В этот раз – туркуаз. То есть – бирюзовая. С недавних пор т.н. «красные дорожки» - обязательный атрибут престижных ивентов – стали обретать на «Евровидении» оттенки всех цветов радуги и даже более. В Роттердаме церемонией на бирюзовой дорожке и с девизом-заклинанием «Open Up» («Открывайся»), наконец, открылся долгожданный, побитый коронавирусом, отложенный на год конкурс «Евровидение 2021».
Не зря один из девизов самого толерантного из толерантных песенного конкурса призывал «праздновать разнообразие» (Celebrate Diversity) – кстати, в Киеве в 2017 г., куда Россия сделала все, чтобы не поехать. Но в нидерландский Роттердам все-таки собралась, да еще с поклажей, от которой сама и вздрогнула. Хейт, или, если по-простому, ненависть, угрозы да проклятия, с которыми родина провожала свою посланницу на «Евровидение 2021», стали темой многочисленных вопросов, которые зарубежная пресса дотошно задавала Маниже – в том числе на этой самой бирюзовой дорожке в Роттердамском порту прохладным майским вечером.
Манижа в парадном красном комбинезоне и с расписным кокошником на голове, воплощая тревожным сигналом светофора всю сермяжность Russian Woman, как стойкий оловянный солдатик, почти не моргая, чеканила уже навязшие на зубах максимы. «Что вы можете сказать своим ненавистникам в России?» - демонстрировали журналисты глубокую осведомленность внутрироссийской бучей. «А что говорить? И зачем? Всем желаю любви и добра! – отвечала российская участница журналистам, съехавшимся со всего континента, то и дело добавляя ставший уже личным девизом чеканный рифмованный слоган – Be yourself, don’t be afraid (Будь собой, ничего не бойся)».
Зарубежная пресса понимающе кивала и, не скрывая чувств, искренне желала артистке удачи. А артистка, таким образом, как бы очеловечивала собой токсичные стереотипы загадочной Руси, и вся эта гремучая смесь смыслов, пластов и подтекстов, входящих друг с другом в парадоксальный клинч, приобретала качество багрового сюра на бирюзовой дорожке.
Коллеги-соперники по конкурсу тоже постоянно выказывают Маниже знаки внимания, уважения и любви. Однако, скорее, не столько уже по «политическим», сколько по чисто музыкантским и профессиональным мотивам. «Зашла» она Европе, хоть ты тресни. Пока в России снобы и эстеты все еще настырно морщат носы и глотают супрастин от аллергии на «слабую песню», строчка «Every Russian woman needs to know» превратилась в Роттердаме в расхожий и популярный припев-мем, который с задором подпевают, радостно приплясывая, то шведы, то хорваты, то немцы и даже сугубо роковые финны. Словно давняя поговорка «что русскому хорошо, то немцу – смерть» совершила акробатический кульбит, встав с ног на уши…
Надо заметить, впрочем, что, как только стало ясно, что стоны оскорбленных блюстителей духовных скреп не возымели «оргвыводов», казавшихся практически неизбежными, число симпатизантов у Манижи даже в России резко увеличилось. Если поначалу, когда вовсю бушевали прокурорско-следовательские страсти, тех, кто смело, на свой страх и риск, поддержал артистку, были единицы (как, например, Таня Буланова), то когда все улеглось, выжидавшие в напряжении «принципиальные» коллеги-артисты буквально елейным хором захвалили «талантливую певицу» и «оригинальную», если уж не замечательную, песню.
А в Роттердам теперь даже летит сам Сергей Лазарев – выступить по приглашению организаторов конкурса накануне первого полуфинала в большом телевизионном шоу с участием звезд «Евровидения» прошлых лет и заодно поддержать соотечественницу. Артиста ждут в том числе на первом полуфинале в «Ахой Арене», когда выступает Манижа. Неожиданная новость буквально всколыхнула здешних фанатов, изнывавших от разлуки с любимцем, которого они еще с 2016 г. внесли в опись признанных «икон» «Евровидения».
Справедливости ради надо заметить, что не одна Манижа прибыла на Евросонг со шлейфом хейта на родине. Православная церковь на Кипре почти предала анафеме киприотку Елену Цагрину из-за песни El Diablo, поскольку артистка, резко вырвавшаяся в топы конкурса, не просто «влюбилась в дьявола», согласно повествованию и названию песни, но еще и вывела огромными пылающими буквами страшное слово «дьявол» на задник сцены в своем номере. Оскорбленные верующие на Кипре призвали с истинно православным человеколюбием вместо букв на сцене сжечь саму Елену.
Волны хейта обрушились и на мальтийскую Destiny (Судьбу). Победительница детского «Евровидения 2015», а теперь и одна из фавориток нынешнего «взрослого» конкурса с песней Je Me Casse («Несломленная»), подверглась массовому остракизму за вольные наряды, не то что подчеркивающие, а буквально выпячивающие прелести пышного тела. Не все еврофанаты оказались, видимо, психологически и эстетически готовыми к смелым проявлениям женской идентичности и самостийности, несмотря на всю глубинную толерантность евросознания. Певице пришлось даже выступить с отдельным заявлением в соцсетях, в котором она буквально слово в слово с Манижей заявила, что весь этот хейт ей безразличен, поскольку она уверена в себе, желает уверенности всем другим, призывает верить в себя и не сдаваться, «потому что счастье можно обрести, только оставаясь собой».
Однако, до слез бедную Destiny все-таки довели. Но не хейтеры, а треклятый коронавирус. Церемония открытия конкурса с бирюзовой дорожкой висела на самом деле на волоске до последнего момента, поскольку именно в этот день один за другим посыпались алармистские извещения от организаторов о карантине, на который срочно были отправлены в полном составе делегации Исландии, Румынии, Польши и Мальты из-за позитивных тестов на COVID-19 у некоторых артистов. По правилам протокола безопасности на изоляцию и дополнительные тесты в этой ситуации отправляется вся делегация. Пока неизвестно, смогут ли эти страны вообще выступить в своих полуфиналах, или им придется использовать резервные видео, заранее отснятые всеми участниками конкурса именно на случай подобных эксцессов.
Сама Destiny пока, к счастью, здорова, однако, вынуждена была пропустить выход на бирюзовую дорожку. Выразительное фото с надутыми от обиды губами и слезами на глазах, которое стало немым укором всей церемонии, певица выложила в Инстаграме с подписью: «Вот так я выгляжу сейчас, вместо того, чтобы идти по Бирюзовой дорожке. К сожалению, в моем отеле выявлен еще один случай (заражения)».
Не сложилась судьба не только для самой Судьбы, но и для журналистов и фотографов, поскольку ее появления ждали с особенным нетерпением и трепетом наряду с другими топами вечеринки - Манижей, «певицей-павлином» Сенхит из Сан-Марино, норвежским «белым ангелом» TIX, француженкой Барбарой Прави, колоритной украинской сайбер-фолк-группой Go_A, сербской «Виа-Грой» Hurrricane, а также «Мистером Евровидение» Филиппом Киркоровым с его подопечной из Молдовы Натальей Гордиенко.
Филипп тоже чуть не попал курой в ощип. Танцоры, участвующие в номере Sugar, сгоняли в «самоволку» в Амстердам, что строжайше запрещено протоколом безопасности (для делегаций дозволены только авторизованные экскурсии). Парни сдуру похвастались путешествием в соцсетях и были моментально разоблачены бдительной службой безопасности. Разразился страшный скандал. Нет, к счастью, в шесть утра, как мы привыкли, двери в номера им не выламывали, врываясь с дикими криками «всем лежать», но пальчиком делегации строго погрозили. Дело могло дойти и до полной дисквалификации Молдовы, но в итоге решили проштрафившихся гонцов просто закрыть на «сухой» карантин в их гостиничных номерах до выступления во втором полуфинале 20 мая. Если, конечно, тесты за это время на выявят какой-нибудь заразы, подхваченной в веселом Амстердаме.
Все произошедшее вогнало Киркорова в ступор. Поп-король был на грани панической атаки. Он-то вообще привык, что ему никто, никогда и ни в чем не отказывал. А тут отчитали, как мальчика – туда не ходи, сюда не ходи, здесь не дыши… Да еще в носу ковыряются каждые 48 часов. Сплошной стресс. «Понимаю, что так надо, просто никогда не ощущал себя в таких условиях», - растерянно бормотал Филипп. Он был настолько потрясен произошедшим, что пропал из поля зрения почти на сутки. Рассказал потом: «Плохо себя почувствовал, скакануло давление, напился успокоительных и проспал в номере целые сутки».
Зато, выспавшись, он бодро, свежо, искрометно шутя и балагуря, как всегда, празднично и богато блистал сам и заставлял блистать подопечную Гордиенко на Бирюзовой дорожке, рискуя бесповоротно трансформировать церемонию открытия европесенного конкурса в дефиле очень наваристого haut cuture.
Среди добрых традиций «Евровидения» есть одна, которую условно можно назвать «кукушка хвалит петуха». В том смысле, что артисты, помимо презентации самих себя в наиболее выигрышном свете, всегда стараются учтиво и доброжелательно отзываться о других участниках конкурсах, хвалить их и поддерживать. Часто это – не дежурные слова, поскольку большую роль играют и профессиональные пристрастия, и личные симпатии.
Например, Манижа и конкурсанты из Украины группа Go_A в эти дни подписались друг на друга в соцсетях. Возникший у артистов взаимный интерес вполне объясним, поскольку они исповедуют схожие концепции синергии этники и современности, воплощая их по-своему, но неизменно эффектно и выразительно. Go_A с песней «Шум» снискали весьма комплиментарную реакцию критиков и наблюдателей в Роттердаме. По итогам репетиций ставки группы заметно выросли. «В Катерине Павленко есть что-то шаманское», - восхищается и Манижа.
Артисты сойдутся в музыкальном состязании в первом полуфинале 18 мая и, согласно прогнозам, Россия и Украина входят пятерку фаворитов для выхода в финал наряду с Мальтой (Destiny), Кипром (Елена Цагрину) и Литвой (The Roop).