Российский союз автостраховщиков забил в набат и собрал целую пресс-конференцию по поводу выявления на рынке поддельных полисов ОСАГО. Дешевый полис - не всегда легальный. От покупки "левого" полиса автогражданки страдают не только его покупатели, но и те, кому пришлось с ними столкнуться на дороге. В прямом смысле этого слова.
Надо сказать, что о таком нелегальном творчестве еще ранее предупреждали представители всех автосообществ. И вот предполагаемая тенденция воплотилась в жизнь. Редактор журнала "За рулем" Сергей Смирнов поделился кадрами из регионов, на которых сняты объявления о продаже полисов по цене от 1200 рублей. Даже со скидками эта цена ниже возможного законного предела, установленного законодательством.
Более того, Сергей Смирнов сообщил о возможности покупки бланка полиса ОСАГО за 300 рублей. Это ему попалось в Интернете. Но это предложение действительно для тех, кто покупает бланки оптом. В данном случае речь идет о партии в тысячу штук.
Впрочем, по этим объявлениям можно купить и один-единственный полис с доставкой на дом. Правда, доставка будет стоить денег. При этом вам привезут пустой бланк, но со всеми печатями и подписями. Останется только его заполнить. Это поможет сделать тот же курьер, который его доставил.
И таких полисов, по скромным подсчетам, у нас по стране около миллиона. По сравнению с 40 миллионами застрахованных - это капля в море. Но назревает нехорошая тенденция. Количество любителей халявы в связи с кризисом умножается.
По словам главы Всероссийского союза страховщиков и Российского союза автостраховщиков Игоря Юргенса, в разгар финансового кризиса количество мошенников на рынке увеличивается до 20 процентов. Таким образом, редкий автомобилист пролетит мимо такого мошенника. Только у тех, кто пользуется услугами своей страховой компании и проверенного агента, уровень риска будет сведен к нулю.
При этом, как признают и руководители РСА, и юристы, есть только два варианта, как защитить себя от мошенников. Либо купить электронный полис ОСАГО, либо купить его непосредственно в страховой компании.
Игорь Юргенс даже показал поддельный полис. Его практически невозможно отличить от настоящего. По словам Юргенса, поддельные полисы печатают в Молдове, на Украине, в Польше на оборудовании, которое ничем не уступает станкам Гознака.
А в последнее время начали их печатать и в Китае. Буквально недавно задержали партию 30 тысяч штук поддельных бланков ОСАГО на границе через переход по Амуру. Только за прошлый год было закрыто более 280 сайтов, предлагающих услуги по продаже поддельных полисов.
Самое ужасное в том, что человек практически не имеет возможности установить подлинность полиса. При покупке на сайте РСА он может проверить, отгружался ли полис с таким номером этой компании. После его оформления через сутки он на том же сайте может узнать, застрахован ли он, за ним ли закреплен купленный полис. Впрочем, это страховщик обязан передать информацию в базу данных в течение суток. А брокер может ее передать страховщику с задержкой. Поэтому если через трое суток информации в базе о покупке полиса не окажется, то уже стоит ехать в страховую компанию для разбирательства. Самое печальное, что за это время "липовый" брокер может попросту исчезнуть.
Что грозит водителю за управление без полиса - известно. Штраф 800 рублей. Однако стоит напомнить, что при покупке "левого" полиса страховщики не оплатят ущерб в случае аварии. Все придется платить из своего кошелька. Кроме того, прервется срок страхования, а поэтому при заключении законного договора придется платить по полной программе. Без скидок и за безаварийную езду, то есть без понижающих коэффициентов.
По словам заместителя начальника Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России Владимира Кузина, сейчас инспекторы ДПС практически не могут выявлять на дороге поддельные полисы. Они видят, что документ оформлен правильно, и этот документ с соответствующими степенями защиты. А проверять его по базам они будут только в том случае, если он вызывает подозрения. Что касается выявления незастрахованных машин с помощью камер автоматической фото- и видеофиксации - то это еще более сложный вопрос. Для этого требуется внесение изменений в законодательство.
Дело в том, что камеры фиксируют конкретное нарушение в данный момент времени. А управление незастрахованным транспортным средством требует проверки по базам данных. Автоматика может это проделать, но возникает проблема с предъявлением обвинения. В общем, это перспективное направление развития систем фотовидеофиксации.