О том, что это значит для нашей страны, мы беседуем с известным публицистом Михаилом ЛЕОНТЬЕВЫМ.
Окончание. Начало на < стр. 1.
Что изменится в России после новых санкций США? И что станет с Украиной? Об этом в эфире передачи «Главтема» на Радио «Комсомольская правда» (97,2 FM) рассказал известный публицист Михаил ЛЕОНТЬЕВ.
- Вот они у меня все - в полном виде (показывает на стопку бумаг).
- Целый талмуд с закладками... Так что в них особенного?
- Они приняты скорее против Трампа - чтобы не дать ему отменять эти санкции. Потому что его все время подозревают, что он русский шпион. Трамп страшно старается доказать, что он не шпион, а даже гораздо хуже - просто злодей в отношении России. Так он зарабатывает себе алиби.
- Сам Трамп публично нет. А его госсекретарь Тиллерсон пытался убедить конгресс: вы поймите, все наши союзники говорят нам - сделайте уже что-нибудь в отношениях с Россией, наладьте их, так жить нельзя! Конгресс в ответ смотрит на него тупыми глазами и говорит: не наше дело.
- Новые - совершенно произвольные. Власти могут их применить или нет. Но нормальный бизнес так жить не может. Он не может брать на себя риски. Получается, что теперь санкции распространяются на весь бизнес. - Это как? - Можно будет объявлять санкции против компаний, которые действуют в интересах компаний, нарушающих санкции. А, как мы знаем, через два рукопожатия все люди земли знакомы друг с другом, поэтому эти санкции в итоге касаются всего российского бизнеса. И на месте людей, которые работают с США, с долларом, а это весь мировой бизнес, я бы теперь просто опасался иметь дело с субъектами российского рынка. С любыми. На всякий случай.
МЫ ОБЪЯВЛЕНЫ «ВРАГОМ»
- И эта главная особенность новых санкций?
- Подождите. Второе: в этих санкциях Россия ставится в один ряд с Ираном и Северной Кореей, которая объявлена страной-изгоем, то есть «врагом США». Россия тоже становится «врагом». Это само по себе потрясающе!
И теперь главное. Для Обамы санкции были инструментом для давления на Россию. Но угроза работает пока она угроза. Когда ты держишь человека под прицелом, он еще тебя слушает. Но если ты в него уже стреляешь, то извините. Обама не переходил эту грань. - Обама хвалился, что «экономика России разорвана в клочья»...
- Это риторика. А реально он красную линию не перешел. Он рассчитывал, что прозападные российские элиты, которых у нас полно не только в оппозиции, будут давить на россий- скую власть. И так Америка сможет держать нас на крючке - возможностью ослабления санкций.
Он понимал, что нас не надо загонять в угол.
И это была взаимно. Россия демонстрировала, что мы не делали того, что могли бы. Например, с той же Украиной. Это и есть взаимно признанная красная линия. Радости от этого не было, но была предсказуемость.
Администрация Обамы все-таки думала, как не потерять союзников. Потому что им часто приходилось союзников, извините, насиловать. Помните, когда Байден признал откровенно, что они заставили Европу принять санкции против России? - А что происходит сейчас? - Сейчас никто никого даже насиловать не стал. Трамп говорит, что задача санкций - создание рабочих мест в Америке и освобождение Европы от российского газа. Европа не хочет освобождаться. И это создает дикое напряжение.
- В Европе говорят, что будут противостоять санкциям.
- Европа ничего другого сказать не может, потому что ей даже лицо не дают сохранить.
Америка просто ставит своих же союзников в неловкую позицию. И они будут в этой позиции стоять. Они, конечно, погундосят. Но никакой воли к сопротивлению у них нет.
ЭТО ЕЩЕ И СЛИВ РОССИЙСКОЙ ОППОЗИЦИИ
- То есть Трамп перешел красную линию Обамы?
- Да. Раньше программа-минимум Америки была - повлиять на российскую политику, чтобы ее изменить. Программа-максимум - сменить власть в России. Сейчас их и то и другое уже не интересует. С точки зрения этих задач новые санкции - просто вредительство. Но им все равно! В войне против нас им не до нас. Они ведут свою внутреннюю холодную гражданскую войну. Трампа гоняют как зайца. Это псовая охота просто идет. - Что это означает? - Это будет иметь колоссальные, возможно, необратимые последствия для всего мироустройства. Но это еще и слив внутренней российской оппозиции. Заметьте, когда госсекретарь США Тиллерсон был в Москве, в голову ему не пришло встречаться с российскими оппозиционерами. Хотя это была традиция. Они им больше не нужны как рычаги влияния на внутреннюю политику России. И это для нашей оппозиции полная катастрофа. - Но мы же видим, как наша оппозиция упрашивает США еще усилить санкции против России. - Поймите, российская оппозиция в меньшей степени состоит из людей, умеющих считать свои интересы, и в большей - из тех, кто любое гадство в отношении России воспринимает как счастье. Не понимая, что это означает, что их самих уже никто кормить не будет. Они неинтересны больше!
ОЛИГАРХОВ ГОТОВЯТ К ВЕРБОВКЕ
- В деловых документах бывают приписки мелким шрифтом. И там - самое интересное. В санкциях есть такое?
- Там отдельно прописаны российские олигархи. Они будут обязаны показать американцам отчетность капиталов и чистоту своих связей. Учитывая, что многие из этих людей проживают наполовину или полностью там, на Западе, это - принудительная вербовка. Они, грубо говоря, подписку должны дать и стать агентурой.
УКРАИНА ПЕРЕХОДИТ В ДРУГУЮ ФАЗУ
- Какие последствия несут новые санкции? - Они развязывают России руки. Когда мы говорим, что мы можем сделать в ответ, не надо суетиться, торопиться, но за определенной чертой мы можем сделать все. Просто все.
Вот мы раньше показывали американцам: смотрите, ополченцы в Донбассе могли же после Дебальцева дальше пойти, могли Мариуполь брать легко, но остановились. И в Америке понимали - мы этим показывали, что не хотим доводить до цугундера. А теперь всем плевать. Почему мы теперь должны останавливаться? Что мы от этого выигрываем?
И Украина совершенно в другую фазу переходит.
- А сама Россия готова действовать на Украине решительнее?
- Запад прекрасно понимает, что меньшего авантюриста, чем Путин, найти трудно на земле. Поэтому они до сих пор и старались не загонять Россию в угол. Оставляли Москву в иллюзии, что можно жить по прежней модели.
На мой взгляд, Путин способен принимать самые резкие решения в состоянии крайней необходимости. Вспомните Крым.
Мы видим профессиональную и человеческую склонность Путина не подставлять страну под эксперименты, когда для этого нет принудительных условий. Но теперь иллюзий больше нет, что можно как-то переждать. Наши вечные разговоры: скоро санкции отменят, перед нами извинятся... Все это уходит в прошлое.
РЕЗЕРВЫ ЛУЧШЕ ПЕРЕПРЯТАТЬ
- Какой ответ может дать Россия на новые санкции?
- Высылка дипломатов, дача в Серебряном Бору - это скорее обмен пощечинами. От пощечины еще никто не умер.
Первое - это отказ от негласных обязательств соблюдать красные линии. В первую очередь на Украине.
Второе - изменение нашей финансовой политики, которая сковывает экономический рост. Отказ от этой паранойи - когда вся наша денежная система - это отросток глобальной системы, объявившей нам войну.
Ты можешь не перерезать пуповину с матерью, хотя это естественно, ты уже родился. Но если так называемая мать тебя хреначит сковородкой по башке, лучше все-таки отползти.
- Не пора забрать наши валютные резервы из США?
- Это вариант правильный. Мы же знаем, что если нас сравнили с Ираном и Северной Кореей, то заморозят и активы. В новой пачке санкций такого пока нет. Но это, очевидно, - следующая стадия. Давайте не будем Трампу подсказывать. Обойдется.
- А что Трампу вообще можно теперь сказать?
- Можно сказать - те санкции, которые он сейчас подпишет, - это акт войны практически. Россия - это ядерная держава. Ну не надо нас доводить до соревнования в той области, где мы объективно равны.