В октябре вышел фильм «Матильда» с участием Ингеборги, в ноябре стартует сериал «Мост» на НТВ, где Дапкунайте играет комиссара полиции. Кроме того, актрису можно увидеть в спектаклях, в рекламе...
— Жаль, что режиссер Алексей Ефимович Учитель должен отдавать силы и энергию непродуктивной и ненужной суете. Он творческий человек, а не политик. Это зрелищная костюмированная картина — визуальная сторона имеет большое значение. Вы увидите фильм о любви, долге, предательстве, преданности, выборе. В картине я играю Марию Федоровну, мать Николая II.
— Первые дни съемок были непростыми. На площадке звучало много языков. С актерами работали переводчики. Со временем коммуникация наладилась. Актеры, которые участвовали в съемках, — талантливы, именно поэтому найти с ними общий язык оказалось просто и нам, и Алексею Ефимовичу.
— По фильму вы недолюбливаете будущую невестку Аликс. Когда на экране появляетесь вместе с актрисой Луизой Вольфрам, искры летят.
— В личном общении все было по-другому. (Смеется.) Луиза прелестная. Современная, спортивная девушка, почти подросток приходила на съемочную площадку и на наших глазах перевоплощалась в принцессу.
— В России не так много знают об актере Ларсе Айдингере…
— До личного знакомства я видела Ларса в роли Гамлета на сцене немецкого театра «Шаубюне», в постановке «Демоны» того же театра. Он тонкий, пронзительный, глубокий артист. Ларс, так же как и режиссер Томас Остермайер, сыгравший в «Матильде» врача-психиатра Фишеля, — европейская звезда. «Матильда» во всех отношениях масштабный проект. В одной сцене коронации, с которой начинается фильм, участвуют более четырехсот человек. Снималась она в огромной декорации Успенского собора. Артистов массовых сцен начинали гримировать с четырех утра. У нас было сорок костюмеров, тридцать гримеров. Фильм сложился из терпения и работы очень многих людей.
— Согласны ли вы, что в театре актеру больше приходится надеяться на себя и свои силы, но в результате сцена в большей мере раскрывает личность и потенциал артиста, чем кино? В спектакле «Цирк» у вас есть рискованные номера, которые вы исполняете сами, без дублеров. Не страшно?
— Мне всегда хочется сделать что-то больше своих возможностей и сдвинуть границы, которые у меня, как у каждого человека, есть. В спектакле «Цирк» я летаю на тросах. Сказала себе: если не научусь, то хотя бы попробую. В итоге понравилось. Оказалось, что это гораздо проще, чем можно представить. Было даже стыдно за себя, за свой страх. Риск — это нормально. Если другие люди делают, может, и я могу.
— В спектакле «Идиот» вы играете князя Мышкина в образе клоуна. Зритель сталкивается с чем-то необычным, неоднозначным, требующим соучастия и включения собственной фантазии.
— Мы пытаемся прикоснуться к творчеству Достоевского языком странной клоунады. И зрители делятся на два лагеря: одни говорят, что это чудовищно, другие становятся нашими фанатами. Клоунада нуар, черная клоунада, — придуманный жанр. Нет правильного или неправильного восприятия спектакля. Вопрос в том, можете вы с этим соприкоснуться или нет.
— Удивительно, что вы играете князя Мышкина, а мужчины исполняют женские роли — Настасьи Филипповны и Аглаи.
— Весь спектакль — большая задумка режиссера Максима Диденко. Идея, главные художественные решения — это все, конечно, Максим, но многое придумывали и актеры. Есть Евгений Витальевич Миронов, художественный руководитель театра, мое вдохновение. Если бы не он, не знаю, сложилась бы у меня театральная жизнь в Москве. Не думаю, что Женя Миронов сидит и думает: как же ему выстроить карьеру Ингеборге? Но все же мне очень повезло.
С Максимом меня познакомил Женя. И на первой же встрече Диденко абсолютно очаровал меня. Максим очень добрый и светлый в своем искусстве. У него нет такого: это я придумал, а это ты придумал. Он приходит с большой идеей, и если где-то ему нужна помощь, он всегда ее примет и применит ради спектакля.
— Вы исполняете трюки, пантомиму, танцуете — на сцене буквально ни минуты не стоите на месте. При росте 1,66 м весите всего 48 кг. Какими усилиями достигается результат?
— При такой нагрузке не получится просто перед спектаклем немного разогреться и выйти на сцену. Тренируюсь сколько могу, насколько у меня хватает времени и сил.
— Физическая подготовка наверняка помогла на съемках в стиле «экшен» — в детективе «Мост». Расскажите об этом сериале.
— Это ремейк шведско-датского проекта. Сюжет русского фильма начинается с того, что на границе, где проходит линия между Эстонией и Россией, находят тело погибшего человека. Преступление начинают расследовать с российской стороны следователь, которого сыграл Михаил Пореченков, с эстонской — моя героиня, комиссар полиции. Это история и наших взаимоотношений. Как мы, абсолютно разные люди, сосуществуем и работаем вместе.
Впервые я снимаюсь в такой длинной телеверсии. В ноябре на НТВ должны показать первый сезон, который режиссер Константин Статский снимал в Эстонии и в Петербурге, а сейчас работаем над вторым — только в Петербурге.
— Ингеборга, при всей занятости у вас хватает времени на то, чтобы участвовать в благотворительной деятельности. Наверняка многие хотели бы, как вы, помогать людям, но трудно перейти мост от слова «хочу» к слову «делаю».
— Не вспомню сейчас момент, как именно это произошло, фонду помощи хосписам «Вера» уже более десяти лет. После того, как Нюта Федермессер (основательница благотворительного фонда помощи хосписам «Вера». — Прим. «ТН») и Вера Миллионщикова (основательница и главный врач Первого московского хосписа. — Прим. «ТН») решили, что создадут благотворительную организацию, они позвали меня и Таню Друбич. У меня не возникло никаких вопросов: присоединяться или нет. Мне показалось, раз я нужна, то вот я. Просто так должно было случиться. Мы собираем деньги для фонда, у нас есть и выездная служба, и стационары. «Вера» помогает 70 хосписам в стране, занимается просветительской деятельностью. Хоспис — это не страшное место, куда люди приходят умирать, это пространство, куда люди приходят жить, где помогают и больным, и их родственникам. Конец жизни так же бесценен, как и начало, середина и любая другая ее часть. То, что люди знают, что они уйдут достаточно скоро, — единственное, что отличает их от других.
— Сложно ли психологически служить делу благотворительности? Ваша профессия связана с тем, что вы постоянно эмоционально «тратите» себя.
— Наоборот, фонд — это часть жизни, которая дает силы.
— Вы курируете актерский факультет Московской школы кино. Что для вас педагогика?
— Прежде всего — возможность поделиться собственным опытом. Есть и другая сторона: я общаюсь с людьми иного поколения, и они тоже меня учат. Интересно, чем они увлечены, как живут, что их занимает и волнует. Те, кто приходит на наш факультет, знают: они должны сами много работать. Всегда говорю, что не смогу научить их быть актерами, мое дело — только направлять.
— В российском кино вас воспринимают как актрису западной культуры, а на Западе — как славянку.
— Интересно, может быть, доля правды в этой двойственности есть. По-русски я говорю с акцентом, по-английски — тоже. Я литовская женщина.
— Ингеборга, вы производите впечатление светской персоны. Максимум, что можно представить, — как вы варите кофе. Готовите ли суп или котлеты?
— Думаю, что если бы мне была поставлена задача, я бы, наверное, научилась готовить котлеты. Но их я не люблю.
«Матильда» на экранах с 26 октября