Российские "Зелёные карты" (международный аналог ОСАГО) могут полностью прекратить действовать за границей уже в конце месяца, выяснили "Известия". 30 июня состоится собрание бюро "Зелёной карты", на котором большинство стран хочет проголосовать за приостановление членства РФ, рассказали участники страхового рынка. По их словам, это связано с введением санкций и сложностями в международных расчётах. Если решение примут, гражданам России придётся покупать местные полисы ОСАГО при въезде в любую другую страну - даже дружественную. За счёт этого путешествовать на машине за границу станет дороже, отметили эксперты. Исключением станет Белоруссия, с которой у РФ подписано отдельное соглашение.
Европейские страны планируют фактически исключить Россию из соглашения по "Зелёным картам". Так называется международный полис страхования автогражданской ответственности, аналог ОСАГО. Эта система работает с 1951 года, РФ присоединилась к ней в 2009-м. Всего в бюро входит 48 государств. Вместо покупки отдельных местных страховок водитель из страны - участницы системы может приобрести подобную комплексную защиту для зарубежных поездок.
Общее собрание бюро "Зелёной карты" состоится 30 июня, и большинство стран хочет проголосовать за приостановку членства России, рассказал "Известиям" источник на страховом рынке. Он пояснил: в этом случае все иностранные "Зелёные карты" перестанут действовать в РФ, а отечественные - за рубежом, причём даже в дружественных государствах. Информацию подтвердили и другие представители отрасли.
Такой шаг обоснован политическими мотивами, считают в Российском союзе автостраховщиков (РСА). Решение о прекращении действия российских и белорусских "Зелёных карт" в большинстве стран системы с 30 июня было предопределено, добавили в организации. Для путешествий на машине в другие государства гражданам РФ придётся покупать иностранные полисы на границах.
Вероятность исключения России из международного соглашения высока, так как в его состав входят преимущественно государства ЕС и некоторые страны Азии, пояснили в "Совкомбанк Страховании". С 1 июня этого года российские "Зелёные карты" уже перестали действовать на территории ЕС, Великобритании и Швейцарии, однако полисы продолжали работать в Белоруссии, Азербайджане, Сербии, Турции, Молдавии и ряде других государств, отметили в пресс-службе компании.
Решение о приостановке участия России в системе, скорее всего, уже принято, согласны в ВСК. Такая мера связана с общим санкционным режимом, а также со значительными затруднениями в проведении международных взаиморасчётов. Однако с дружественными государствами сейчас ведутся переговоры о взаимном признании карт.
С белорусским бюро подписано комплексное соглашение, которое обеспечит беспрерывное взаимное транспортное страхование с июля, подчеркнули в РСА. Там добавили: аналогичные договоры сейчас прорабатываются с Азербайджаном, Турцией и другими странами, на основе которых планируется сформировать новую международную систему под рабочим названием "Синяя карта".
Подписание двусторонних соглашений может частично снять проблему, однако это небыстрый процесс, который требует проведения переговоров и одобрения условий, считает директор группы рейтингов финансовых институтов АКРА Алексей Бредихин.
Ранее страны - участницы системы признавали "Зелёные карты" друг друга и возмещали ущерб потерпевшей стороне при ДТП за границей, отметил основатель инвестиционной транспортной компании "ГТК Холдинг" Сайд Залиев. Он добавил: для тех, кто привык путешествовать на машине, решение о полном прекращении принятия российских карт за границей "ударит по бюджету", потому что в РФ одни из самых низких тарифов.
Гражданам придётся приобретать полисы страхования ответственности в других странах, пояснил Алексей Бредихин из АКРА. И цена такой защиты будет значительно выше, чем раньше. Подорожает покрытие и для иностранных автовладельцев, проезжающих по РФ, напомнил эксперт.
Тарифы на аналоги ОСАГО в Европе и США в основном выше, заметил Сайд Залиев. Так, например, в Германии полис стоит около 35 тыс. рублей, в Великобритании - 23 тыс., а в США - 20 тыс. рублей, и это минимальные тарифы. Такой ценник сопоставим с годовой "Зелёной картой", которая давала автолюбителям полную свободу передвижения. Кроме того, эта стоимость актуальна для резидентов, а для иностранцев показатель зачастую в несколько раз выше, подчеркнул эксперт.
Для автомобилистов всегда существовала альтернатива - покупать "Зелёную карту" или полис страхования другого государства, отметил координатор движения "Общество синих ведёрок" Пётр Шкуматов. Сейчас первый вариант будет исключён, однако россияне всё равно смогут путешествовать на машине за границу. Им придётся заранее заходить на сайт зарубежной компании и приобретать местный аналог ОСАГО на необходимый срок. При этом минимальный период страховки в странах разнится, в основном он составляет один-два месяца.
Неудобством будет то, что автомобилисты уже привыкли к "Зелёной карте", отметил эксперт. Кроме того, клиенту придётся покупать полис всех стран, через которые он будет проезжать даже транзитом.
Для поездок в Белоруссию в союзе планируют запустить дополнительный модуль к полису ОСАГО. Предполагается, что он будет дешевле, чем "Зелёная карта" или отдельная местная страховка, однако итоговую цену определит регулятор, сообщил "Известиям" глава РСА Евгений Уфимцев. По его словам, сейчас законопроект обсуждается с ЦБ и другими участниками.