В декабре на дорогах было настолько плотно, что казалось: вот и все, это точка невозврата, после которой город становится непригодным для нормальной жизни. Но предновгодняя суета утихла, на январские часть москвичей разъехалась, остальные наслаждались пустыми дорогами. В конце января вдруг все спохватились: а куда делись пробки-то? Еще год назад было не протолкнуться, а сейчас - гляди-ка, едем! «В феврале пробки вернутся», - пророчествовали скептики-эксперты. Но и февраль на исходе. А Москва все также едет заметно лучше, чем год назад. С чем это связано? Неужели власти все-таки нашли рецепт, как разрулить московковский трафик? Или сознание водителей меняется и часть из них все-таки пересела на общественный транспорт? Мы попытались выяснить это вместе с экспертами.
Статистика, как всегда, несколько отличается от ощущений горожан. Даже ей противоречит. Многие отмечают, что в центре сейчас свободнее, чем раньше. Но, по данным «Яндекс.Пробок», днем центр столицы едет на 3-7% медленнее, чем в прошлом году. А вечером — на 4% быстрее.
- На загруженность дорог сейчас действуют две силы, - говорит доцент МАДИ Евгений Колодочкин. - С одной стороны, у автомобилистов пока легкий ценовой шок из-за платной стоянки. Народ приспосабливается, многие решили отказаться от ежедневных поездок на автомобиле в центр города. С другой стороны, в стране кризис, учреждения сокращают персонал. Временным безработным больше незачем ездить по городу — авто пока стоят во дворах и ждут своего часа.
- Но в центре есть улицы, где платные парковки всегда забиты под завязку.
- Да, в идеале, 20% мест всегда должны быть свободны. Я думаю, столичные власти скоро поднимут стоимость парковки - 80 рублей в час уже не останавливают автомобилистов от поездок в пределы Бульварного кольца.
ТОЛЬКО ЦИФРЫ
Количество нарушений правил парковки внутри Бульварного кольца в 2014 году по сравнению с 2013-м сократилось на 65%, личного транспорта в зоне платной стоянки стало меньше на 25%. Авто поехали почти на 10% быстрее. Это официальные данные «Администратора московского парковочного пространства».
МЕЖДУ САДОВЫМ И «ТРЕШКОЙ»
По данным Департамента транспорта, средняя скорость движения от Садового до «трешки» по сравнению с предыдущим годом увеличилась на 6% и продолжает расти. Статистика Яндекса эти цифры подтверждает.
- Мы взяли данные о пробках за три недели этого года (с 19 января по 6 февраля) и сопоставили их с архивом 2014 года, - рассказал «КП» аналитик сервиса «Яндекс.Пробки» Леонид Медников. - Учитывалась скорость движения на крупных улицах Москвы в будни. Положение на дорогах между Садовым кольцом и ТТК несколько улучшилась. В течение дня машины здесь движутся на 7-10% быстрее, чем в прошлом году. В вечерний час пик разница еще больше — 13%.
- Стало больше порядка благодаря эвакуаторам, - считает директор НИИ Транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин. - Как только мы убираем незаконно припаркованные автомобили, которые стоят вторым рядом, количество свободных полос движения увеличивается. Вот за этот счет растет и пропускная способность.
ВЫЛЕТНЫЕ МАГИСТРАЛИ
А вот в спальных районах ситуация даже чуть хуже. Правда, есть надежда, что скоро все изменится и вылетные магистрали тоже поедут быстрее.
- В районах между ТТК и МКАД утром пробок стало чуть меньше, а вечером больше, - говорит Леонид Медников из Яндекса.
По данным сервиса, на некоторых вылетных магистралях заторы в последнее время только растут. Хуже всего вечером на Рязанском проспекте и на МКАД по обе стороны от магистрали. Дело в том, что на вылетной трассе сейчас вовсю идет строительство развязок и расширение проезжей части. Точно так же автомобилистам мешают работы на Волгоградском проспекте, шоссе Энтузиастов, улице Народного Ополчения.
Есть и еще одна причина - вечерний час пик растянулся. Специалисты объясняют это излишним усердием горожан во время кризиса.
- Люди работают до поздна, чтобы выделиться перед начальством, - говорит сотрудник кадрового агентства Елена Сорокина. - Домой офисные работники едут не в какое-то одно время. Отсюда и дополнительные заторы.
ОФИЦИАЛЬНО
Свободного трафика три года ждут
- У нас 3,6 тысячи километров дорог. Строим еще 340 километров. Значит, до 2016 года прибавится 10% улиц. С 2017-го масштабным дорожным строительством больше заниматься не будем, - заявил заммэра по вопросам строительства Марат Хуснуллин. - Предстоят сначала реконструкция, затем сооружение Восточной, Северо-Западной и Южной рокад, которые мы замкнем. И все, на этом с дорогами остановимся. Пытаться опередить с их помощью автомобилизацию не имеет смысла. Сосредоточимся на железной дороге и метро.
ПРОГНОЗ
- Одного общественного транспорта мало, надо дополнительно ограничивать автомобилистов, - считает Евгений Колодочкин из МАДИ. - В центре новых дорог не построишь. На периферии место под развязки тоже когда-нибудь кончится. В итоге придется вводить либо очень дорогую парковку почти по всему городу, либо сделать платный въезд в центр. Я не представляю, как еще можно снизить нагрузку дорог.