Первый замминистра финансов Леонид Горнин - о расходах на госпрограммы, поддержке производства и продолжительности жизни
В правительстве задумались об увеличении количества нацпроектов с 12 до 15. Об этом в интервью "Известиям" заявил первый замглавы Минфина Леонид Горнин. При этом он подчеркнул: даже в случае одобрения этой идеи финансирование проектов до 2024 года меняться не будет. А вот для регионов в нынешнем году предусмотрен рекордный объём грантовой поддержки - 50 млрд рублей. Во время беседы замминистра финансов объяснил, кто сможет рассчитывать на эти субсидии, а также рассказал, каким образом власти могут поддержать отечественное производство медоборудования и почему с успехами вице-премьера Татьяны Голиковой можно поздравить всех россиян.
Реализацию нацпроектов критикуют со всех сторон. Счётная палата регулярно сообщает, что пока расходуется мало средств. Что можете ответить на эти замечания? Есть ли первые данные по реализации?
Если Счётная палата будет нас хвалить, это будет не совсем правильно. Как контрольно-надзорный орган она должна критиковать и предлагать более эффективные инструменты и подходы, для этого она и существует. У нас нормальные конструктивные взаимоотношения.
Сейчас пока рано делать оценки в части достижения целевых показателей. По году оценка появится в начале 2020-го.
Но уже сейчас можно сказать, что возможность использования предусмотренных на их исполнение значительных финансовых ресурсов регионами, непосредственными заказчиками и исполнителями обеспечена. Индикатором тут является кассовое исполнение расходов, которое по итогам девяти месяцев составляло порядка 52%. Для сравнения: в целом по федеральному бюджету этот показатель - 59%. Как видим, расхождение не столь значительное. Да и расходы бывают разного характера. С точки зрения нацпроектов это капитальные расходы - например, на инфраструктуру, которая не появится по мановению волшебной палочки за одну ночь.
В четвёртом квартале кассовое исполнение увеличится. На последние месяцы года традиционно приходятся более высокие объёмы бюджетного финансирования.
Для нас самое главное - некассовое исполнение бюджета. На старте как предвестник первичной оценки нацпроектов этот вариант возможен, но это не самоцель. Увеличение продолжительности и качества жизни, появление новых школ, многоквартирных домов взамен признанных аварийными - этот результат мы должны увидеть в финале.
Я считаю, мы не должны слишком увлекаться погоней за кассовым исполнением бюджета. Пусть эти средства перейдут на следующий финансовый период, уйдут в Резервный фонд правительства. Председатель при мотивированных обращениях соответствующих органов власти имеет все основания направить бюджетные ассигнования на те же цели в следующем периоде. Мы не должны ставить перед собой задачу 100-процентного кассового исполнения бюджета, особенно в начале реализации нацпроектов.
Важнее, как отразится улучшение транспортной связанности регионов или повышение экспортного потенциала на росте ВВП. Например, нацпроект в области развития здравоохранения должен косвенно повлиять на развитие нашей промышленности. В частности, через введение квоты на закупку медицинского оборудования у отечественных производителей за счёт средств нацпроектов. Вопрос, где и что покупать, сейчас стоит остро: либо это будет зарубежное медоборудование, либо оборудование, которое будет произведено у нас. Было бы неплохо установить определённую квоту на закупку у отечественных производителей, но оборудование должно быть конкурентоспособным, таким же эффективным, инновационным.
Протекционистские меры для влияния на экономику?
Я сторонник того, чтобы расходы капитального характера в рамках нацпроектов запускали отечественное производство, чтобы деньги пошли именно в нашу экономику на развитие новых технологий, производство нового оборудования, внутри нашего ВПК или на других предприятиях. Безусловно, это нужно сделать так, чтобы качество продукции было на высоком уровне, это ключевая задача.
Какие нормативы нужно изменить, чтобы ввести квотирование?
Это можно сделать постановлением правительства. Именно сейчас в части реализации нацпроектов возможна такая донастройка. Сама идея квотирования заслуживает особого внимания, но наша промышленность должна быть готова конкурировать с мировыми лидерами, особенно по качеству, уровню технологического развития. Тогда нацпроекты напрямую будут влиять на рост ВВП и другие показатели.
Проще говоря, есть идея перенести на нацпроекты правило госзакупок лекарств: если существует достойный отечественный аналог, должны закупать именно его и формировать спрос на российское оборудование?
Да, эти элементы можно усилить. Мы говорили о настройке наших плановых документов. Прелесть нацпроектов в том, что сформировать план закупок для нашей промышленности мы можем на горизонте пяти лет до 2024 года - определить технические характеристики томографа или другого медицинского оборудования, написать техническое условие и техническое задание по каждому году.
На какой стадии обсуждения идея квотирования?
Она проговаривается на площадках, в том числе на Военно-промышленной комиссии. Президент ставит задачу перед ВПК - увеличить долю выпускаемой гражданской продукции. Руководители предприятий говорили, что не видят план закупок, перспективу потребности, которая может быть сформирована до 2024 года и гарантирована бюджетным финансированием. Сейчас у нас уникальная возможность более интенсивно развить производство под потребность бюджетного сектора. Никто не будет спорить - нам нужно стремиться к тому, чтобы все средства национальных проектов остались внутри нашей экономики.
Не так давно министр экономического развития Максим Орешкин раскритиковал госпрограммы. По его мнению, они превратились в болото и их следует объединить с нацпроектами. Что об этом думают в Минфине?
Необходимость интеграции госпрограмм и нацпроектов, в том числе и с точки зрения методологии их формирования и реализации, была обозначена в подготовленной Минфином и утверждённой в начале года правительством Концепции повышения эффективности бюджетных расходов в 2019-2024 годах. Наше предложение - и здесь мы совпадаем во взглядах с Минэкономразвития - в рамках следующего бюджетного цикла переформатировать госпрограммы, дополнив существующую методологию теми позитивными наработками, которые мы получили при работе с нацпроектами: чёткая увязка ассигнований с результатами, более тесная координация с регионами и т.п. Вопрос радикальности такого переформатирования как раз является сегодня предметом нашего с Минэкономразвития рабочего обсуждения. Полагаем, что госпрограммы и сейчас являются в значительной степени состоявшимся инструментом планирования. Есть целеполагание, установлены индикаторы. Несколько лет назад, когда мы перешли к формированию бюджета на основе госпрограмм, это был важный шаг на пути к повышению эффективности использования бюджетных средств и системы государственного управления в целом. Понятно, что госпрограммы нужно совершенствовать, донастраивать, но я не уверен, что сейчас стоит в корне менять подходы и тем более переходить на новые инструменты.
Решения в любом случае нужно принимать взвешенно. Я не сторонник того чтобы каждые три-четыре года кардинально менять документы стратегического характера, бюджетного планирования.
Можно сказать, что госпрограммы - база, а нацпроекты - дополнительный инструмент, рассчитанный до 2024 года?
Да, пока базовым инструментом с точки зрения бюджетного планирования является госпрограмма.
ВЗЯТЬ И ПОДЕЛИТЬ
Будет ли меняться общая оценка финансирования нацпроектов в 25,7 трлн рублей до 2024 года?
В рамках формирования федерального бюджета мы ежегодно пересчитываем ранее запланированные объёмы бюджетных ассигнований, например в связи с уточнением макроэкономических показателей. Такая же работа проводится при формировании региональных и местных бюджетов. Поэтому сумма в 25,7 трлн рублей не является безусловной константой, но каких-то особых планов по принципиальному пересмотру объёмов финансового обеспечения национальных проектов у нас сейчас нет.
А количество проектов может измениться?
В меньшую сторону - точно нет. Президентом уже зафиксированы направления, поставлены задачи под нацпроекты. Есть идея увеличить количество проектов, возможно даже до 14 или 15. Но они не будут называться нацпроектами, хотя по своей сути очень на них похожи. К примеру, может быть выделена национальная программа социально-экономического развития Дальнего Востока.
В каких ещё направлениях могут появиться нацпроекты?
Может быть, в области сельского хозяйства. На различных площадках постоянно обсуждаются все отрасли, которые не попали в контур нацпроектов.
Насколько быстро это произойдет, появятся ли у государства дополнительные ресурсы на реализацию других проектов, сейчас оценивать сложно.
СТАВКА НА РЕГИОНЫ
Для реализации нацпроектов чрезвычайно важен региональный аспект - именно на субъекты РФ падает не только дополнительное финансирование, но и ответственность.
До 70% реальных исполнителей всех 12 нацпроектов - субъекты и органы местного самоуправления. От слаженности взаимоотношений Федерации, региональных и муниципальных властей будет зависеть, насколько эффективно мы выполним поставленные задачи.
Поскольку средства для субъектов РФ на реализацию нацпроектов только в 2019 году составили более 600 млрд рублей, это был один из главных вызовов для губернаторов, для их региональных команд. 2019-й для них являлся знаковым моментом - как начнёшь движение, так его и продолжишь, корректировать на марше любой проект гораздо сложнее.
От реализации нацпроектов будет зависеть KPI губернаторов. Есть ли первые оценки по регионам?
Для оценки региональных команд и губернаторов определены 15 показателей. Первые результаты появятся через год, особенно по объектам и мероприятиям. Могу сказать: есть традиционно сильные регионы с сильными командами, которые имеют навык и большой опыт оперативной подготовки нормативных актов, необходимых для запуска любых проектов. Это, например, Татарстан. В рамках нацпроектов могу назвать также Москву и Санкт-Петербург - они традиционно входят в группу сильных и высокоорганизованных субъектов. Есть также регионы, где в последнее время проходили крупные международные мероприятия, поэтому они получили опыт администрирования достаточно больших объёмов финансовых потоков из бюджета. Эти субъекты тоже имеют высокие показатели. К сожалению, не у всех регионов такой потенциал, и кассовое исполнение бюджетов в субъектах дифференцировано. Сейчас перед нами стоит задача подтянуть эти регионы.
Госдолг регионов опустился ниже отметки 2трлн рублей. Нет опасности, что из-за софинансирования нацпроектов заимствования снова начнут расти?
Надеюсь, с учётом роста собственных доходов субъектов РФ мы найдём способ сбалансировать дополнительные расходы.
Какой?
В том числе через мотивацию региональной власти. Грантовая поддержка - один из ключевых инструментов повышать инвестпривлекательность, а значит, темпы роста собственных доходов. В этом году предусмотрен беспрецедентный объём грантовой поддержки - 50 млрд рублей - субъектам, у которых наблюдается положительная тенденция по выполнению 15 целевых показателей президентского ряда, в том числе в части экономических показателей.
Сколько регионов могут получить гранты?
Пока цифра окончательно не определена, но предполагается поощрить не менее 50 регионов. В прошлом году 20 млрд рублей было предоставлено 40 субъектам. Конечно, 50 млрд между ними будет распределено непропорционально. Чем ниже рейтинг, тем соответственно меньшая сумма будет предоставлена.
KPI ДЛЯ ВИЦЕ-ПРЕМЬЕРА
KPI по выполнению нацпроектов устанавливается нетолько для губернаторов, но и для курирующих вице-премьеров. Существует рабочая группа, она будет решать. Я не очень понимаю, как люди, которые отвечают за нацпроекты, будут решать, кто из них лучше, а кто хуже?
Тут как раз всё просто. Все 15 показателей президентского ряда чётко определены по каждому вице-премьеру. Понятно, кто отвечает за продолжительность жизни, кто - за экономику или экспорт. Эти 15 показателей президентского ряда, за которые несут ответственность вице-премьеры, раскладываются по всем губернаторам. Это просто консолидация показателей.
На различных площадках, в том числе Госсовета, сейчас ведутся жаркие споры, когда тот или иной губернатор уверяет, что его субъекту завысили целевой показатель. Но у каждого вице-премьера всегда есть абсолютно понятный ответ на это: кому тогда увеличить? Если кому-то планку понижать, кому-то нужно повышать.
На данный момент можно выделить кого-то из вице-премьеров, чьи нацпроекты развиваются более высокими темпами?
До появления показателей по этому году такую оценку сделать невозможно.
Но, скажем, министр здравоохранения Вероника Скворцова недавно заявила: продолжительность жизни растёт рекордными темпами. Можно ли сказать, что вице-премьер Татьяна Голикова, которая курирует соответствующий проект, сейчас слегка впереди остальных? В связи с отсутствием статистических данных по другим показателям продолжительность жизни - один из тех показателей, который можно оценить уже сегодня. Да, в плане продолжительности жизни есть опережение от плана.
Значит, можно поздравить Татьяну Алексеевну?
Да, можно поздравить. И всех нас.