Весна близко, дорогие товарищи! Весна совсем близко — практически на дворе! И не обращайте внимания, что на улице по-прежнему минусовая температура, а на газонах сиротливо лежит талый снег. Есть очень верные признаки скорого наступления самого романтичного времени года со всеми его привычными атрибутами. И я не говорю о календаре. Я говорю о громкой публичной перебранке между Никитой Михалковым и Михаилом Горбачевым.
Для тех, кто с полным на то основанием был занят более важными делами, напоминаю «краткое содержание предыдущих серий». Рано утром в эту пятницу Интерфакс опубликовал интервью прославленного кинорежиссера Никиты Михалкова. Сначала в ходе этого разговора опытный царедворец Михалков отбил «положенное количество поклонов» в адрес Путина: «Я совершенно серьезно считаю, что если бы не было Путина, не было бы и страны...На политическом олимпе, безусловно, есть умные прекрасные люди, но я не знаю никого, кто сегодня мог бы иметь тот непоколебимый авторитет, который есть у Путина. Поступки, которые он совершает, вдохновляют, сплачивают людей!»
А затем «наш Никита Сергеевич» от «светлого настоящего» перешел к «ужасному прошлому»: Я уверен, что ничего невозможно построить не расчистив площадку. А расчистить площадку — это на государственном уровне признать преступления Горбачева и Ельцина. Они совершили реальное преступление. Вольно — невольно, руководствуясь амбициями — не амбициями, сейчас не об этом речь. Их свершения привели к развалу страны! И это самая великая геополитическая катастрофа, случившаяся за это столетие!»
Михаил Горбачев никогда не не принадлежал к числу политиков, которые лезут за словом в карман. «Отлуп» Михалкову последовал незамедлительно. В интервью Русской службе новостей экс-президент СССР заявил: «Пусть занимается своим делом. У него всегда претензия такая: на царя выйти...У него есть своя сфера, и она важна. В политику ему не нужно влезать. Ему надо успокоиться. Дать возможность реализовать то, что сегодня дано. Дано воцариться в сегодняшнюю жизнь, поправить людей. Она должна быть умеренной и свободной. Надо, чтобы сумасшедших у нас не было ни в какой сфере жизни и управления жизнью».
Когда друг с другом спорят два крупных общественных деятеля, обычно ты склонен с большей симпатией расценивать либо позицию одного, либо позицию другого. К нынешней ссоре Иван Ивановича и Ивана Никифоровича — ой, извините, Никиты Сергеевича и Михаила Сергеевича — это не относится. Я испытываю чувство легкой неловкости. Мне неудобно и за Нобелевского лауреата, и за человека, который в прошлом радовал всех нас прекрасными фильмами.
Нет, на уровне личных эмоций я прекрасно понимаю обоих носителей славного отчества «Сергеевич». Михалкову важно постоянно поддерживать свое реноме «слуги царя» и самого что ни на есть искренне преданного власти человека. А то ведь как у нас в России — да и не только в России — заведено? С глаз долой — из сердца вон! Не проинформируешь ты вовремя публику о чувстве «глубокого восхищения», которое ты испытываешь по отношению к первому лицу, глядишь, забудут тебя, перестанут ценить и прислушиваться к твоим советам! А Никита Сергеевич привык, чтобы к его «советам» прислушивались. Достаточно сказать, что назначение нынешнего министра культуры, уважаемого мной Владимира Мединского на его должность - это, по моей информации, в первую очередь « заслуга» Михалкова.
Вполне логичной я считаю и мотивацию Михаила Сергеевича. У первого и последнего президента страны, которой нет, через считанные дни 85-летний юбилей. В такие моменты принято ожидать поздравлений, славословий, глубокомысленных рассуждений об «исторической роли». А тут вместо всего этого какой-то «юнец» ( Михалкову прошлой осенью стукнуло «всего-то навсего» 70) изволит дерзить. Естественно, « наглого молодого человека» надо призвать к ответу и « пригвоздить к позорному столбу»!
Не учли Михалков с Горбачевым, пожалуй, только одного обстоятельства. Ни тот, ни другой не догадались задуматься о том, как их перебранка выглядит со стороны. А выглядит она, с моей точки зрения, очень и очень непривлекательно. Отставной политик международного уровня, человек, который, как считается, «подарил всем свободу» публично отрицает право другого человека свободно высказываться на общественно значимые темы, высокомерно советуя ему «не лезть в политику». Самый крупный кинодеятель страны, некогда создававший удивительные по своей глубине ленты, теперь изъясняется в стилистике известного митингового лозунга 90-х: «Банду Ельцина под суд!»
Меня все это заставляет вспомнить латинскую пословицу: «Sic transit gloria mundi» - «Так проходит слава мира». В словесной дуэли Михалков-Горбачев одержать победу не удалось ни одному из ее участников. Оба дуэлянта проиграли. Оба уронили свое реноме.
P.S. Днем в пятницу Михаил Горбачев заявил, что Никита Михалков позвонил ему по телефону и извинился. Но все оказалось не так просто.