Политики, знамо дело, врут, как дышат. Ещё прошлой осенью замглавы генсовета «Единой России» Сергей Перминов заверял избирателей: дабы собрать в будущем созыве «людей с профессиональными компетенциями», его партия наотрез «отказывается от выдвижения в Думу артистов, спортсменов и музыкантов». А нынче реальность такова, что в политику от партии власти навострились актёр Дмитрий Певцов и телеведущий Андрей Малахов! Как же так?
А так, что со звёздами у «ЕдРа» не сошлось. Вместо скачущих с одного телеканала на другой узнаваемых, но неоднозначных персонажей, партия намеревалась провести в Думу новых героев – внятных, за которых бы не было стыдно. Таких, например, как лётчик, Герой России Дамир Юсупов. Но Юсупов, реально оценив разворачивающиеся перед ним перспективы, неожиданно сдал назад. «Я хочу летать», – объяснил он своё решение на недавней встрече со студентами Уральского государственного юридического университета, а профессии лётчика и законодателя, полагает Юсупов, несовместимы. Ну а какая была истинная причина отказа от безбедного депутатского существования, можно только догадываться. Причём, по всей видимости, Юсупов оказался не единственным соскочившим. Потому руководству партии власти ничего не осталось, кроме как ангажировать тех, кто летать не хочет. Рождённых – как там у Горького, в его «Песне о буревестнике»? – ну, как бы не летать.
Сохраняется и сложносочинённая интрига с выдвижением Примадонны. В последнее время она вроде бы не раз высказывалась в поддержку несистемной оппозиции, а вовсе не партии власти. К тому же её супруг Максим Галкин намедни отметил, что Аллу «никто никуда не зовёт». А если бы и позвали, «они, конечно же, откажутся». «Они»-то, может, и откажутся, но что до самой Пугачёвой, то всё не так однозначно – даром, что ли, публикация о предвыборных планах звезды появилась в «Ведомостях»? Да и куда деваться, если возраст уже такой, что по сцене особо и не попрыгаешь, а публичности тем не менее хочется. И хотя политолог Алексей Макаркин сомневается в перспективах политического дебюта Примадонны («скорее всего я бы не горел желанием раскручивать Пугачёву, потому как совершенно непонятно, на какой идее сосредоточить внимание электората»), они явно друг другу сегодня нужны – Пугачёва и партия власти.
Да-да, и «Единой России» от знаменитой певицы тоже некуда деваться. Ведь конкуренты вербуют в свои ряды даже, казалось бы, таких запредельно ярких монад, как Сергей Зверев, так что, того и гляди, обойдут на повороте. Да, со спортсменами, кажется, вышел перебор (недаром, поди, списали со счетов футболиста Игоря Акинфеева, засветившегося в нескольких акциях партии власти, а в итоге решительно взявшего самоотвод – «ЦСКА – моя единственная партия!»). Зато «телепузики» в ходе столичной кампании позапрошлого года в полной мере доказали, чего стоят они сами и их узнаваемость. В округах тогда выиграли телеведущие Роман Бабаян, Мария Киселёва и Наталья Метлина. Ну как не использовать вновь столь удачную находку? На этот раз поход во власть будет ещё более представительным – «дикарь» Тимофей Баженов присмотрелся к 200-му округу в Медведкове, а Евгений Попов с «России 1» – к 197-му в Кунцеве, а про Малахова уже было сказано выше. Кстати, помимо телеведущих партия власти намерена воспользоваться узнаваемостью участников телевизионных ток-шоу – в Новокузнецке при поддержке местных властей собирается баллотироваться политолог Олег Матвейчев.
«Не очко обычно губит, а к одиннадцати туз»
Конкурентам «ЕдРа» тоже приходится решать непростую задачу. Ну, кого, казалось бы, можно выставить супротив Пугачёвой – Софию Ротару разве что? Но она всё-таки украинская гражданка, хотя и с крымской пропиской. Однако известный своим небанальным подходом Владимир Жириновский успешно решил эту задачу для партии. На прошлой неделе он торжественно вручил партбилет ЛДПР сыну Михаила Круга, Александру. Похоже, агитировать за либерал-демократов будут под звуки «Владимирского централа». Узнаваемость – почти как у Пугачёвой, может, даже ещё выше.
А вот эсерам удалось приманить трепетного Сергея Зверева. На живца завлекли «звезду в шоке», позволив сфотографироваться рядом с мужественным Захаром Прилепиным в трёхдневной щетине во время недавнего публичного мероприятия «Справедливой России». И какая, в сущности, разница, голубая у Зверева шляпа на той фотографии или светло-зелёная? Перекройка детища Сергея Миронова оставила много вопросов – крови-то свежей удалось насосаться, да пойдёт ли она на пользу эсеровской дряхлеющей стати? Сегодня партийные кадровики Миронова всё ещё рыщут в поисках узнаваемых лиц, но то, что они находят, производит ощущение не блестящей заманухи, но бомбы замедленного действия.
В январе неожиданно сложила полномочия мэр Якутска Сардана Авксентьева. Якобы по состоянию здоровья. И вот интрига: пишут, что Авксентьева столь же неожиданно засобиралась в Госдуму. Вот что выборы животворящие делают, все болячки махом проходят! У Авксентьевой был разговор с руководством эсеров – федеральной известности «мэра здорового человека», как представляли Авксентьеву её пиарщики, по всей видимости, оказалось достаточно, чтобы предлагать ей совместное будущее. При том, что фигура она неоднозначная, мягко говоря. В Якутии её считают ярой националисткой – достаточно вспомнить, что свои первые интервью и выступления Авксентьева распорядилась публиковать только на якутском языке. Но с эсерами, похоже, у Авксентьевой не срослось – «Блокнот» сообщает, что выбор сместился в сторону дебютантов сезона, «Новых людей». «Ходили слухи, – сообщает «Блокнот», что Авксентьева якобы окажется в списках «Единой России». Однако этого не случится – Авксентьева может значительно усилить «Новых людей». В этой связи политолог Константин Калачёв заявил, что о планах экс-мэра «договориться с «Новыми людьми» он «слышал пару месяцев назад».
Запах сыра и «партия регионов»
Сам по себе поход на выборы «неформатной» Сарданы с акцентированной региональной повесткой не то чтоб скандал – и не таковских видали, – кабы не один примечательный, но пока ускользающий от непристальных взглядов момент. Помимо Авксентьевой в Думу засобирались ещё как минимум двое региональных зубров – Евгений Ройзман и Эдуард Россель. В послужном списке Росселя – выпуск собственных денег, уральского франка (их тираж до сих пор не уничтожен и бережно сохраняется в банковских закромах Екатеринбурга – до лучших времён?). Правда, возраст у Росселя очень почтенный: осенью ему стукнет 84. Но разве его ровесникам возраст мешал обзаводиться мандатами? Вот только с кем эти региональные «автономисты» двинут на выборы? Ройзман по этому поводу уже высказался: «Не пойдёшь же на выборы с КПРФ или ЛДПР!» А в «ЕдРо» его точно не позовут. Что тогда, с коммунистами? Это вряд ли, скорее с «Новыми людьми», как Авксентьева. И тогда велик риск, что «Новые люди», пройдя в Думу, выступят там в сомнительной роли этакой «партии регионов» – вразрез с устоявшимися принципами федерализма.
Вернёмся, однако, от сложного и непредсказуемого к развлекательному. Попытать счастья в большой политике собрался модный сыровар Олег Сирота, любимец Рублёвки. Когда Сирота устраивает своё очередное сырное мероприятие, Рижское шоссе замирает как вкопанное. «Если власти помогут Сироте провести избирательную кампанию, его шансы пройти в Госдуму весьма велики», – убеждён Алексей Макаркин. Судите сами: кому, как не успешному сыровару, продвигать в массы тему защиты отечественного производителя, малого и среднего бизнеса? Но таких, как Сирота, узнаваемых и при этом по-настоящему деловых, раз-два и обчёлся. Зато юмористов – как грязи. Успешный опыт Владимира Зеленского со счетов не списать, даром что стать президентом и быть им – две большие разницы. «Наша Версия» уже как-то писала об открывающихся политических перспективах Сергея Светлакова, а нынче, похоже, по его стопам двинул и бывший коллега с ТНТ Павел Воля. Сам юморист эту новость не то чтобы опровергает – скорее не подтверждает буквально. Может статься, торги не закончены.
Узнаваемые, но нелюбимые
Возникает резонный вопрос: а зачем вообще устраивать всю эту канитель со знаменитостями, если главное и единственное назначение депутата Госдумы – законотворчество? Скажем, если в парламент баллотируется внук лидера КПРФ Геннадия Зюганова, но от партии «Новые лица» (ходят такие слухи), то в этом присутствует определённая интрига. Ибо внук главы Компартии – профессиональный политик. Но какая интрига может быть в выдвижении отпрыска Михаила Круга? Он, вообще, кто таков – кроме того, что сын знаменитого шансонье? В 90-е в Думу шли за мандатами и неприкосновенностью, отчего узнаваемые попутчики в этом случае были незаменимы. Иначе – не изберут. В нулевые контекст поменялся, и новым управленцам потребовались узнаваемые лица, чтобы с их помощью приручить избирателей.
Присутствие в Думе знаменитых на всю страну Иосифа Кобзона или Станислава Говорухина, таким образом, было оправданным и объяснимым. Но сейчас? Решения государственной важности принимаются где угодно, но только не в Думе. Иммунитет – пустой звук, надо будет – выведут прямо из зала заседаний, как сенатора Арашукова, под белы руки. Для парламентских партий узнаваемые персоны скорее балласт, отягчающий фактор. «Смотрите, к ним пришёл Сергей Зверев!» И всё, появление среди эсеров брутального Прилепина полностью сведено на нет. Знаменитости нынче не как раньше, одни для всех, для целой страны. Как Любовь Орлова, или Михаил Ульянов, или даже Алла Пугачёва (хотя уже она – в значительно меньшей степени). Знаменитости у нас теперь «нишевые».
Одних ценят юнцы, других – домохозяйки, третьих – ветераны силовых структур. У тиктокеров – одни кумиры, у хипстеров – другие. Может, утрированно, но в целом именно так. А ещё телевизор перестал порождать звёзд федерального уровня. Те, кто там нынче мелькает, скорее антизвёзды. Знать-то их знают, только едва ли за ними пойдут. Прежними звёздами восхищались, над нынешними в лучшем случае насмехаются. И зачем тогда ангажировать в Думу Малахова или Павла Волю, какой в этом смысл?
Вопрос этот не риторический, и на него есть ответ. В этот раз думским мастодонтам придётся тягаться с необстрелянными новичками, теми же «Новыми людьми», хотя и не только – будут на выборах в Думу и другие дебютанты. Принцип «умного голосования», когда избиратель выбирает не того, кого хочет и кому доверяет, а действует в противовес тем, кому он не доверяет, по принципу меньшего зла, чреват непредсказуемыми результатами. И вот, чтобы перетянуть одеяло на себя во что б это ни стало, парламентским партиям спешно требуются броские ярлыки – узнаваемые физиономии кого угодно. Сойдут и Малахов, и Пугачёва, и Павел Воля со Светлаковым. Других-то знаменитостей у нас не осталось. Вот и разбирают что есть.