранжировка, это тоже важно, для равновесия. Серега по праву заслуживает высокого места в рейтингах — отличный музыкант, очень здравомыслящий человек, и работать с ним одно удовольствие.
— Хотите сказать, что за столько лет вы ни разу не пересекались?
— За кулисами виделись, но не сотрудничали никогда.
— То есть все эти слухи о непримиримой борьбе Лазарева и Билана — правда?
— Да нет, это ерунда! Просто не было повода пообщаться. А сейчас появился. И я вам скажу, что два творческих человека, которые много работают и сами всего добились, которые знают себе цену, — они в любом случае прекрасно найдут общий язык. Что в итоге и получилось.
— В этом году у вас состоялся еще один творческий дуэт. Я говорю об участии в фильме «Жги!» с Ольгой Бузовой.
— Да, я сыграл там себя, камео. Небольшая роль. Мы с Олей отлично поработали, она прекрасна. Наблюдаю за тем, как развивается ее карьера, и категорически не согласен с непрекращающимися нападками на нее. Я в этом бизнесе уже много лет и прекрасно знаю: если человек привлекает к себе столько внимания — это не случайность. Такой успех не может быть внезапным, а всегда результат долгой работы, и точно свидетельствует о том, что у человека мощная энергетика и он интересен.
— У вас бывают моменты в жизни, когда вы кому-то завидуете?
— Бывает. Таких моментов два — музыка и… еда. Я завидую людям, у которых получаются потрясающие музыкальные композиции, или если кому-то удалось много и вкусно поесть. (Смеется.) Разумеется, завидую по-доброму и только так! А все остальное — деньги, шикарные квартиры, яхты, украшения — меня никак не трогает.
— Вы ощущаете кризис, на который жалуются многие артисты?
— Вы имеете в виду кризис финансовый? Вообще не ощущаю. Собираю большие залы, мало кто сейчас так работает. Я в пятерке лучших. И интерес к моим концертам растет день ото дня. А вот моральный кризис ощущаю отчетливо. Происходит какая-то глобальная смена понятий, ценностей, непонятно, что хорошо, а что плохо. Даже на примере шоу-бизнеса можно судить: многие артисты становятся звездами на волне скандалов, ничего не имея за душой. Одна громкая история в интернете, затем ток-шоу — и ты уже звезда! Хотя настоящие звезды тоже появляются.
— В шоу «Голос» вы — ветеран. Участвуете в десятом сезоне, если считать «Голос. Дети»…
— Когда я первый раз соглашался на участие в шоу, даже подумать не мог, что так будет. Рассчитывал, отработаю один сезон и уйду. Но чем дальше, тем больше затягивает. Понимаете, я же не только в финал людей вытаскиваю, я их и по жизни веду, продолжаю общаться с ними — талантливыми, яркими. Помогаю им, а они очень помогают мне. К работе над последним альбомом я привлекал Егора Сесарева и вообще стараюсь как можно больше сотрудничать со своими выпускниками. Становлюсь настоящим фанатом проекта, вкладываюсь так, что даже свои деньги иногда трачу. Нет, с точки зрения организации придраться не к чему, Первый канал воплощает в жизнь любые наши идеи: и костюмы нужные находит моментально, и грим обеспечивает. Но мне надо, чтобы все было сделано даже не на пять с плюсом, а на семь баллов. Поэтому я, например, заказываю аранжировки, даже если можно обойтись без них. Все должно быть безукоризненно. Это же мое лицо.
— Известие о том, что ваша воспитанница, Полина Богусевич, выиграла «Детское Евровидение», вас обрадовало?
— Ну а как иначе! Вообще, конечно, я никогда не думал, что смогу дошагать до этой ступени — твой воспитанник выигрывает такой конкурс. Но при этом я понимаю, что победа Полины — это только ее победа. Если я каким-то образом помог, поддержал морально и оставил в ее жизни след — отлично. Но все, что происходит с артистом, — прежде всего он сам. Так же как моя жизнь — череда решений, принятых лично мной, так и жизнь другого — его ответственность. Так что Полина — молодец не потому, что она моя ученица, а потому, что она талантливая, трудолюбивая артистка.
— В следующем сезоне «Голоса» будете принимать участие?
— Никогда не надо говорить «никогда». Любое шоу — это многоточие. Давайте его здесь и поставим. А пока нас ждет финал и свобода! Отпуск! Весь январь буду отдыхать. Еще не решил, поеду ли куда-нибудь, но знаю точно, что больше всего мне сейчас хочется писать музыку. Может быть, получится выпустить второй альбом моего проекта Alien24. Тем более что я сейчас познакомился с совершенно невероятным музыкантом, девушкой по имени Polina. Она сотрудничала с Эминемом, получила несколько «Грэмми», и я очень хочу поработать с ней. Я сейчас получаю от жизни огромное удовольствие. И главным образом от того, что я свободен. Я не отвечаю ни за что, ни за кого, сам по себе, могу творить — и это классно!
«Голос-6» в 21:30 по пятницам на Первом канале