Договор дороже денег
Рейтинг:
Голосуй за статью.
0
Автор: Василиса Чернявская , Екатерина Головина. Вечерняя Москва
Столица стала единственным регионом, сумевшим справиться с проблемой неоплатных долгов
10 октября в Мосгордуме депутаты и эксперты решали, что делать с неоплаченными долгами по госконтрактам — причем как со стороны бизнеса, так и со стороны бюджетных компаний.
Поводом послужило недавнее заявление Счетной палаты РФ: объем просроченной дебетовой задолженности за 2016 год вырос в стране на 500 миллиардов рублей, достигнув 3,7 триллиона — трети объема бюджета на 2017 год.
— И мы решили обсудить, что происходит в Москве, — объяснила «ВМ» председатель Комиссии МГД по законодательству Татьяна Ломакина. — Тема долгов по госконтрактам — важный элемент функционирования бюджета Москвы, так как мы, с одной стороны, должны проследить, чтобы контракты качественно и в срок исполнялись, а с другой, чтобы бизнес своевременно получал оплату за выполненные работы. Проблема осложняется еще и терминологической путаницей: федеральные законы четко не оговаривают, что считать текущей задолженностью, что просроченной, а что — безнадежной (то есть когда деньги с должника получить невозможно). Два года назад мэр Москвы дал указание разобраться с проблемой обоюдных (в тандеме город–бизнес) долгов, и в прошлом году вышло 558-е постановление, которое ясно объясняет, что есть что (если коротко, то опоздание с оплатой на один день уже считается просрочкой), а также дает конкретные предписания всем органам городской власти по наведению порядка в этой области.
Результаты, по словам депутата, не заставили себя ждать.
Если в начале 2016 года в разряде безнадежно невозвратных числились 18 миллиардов рублей, то в конце — уже 2 миллиарда.
Отслеживает ситуацию и столичная прокуратура, отстаивая, к слову, не только интересы города, но и предпринимателей: — Упомянутое постановление (а ни в одном регионе РФ такого нет) сыграло огромную роль в наведении порядка, — говорит замначальника управления по надзору за соблюдением федерального законодательства прокуратуры Москвы Ирина Ребрина. — Ну, и прокуроры работали, конечно. В итоге с 2015 года нам удалось «погасить» 1,9 миллиарда долговых рублей. Осталось 320 миллионов. Кстати, основная причина долгов — вовсе не нехватка денег, а затягивающие выплаты споры по исполнению муниципальных контрактов. Есть, конечно, и забывчивость, и несвоевременное подписание акта приема работ. Мой совет бизнесменам: не бойтесь обращаться в прокуратуру. Это действенный и эффективный способ добиться заработанного! Тем более что в июле в КоАПе появилась норма ответсвтвенности для заказчика, который своевременно не оплатил выполненные работы (30–50 тысяч рублей для первого раза, дисквалификация — для повторного).
Первые проштрафившиеся уже есть. По словам Ребриной, один из ГУПов, задолжавший по 59 контрактам 80 миллионов рублей, после вмешательства прокуратуры возместил все до копеечки в самые рекордные сроки.
Предприниматели объясняют свое нежелание обращаться в надзорные ведомства так: — Часто контролирующие органы не готовы разбираться в причинах дебиторской задолженности и относятся к нашим обращениям с формализмом, — говорит гендиректор ООО «Персональный налоговый менеджмент» Василий Ваюкин. — Да и КоАП меняется с такой скоростью, что за всем не уследишь.
— А у нас пока никаких проблем по контрактам не возникало, — радуется за себя Максим Федюков, гендиректор компании Texel. — Сколько с городом ни работали, все получали в срок и до копейки.
Видно, что для московских властей поддержка бизнеса очень важна.
КОММЕНТАРИИ ЭКСПЕРТОВ
Владимир Ефимов, руководитель Департамента экономической политики и развития Москвы:
— Вопросами сборов занимаются налоговики. Конечно, мы тоже отмечаем положительную динамику по росту налогов, поступающих от разных форм бизнеса. У столичных предприятий выработана хорошая финансовая дисциплина. Тем не менее внедрение контрольно-кассовой техники сыграло позитивную роль при формировании прозрачной системы поступлений от частных организаций. У ряда из них с установкой новых аппаратов мы фиксируем рост выручки на уровне 50–60 процентов.
Эти показатели — результат легализации прибыли.
Лидия Никифорова, президент гильдии отечественных закупщиков и специалистов по закупкам:
— Проблема задолженностей в Москве стоит менее остро, чем в регионах. Чтобы ее решить, надо вывести вопрос возникновения задолженности из тени — например, обязать контролирующие органы при проверках обязательно выявлять «проблемные» контракты. Или, скажем, на сайте госзакупок отмечать красным маркером уже выполненные, но не оплаченные контракты.
Ну и, конечно, сделать так, чтобы наказание должника соизмерялось со стоимостью работ.
50 рублей штрафа за неоплаченный 500-миллионный контракт — это нонсенс.
Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.