На следующей неделе в Париже пройдут переговоры лидеров "нормандской четверки" (Россия, Украина, Франция, Германия), которые должны определить судьбу минского процесса по урегулированию конфликта на востоке Украины, антироссийских санкций и в целом обозначить вектор будущих отношений между РФ и Западом. Специальные корреспонденты "Ъ" в Киеве МАКСИМ ЮСИН и ЯНИНА СОКОЛОВСКАЯ разбирались, с каким настроем идут на переговоры украинские власти, каких результатов они ждут от саммита и как представляют себе возможное урегулирование. Особенно в свете того, что вчера руководство самопровозглашенных ДНР и ЛНР обозначило готовность пойти на компромисс по ключевому вопросу о сроках проведения местных выборов, назвав даже конкретную дату — 21 февраля 2016 года.
То, что именно парижские переговоры Владимира Путина, Петра Порошенко, Франсуа Олланда и Ангелы Меркель станут решающими для мирного урегулирования на востоке Украины, признавали практически все киевские собеседники "Ъ". "Впервые за долгое время появилась надежда, что на переговорах удастся достичь реального прогресса",— говорит "Ъ" политолог Виктор Уколов, близкий к администрации президента Порошенко.
Мирный процесс уперся в местные выборы
Прогрессом, по мнению господина Уколова, было бы решение вопроса, который на сегодня стал главным камнем преткновения,— отложить выборы в местные органы власти в ДНР и ЛНР (в Донецке они должны пройти 18 октября, а в Луганске — 1 ноября, в то время как на территории остальной Украины голосование назначено на 25 октября), а впоследствии провести их в соответствии с украинским законодательством. Это один из ключевых сюжетов, вокруг которых, по данным источников "Ъ" и в Киеве, и в Москве, и в западных столицах, ведутся основные дискуссии в преддверии саммита 2 октября в Париже.
Вчера обозначились контуры возможного решения. Представители ДНР и ЛНР в контактной группе Денис Пушилин и Владислав Дейнего допустили возможность проведения местных выборов 21 февраля 2016 года. По словам господина Дейнего, самопровозглашенные республики "подготовили план-график с адекватными сроками выполнения" каждого пункта политической части минских соглашений. И разработан этот документ "исходя из действующего законодательства Украины", а также норм ОБСЕ.
При этом и от проведения голосования 18 октября и 1 ноября власти ДНР о ЛНР пока не отказываются. Денис Пушилин назвал их "первым этапом" избирательного процесса, который должен завершиться "следующим этапом" — как раз 21 февраля. Первый этап, однако, может стать весьма ограниченным, почти символическим: в ЛНР, например, 1 ноября планируется избрать глав лишь 14 районов, тогда как "субъектов местного самоуправления" всего около 300. Очевидно, что и это не окончательная позиция — по мере приближения саммита стороны будут вести ожесточенный торг и мучительно согласовывать позиции. И решающее слово, по всей видимости, в какой-то момент скажет Россия.
"Для нас вопрос местных выборов в Донецке и Луганске — лакмусовая бумажка, которая показывает, насколько добросовестно Москва относится к выполнению своих обязательств в рамках минского процесса",— объясняет "Ъ" дипломат, представляющий одну из ключевых стран ЕС.
"Мы уверены, что при желании Россия может повлиять на лидеров Донецка и Луганска, убедив этих людей отказаться проводить выборы по собственным правилам и провести их по украинским, как того требуют минские соглашения,— продолжает собеседник "Ъ".— И если Москва не проявит такого стремления, это будет расценено как демонстративный шаг, как вызов. В таком случае нам будет трудно найти аргументы в дискуссиях с теми членами ЕС, которые требуют усиления санкций".
Власти России, в свою очередь, надеются убедить Запад, что именно Киев несет ответственность за разногласия по вопросу местных выборов. Аргументация Москвы такова: отказавшись обсуждать выборы с нынешними представителями Донецка и Луганска, как предусмотрено минскими соглашениями, Киев вообще запретил проведение голосования 25 октября в "отдельных районах" Донецкой и Луганской областей. Кроме того, в Москве напоминают, что в соответствии с минскими соглашениями местные выборы в Донбассе должны проводиться не только по украинским законам, но и с учетом закона Украины "О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей".
Этот документ, в частности, предусматривает амнистию — "освобождение от наказания, преследования и дискриминации лиц, связанных с событиями в отдельных районах Донецкой и Луганской областей" (согласно украинскому законодательству, неамнистированный человек не может участвовать в выборах). Кроме того, в законе сказано о праве на языковое самоопределение, что, в отличие от общеукраинского законодательства, дает возможность распространять политическую рекламу на русском языке. Однако власти Украины еще в марте решили заморозить этот закон (см. "Ъ" от 7 сентября). Если ДНР и ЛНР согласятся на перенос выборов, Киеву придется вводить этот закон в действие, вносить поправки в собственное избирательное законодательство и направлять официальное приглашение наблюдателям от ОБСЕ. Если же украинские власти на это не пойдут, оказывать давление Запад будет уже на них.
Давление во благо
Собеседники "Ъ" в украинской столице признают, что в последнее время Запад и так резко усилил нажим и на Киев, подталкивая его к реализации своей части минских договоренностей. "Визит Виктории Нуланд (помощник госсекретаря США, отвечающая за Украину.— "Ъ") накануне голосования в Верховной раде конституционных поправок в части децентрализации стал для нас полной неожиданностью",— признается "Ъ" сотрудник администрации Петра Порошенко. И прогнозирует: успех переговоров в Париже будет во многом зависеть от того, в какой степени лидеры Франции и Германии станут оказывать давление на своих собеседников и в первую очередь — на президента Украины.
"Сегодня глава государства занимает весьма жесткие позиции,— говорит "Ъ" Александр Черненко, депутат Рады от "Блока Петра Порошенко" (БПП).— Он четко заявил, что проведение сепаратистами выборов в Донбассе будет означать срыв минских договоренностей, и это дает Украине основания дезавуировать взятые на себя ранее обязательства. Будут отозваны конституционные поправки об особом статусе отдельных регионов Донецкой и Луганской областей, не будет никакой амнистии для боевиков. Властям не потребуется принимать решения, которые вызывали возмущение части общества, создавали президенту массу внутриполитических проблем".
"Срыв минских соглашений в Киеве воспримут как облегчение — слишком многих болезненных уступок удастся в этом случае избежать,— признается господин Черненко.— Давление на президента со стороны радикальных сил снизится. К тому же вину за срыв мирного процесса Запад, скорее всего, возложит на Россию. А значит, ее ждут новые санкции, дальнейшее ослабление экономики. И в итоге через какое-то время ее руководству станет просто не до Донбасса".
Цель — подвести Москву под санкции
Примерно в таком ключе рассуждали многие киевские собеседники "Ъ". Их логика примерно такова: минские соглашения пользу Украине уже принесли. Они позволили остановить конфликт именно в тот момент, когда он складывался неблагоприятно для Киева. Фронт стабилизировался, Мариуполь и Славянск остались под контролем украинской армии, обмен основной частью пленных произошел, даже обстрелы с некоторых пор почти прекратились.
А дальше начинается уже неприятная часть — политические уступки, которые, как убеждены многие на Украине, были навязаны Киеву под давлением Москвы и ведут к ослаблению украинского государства. Самое время под тем или иным предлогом свернуть минский процесс и не доводить дело до децентрализации и других опасных экспериментов. Главное — изящно и грамотно провести необходимую дипломатическую работу, чтобы у западных партнеров не появилось сомнений в доброй воле и надежности Украины, чтобы единственным нарушителем минских соглашений ЕС и США признали Москву.
"Цель Украины предельно проста,— откровенно объясняет "Ъ" эксперт киевского Института евроатлантического сотрудничества Владимир Горбач.— Мы выполняем некоторую часть минских соглашений и добиваемся того, чтобы их сорвала Москва, тем самым подставившись под новые санкции".
Впрочем, западные собеседники заверили "Ъ", что маневр Киева им понятен и что Берлин и Париж на уловку не поддадутся — но лишь в том случае, если Москва согласится пройти свою часть пути и согласится на перенос донецко-луганских выборов. По словам дипломатического источника "Ъ" в одной из ключевых стран ЕС, в этом случае мяч окажется уже на украинской стороне и Киеву "непросто будет отказаться от реализации политической части договоренностей".
Продление Минска
Еще одна позиция, в отстаивании которой Петр Порошенко проявляет жесткость,— сроки реализации минских соглашений. Президент настаивает, что период их действия строго ограничен 2015 годом. И что до его окончания должны быть выполнены все пункты мирного плана — особое значение Украина придает выводу из Донбасса иностранных войск и восстановлению контроля над границей с РФ на всем ее протяжении.
Впрочем, собеседники "Ъ" в Киеве дают понять, что этот пункт в итоге может стать предметом торга. В случае если Запад "проведет определенную работу", Петр Порошенко может согласиться на продление срока действия минских соглашений — например, до середины 2016 года. Еще один вопрос, по которому Киев теоретически может пойти на уступки, касается обеспечения контроля над границей между Россией и республиками Донбасса. По данным источников "Ъ", президент Порошенко может согласиться на то, чтобы пункты перехода находились под контролем миссии ОБСЕ, а не украинских пограничников.
Таким образом, вероятная схема соглашения в Париже может быть такой. В обмен на уступки Киева по вопросам границы и сроков реализации минских договоренностей Россия соглашается "убедить" ДНР и ЛНР перенести местные выборы на 2016 год и провести их в соответствии с украинским законодательством. Конечно, не в полной мере — в этом смысле ни у кого в Киеве иллюзий нет. Трудно себе представить, что, например, лидер Радикальной партии Олег Ляшко или активисты спонсируемого Игорем Коломойским объединения "Укроп" смогут беспрепятственно проводить избирательную кампанию в Горловке или Енакиево. Но здесь важен сам принцип, формальное признание со стороны Донецка и Луганска украинской юрисдикции. "Для меня личным маркером будет то, смогу ли я поехать на выборы в Донецк или Луганск в качестве наблюдателя",— говорит "Ъ" депутат Рады от БПП Александр Черненко.
Цели и задачи России
Впрочем, по данным источников "Ъ" в российской столице, у Москвы есть и политические требования, удовлетворить которые украинская сторона пока категорически отказывается. Одно из них — необходимость прямых переговоров между Киевом и нынешними лидерами ДНР и ЛНР Александром Захарченко и Игорем Плотницким. Именно эти люди, как напоминают в Москве, подписывали минские соглашения в феврале, и игнорировать их недопустимо. Тем более что документы с их подписями были одобрены Совбезом ООН. В Киеве возражают, что оба руководителя непризнанных республик — "преступники и террористы". Разговаривать украинские власти готовы только с теми политиками, которые придут к власти в Донецке и Луганске в результате проведения там "правильных" выборов. При этом собеседники "Ъ" из киевских властных структур допускают, что такие люди, как представитель ДНР на переговорах контактной группы Денис Пушилин ("политик, а не боевик"), могут попасть под амнистию и быть приняты в качестве партнеров по диалогу.
Есть у Москвы и ряд пожеланий к западным партнерам, без выполнения которых трудно будет рассчитывать на прогресс в ходе саммита. Одно из ключевых — гарантии отмены хотя бы части санкций в случае, если Москва пойдет на существенные уступки по урегулированию в Донбассе. "Нам нужны конкретные, публичные заявления на этот счет. Чтобы не произошло так, что мы пройдем свою часть пути, а нам потом скажут: все санкции остаются в силе, они будут отменены только после возвращения Крыма. Или привяжут санкции к итогам расследования по малайзийскому "Боингу"",— делится с "Ъ" российский дипломатический источник. В свою очередь, Москва, по его данным, может согласиться на размещение в Донбассе международных миротворческих сил, а также взять на себя выполнение части социальных обязательств перед жителями нынешних ДНР и ЛНР.
Радикализация армии
"Не исключено, что некоторые договоренности, которые будут достигнуты в Париже, лидеры "нормандской четверки" не станут проговаривать вслух,— предупреждает собеседник "Ъ" в администрации Петра Порошенко.— И сделано это будет по нашим внутриполитическим причинам — президент испытывает колоссальное давление со стороны радикалов и не захочет давать им повод упрекать власть в чрезмерных уступках. Так что на какое-то время может потребоваться тактическая пауза".
Чем вызвана необходимость "тактической паузы", "Ъ" объяснил близкий к команде украинского президента политолог Виктор Уколов: "Приближаются два знаковых события — местные выборы 25 октября и день защитника Украины 14 октября, когда националисты традиционно проводят в Киеве и других городах факельные шествия. Сейчас между властью и радикалами и так конфликт, нельзя давать им дополнительный повод обвинять президента в чрезмерных уступках. В стране и без того напряженная обстановка, это надо учитывать".
Ссылки на "напряженную обстановку" и на активизацию националистических сил корреспондентам "Ъ" в Киеве приходилось слышать неоднократно. Одни собеседники "Ъ" обвиняют в нагнетании ситуации олигархов, в первую очередь Игоря Коломойского. Другие по традиции видят "российский след", напоминая, что националистическое объединение "Свобода" в свое время финансировалось людьми из окружения Виктора Януковича, которые сейчас переселились в Москву. Третьи (в основном это те, кто недоволен нынешними властями и не приветствовал Майдан) считают, что радикалы из запрещенного в РФ "Правого сектора" и добровольческих батальонов вышли из-под контроля и стали самостоятельной силой, пытающейся навязать обществу свои идеалы.
"Все очень напуганы",— говорит "Ъ" депутат Одесского городского совета игуменья Серафима, настоятельница Свято-Архангело-Михайловского монастыря. Она часто бывает в Киеве, общается со многими политиками и в последнее время ощущает у них "явную нервозность". "Боюсь, что радикалы сумеют раскачать ситуацию и устроить нам третий Майдан,— признается она "Ъ".— Главная опасность — десятки тысяч солдат, которые сейчас находятся на фронте, где подвергаются воздействию пропаганды таких людей, как Ярош (лидер "Правого сектора" Дмитрий Ярош.— "Ъ") и Билецкий (бывший командир добровольческого батальона "Азов" Андрей Билецкий.— "Ъ"). В какой-то мере повторяется ситуация, когда в годы Первой мировой войны солдаты в окопах становились жертвами большевистской пропаганды. Недовольство властью растет. И есть угроза, что поздней осенью или зимой радикалы попытаются поднять армию и повести ее на Киев".
Те же тревоги разделяет собеседник "Ъ" в администрации президента Украины. "В "Правом секторе" не так уж много бойцов. Но с другой стороны, много ли надо людей, чтобы развязать гражданскую войну?" — задает он риторический вопрос.
В столь взрывоопасной ситуации любые серьезные уступки в Париже могут дорого стоить Петру Порошенко, которого и так обвиняют в слишком мягкой политике и чуть ли не в предательстве. "Многие у нас исповедуют принцип "не забудем — не простим". Патриотические силы не согласятся с таким вариантом урегулирования, который подразумевал бы легализацию тех, против кого они воевали в Донбассе. Наши патриоты гораздо легче могут принять вариант замороженного конфликта, чем воссоединение в едином государстве с лидерами сепаратистов",— говорит "Ъ" Владимир Горбач из Института евроатлантического сотрудничества.
"Замороженный" Донбасс
Это словосочетание — "замороженный конфликт" — всплывало практически в каждом разговоре. Многие украинские собеседники "Ъ" считают такой вариант наименьшим злом. "Возобновление войны, как того требуют горячие головы у нас, крайне опасно. Не стоит забывать, что Захарченко (лидер ДНР Александр Захарченко.— "Ъ") требует контроля над всем Донбассом, а не над его частью. И в случае возобновления боевых действий Россия может помочь ему добиться этих целей. И что мы от этого выиграем?" — предостерегает в беседе с "Ъ" бывший начальник следственного управления Службы безопасности Украины генерал-майор Василий Вовк.
С тем, что сценарий "замороженного конфликта" украинские власти не пугает, согласен и источник "Ъ" в администрации президента Порошенко. "В Киеве с этой мыслью уже смирились. Но Запад с таким вариантом едва ли согласится. Французам и немцам надоела нынешняя ситуация постоянного напряжения, они хотят прорыва, они будут жестко давить и на нас, и на Россию",— прогнозирует собеседник "Ъ".
О давлении со стороны Парижа и Берлина говорил "Ъ" и дипломат, представляющий одну из ключевых стран ЕС. По его словам, у России и Украины остался едва ли не последний шанс воспользоваться европейским посредничеством. "Со временем интерес Европы к российско-украинским делам будет спадать. У нас масса своих проблем — и кризис с беженцами, и Греция, и джихадисты на Ближнем Востоке, и референдум в Великобритании о выходе из ЕС. Если парижский саммит провалится, европейцы могут прекратить попытки помочь в разрешении конфликта. Кто тогда станет посредником? Американцы? Едва ли в Москве это вызовет восторг,— говорит собеседник "Ъ" и после паузы добавляет: — Тогда конфликт растянется на годы. И санкции, естественно, останутся в силе".