Давно замечено, что имя Федора Конюхова вызывает у соотечественников противоречивые эмоции: одни воздают ему должное за неуемную энергию и потрясающие свершения, другие скептически поджимают губы: дескать, привык мужик быть в центре внимания, вот и не сидится ему дома... Нет уж! Прямо сейчас, назло всем скептикам, констатируем очевидное: Федор Филиппович Конюхов — великий русский путешественник, невероятный покоритель ледяных пространств, океанов, пустынь и горных вершин. И двух мнений тут быть не может. Вот и сейчас, едва переведя дух после завершения очередного уникального путешествия — одиночного перехода на весельной лодке через Тихий океан, — он начал подготовку к полету вокруг света на воздушном шаре.
Стартовать 63-летний путешественник намерен из австралийской пустыни, а финишировать — на восточном побережье Австралии. На сегодняшний день единственный, кому удалось в одиночку облететь на воздушном шаре вокруг света, — американский воздухоплаватель, яхтсмен и предприниматель Стивен Фоссетт. Теперь наш Федор собрался проделать этот путь быстрее американца.
Шар для путешествия Конюхова изготовят в Англии. Он будет очень больших размеров (высота в надутом состоянии — 46 метров). К шару крепится пилотируемая корзина, которая должна быть плавучей и герметичной. На то, чтобы полностью накачать шар гелием, требуется не менее двух суток, причем эту процедуру надо выполнять при полном штиле. Сам старт запланирован на лето. Время старта обусловлено сезоном в Южном полушарии. Июнь — август в тех широтах — зима, меньше риска попасть в тропические штормы или циклоны.
Сейчас Конюхов вовсю готовится к кругосветке, осваивая навыки воздухоплавателя-экстремала. Конечно, постичь все тонкости в считаные месяцы (и даже за год-другой) невозможно. Но опыт уникальнейших путешествий помогает Федору совершенствоваться в новой профессии семимильными шагами. Он уже начал тренировочные полеты. Месяц назад в небе над Ивановской областью, пилотируя тепловой аэростат вместе с Иваном Меняйло, Конюхов побил всероссийский рекорд по продолжительности полета на аппарате данной категории. И все же большую часть тренировок ему придется провести за рубежом. Дело не в отсутствии патриотизма, все куда прозаичнее: в тех же Германии и Австралии «забавы» с воздушными шарами обходятся гораздо дешевле, чем в России.
Как рассказывает Федор Конюхов «Труду», в процессе подготовки ему приходится осваивать множество смежных профессий и наук — от метеорологии до «высотной» медицины.
— В процессе подготовки к любой экспедиции мне приходится выполнять функции механика-ремонтника, штурмана, связиста, медика и многие другие, — перечисляет Федор. — Конечно, легче, когда в экипаже есть высококлассные специалисты в своей области. Но в том-то и дело, что я — путешественник-одиночка. А значит, все знания надо укладывать в одной голове. К примеру, готовясь к переходу на лодке из Чили в Австралию, я с десяток лет довольно тщательно изучал океанские течения. Что очень пригодилось мне потом в плавании. Я держался главных течений, рассчитывая на помощь сначала течения Гумбольдта, а потом — Экваториального.
Кстати, нечто подобное он планирует и сейчас при осуществлении кругосветного беспосадочного перелета на воздушном шаре. Конюхов изучает постоянные ветра на различных высотах. Высота будет меняться в течение каждых суток. Днем при нагреве под лучами солнца шар будет раздуваться и подниматься выше 10 км над уровнем моря, а ночью спускаться и до 100 м, а может, и еще ниже. На больших высотах скорость движения разреженных воздушных масс может достигать 300 и даже 500 км/ч. Не менее важный фактор — перепады температуры: на низких высотах у воды она будет составлять плюс 15-25°С, а на максимальных — минус 50-60°С. Кроме того, и сама атмосфера будет значительно разрежена. Значит, придется заказывать скафандр аналогичный тем, которыми пользуются космонавты. Кстати, у Конюхова есть среди них друзья, и он надеется, что со скафандром они ему помогут. Очень это по-русски, не правда ли?
Похоже, Федор в нашем разговоре не просто так упомянул космонавтов. Уж не является ли данная экспедиция на воздушном шаре лишь этапом подготовки к космическому полету?
— На самом деле тут можно провести кое-какие параллели. Капсула, в которой я собираюсь лететь, герметично закрывается, как кабина в «Союзе». Для работ на большой высоте (например, для ремонта горелок) потребуется надевать скафандр. Но мое мероприятие принципиально отличается от космического тем, что в нем есть элементы авантюры — их невозможно избежать, как бы тщательно я к очередному своему путешествию ни готовился. А при полете в космос любую случайность стараются исключить еще на земле...
На мой шутливый вопрос, взял бы он кого-нибудь из космонавтов в свою экспедицию, Федор ответил вполне серьезно:
— Почему бы и нет? С радостью пригласил бы космонавтов старшего поколения. Всех, кого хорошо знал и знаю. Георгий Гречко, Виктор Савиных и другие ребята всегда были неисправимыми романтиками. А вот нынешние космонавты кажутся мне более прагматичными.
Вообще-то для Конюхова это характерно: готовясь к ближайшей экспедиции, он обычно уже держит в голове следующие проекты. Вынашивает. Это ведь со стороны кажется: сорвался с места — и пошел, поплыл, полетел. А потом лежи на печи и давай интервью. Нет, за каждой такой «авантюрой» стоит кропотливая подготовительная и организационная работа, которая не прекращается уже многие годы. Такой «конвейер» помог Конюхову добиться успеха в покорении знаменитых горных вершин, ледовых пространств, Арктики, Атлантики и Тихого океана. Есть у него планы и на Индийский океан...
Как известно, недавняя арктическая экспедиция у него прервалась из-за аномально теплой погоды. Но Конюхов и его напарник-полярник, спец по ездовым собакам Виктор Симонов, намерены все-таки завершить несостоявшийся гренландский этап. Правда, на сей раз они пройдут Гренландию с юга на север. И планируется этот поход на апрель следующего года.
А еще одна из ближайших экспедиций — путешествие на дно Марианской впадины. Тоже давняя мечта Конюхова!
— Особенно ярко этим я грезил, когда проходил недалеко от островов Тонга, где глубина под моей лодкой превышала 10 км, — вспоминает Конюхов. — Там вода такая прозрачная, что опускаешь на тросе груз на 30 м и прекрасно его видишь, будто он рядом. Кстати, в океанскую воду мне периодически приходилось надолго окунаться — время от времени нужно очищать днище лодки от налипших ракушек и моллюсков...
На дне Марианской впадины в глубоководном аппарате планируется работа втроем: с Конюховым спустятся знаменитый полярник, ученый, вице-президент «Роснефти» Артур Чилингаров и еще один океанограф высокого класса. В этой экспедиции ставятся научные задачи. Например, точно зафиксировать глубину впадины — 11 км плюс-минус сотня метров. Она имеет форму длинного желоба, и точные очертания до сих пор неизвестны.
А для Федора Филипповича важен еще и лингвистический нюанс. Похоже, он задался целью слегка изменить известную русскую присказку «Где наша не пропадала!» на «Где наша только не бывала!». Так оно правильнее будет.