По состоянию на вечер воскресенья в деле о подрыве Крымского моста по-прежнему оставалось больше вопросов, чем ответов. Следствие даже не конкретизировало, по каким статьям УК возбуждено дело. Самая очевидная версия — бомбу везли на грузовике, который и взорвался.
«МК» удалось выяснить детали расследования теракта. Оперативники детально отрабатывают маршрут водителя грузовика International Prostar Махира Юсубова, который он проделал перед тем, как оказаться на мосту. По последним данным, сыщики рассматривают два возможных варианта, когда взрывчатка могла оказаться в фуре перевозчика. Первый вариант — «закладка» была сделана до загрузки груза, который Махир подрядился отвезти в Симферополь. Второй вариант — сам товар был заминирован. Рассмотрим каждую версию подробно.
Кто такой Махир Юсубов
51-летний Махир родом из Казани. Там Юсубов занимался оптовой торговлей овощами и фруктами. У него была своя торговая точка, а также оптовый склад. Друзья говорят, что Юсубов не относился к числу радикальных мусульман, при этом в круг его общения входили в основном азербайджанцы. Он употреблял в пищу свинину, пил пиво. Его большой дом знали многие, там часто собирались представители азербайджанской диаспоры. Все, кто знал Юсубова по тем временам, считают, что в теракте на Крымском мосту его использовали «в темную». Некоторое время назад отец Махира Насиб развелся с его матерью. Это и стало поводом для конфликта с сыном, в том числе финансового. В результате Юсубов продал дом и уехал к брату в город Белореченск Краснодарского края. С тех пор на связь с казанскими друзьями он практически не выходил. Клиентов для перевозок Махир искал на сайте ati.su — своеобразная биржа грузоперевозчиков. Интересно, что формально Prostar был записан на его племянника Самира. Но тот давно не пользовался машиной, а после начала частичной мобилизации вообще уехал за границу.
Какой заказ выбрал Махир
Один из сыновей Махира рассказал, что вчера до поздней ночи у него дома сотрудники правоохранительных органов проводили обыск. Они искали накладную от компании-заказчика. По его словам, отец последний раз связывался с семьей вечером 7 октября. Несмотря на то что по всем адресам семьи Юсубовых проходят обыски и родственников Махира подробно допрашивают сотрудники спецслужб, пока говорить о причастности дальнобойщика к преступлению преждевременно. Напротив, сотрудники правоохранительных органов установили, что аккаунт в системе биржи ati, к которому был привязан телефонный номер Махира, весь октябрь был активен. Он видел сотни заявок на перевозки грузов по всей России. И сам вбивал в поиске интересующие его маршруты: Краснодар–Костанай, Костанай– Екатеринбург, Екатеринбург–Краснодар. Это может говорить о том, что у Махира не было цели уехать именно в Крым. Кроме того, известно, что он пытался зафрахтоваться отвезти груз в обратном направлении из Симферополя на материк. Так делают многие перевозчики, чтобы не ехать вхолостую с пустой фурой, а отбить расходы. 6 октября взгляд Махира остановился на направлении Армавир–Симферополь. С такими параметрами перевозчик просмотрел как минимум три заявки. Первой под подозрение попала новосибирская компания «Глобал транс», отгружавшая запчасти. Один груз был отправлен с 6 на 7 октября, другой аналогичный по-прежнему находится в ожидании перевозчика. Когда мы связались с сотрудником компании по имени Егор, в Новосибирске была глубокая ночь. Но, несмотря на эффект неожиданности, мужчина заверил нас, что ничего необычного его контора не отгружала и имя Махир ему не знакомо. Круг поисков сузился до двух почти одинаковых по названию фирм: ростовская «ТЭК «ЕТК» и ульяновская «ТЭК-34». Последняя компания особенно привлекла оперативников. Эксперты установили, что контакты именно этого заказчика последний раз просматривал на своем телефоне Махир. После того как он связался с представителем компании, объявление о заказе перевозки «упаковки и тары» из Армавира в Симферополь было снято с публикации. О компании известно, что она была создана более 10 лет назад в Ульяновске. Ею владел выходец из Волгограда. Фирма имела миллионные обороты, судилась с контрагентами, но пару лет назад сменился хозяин, численность снизилась до 1 человека, а баланс вышел почти на нулевую отметку. Кроме того, компания, по нашим данным, была продана через сайт «Авито» (ссылка на архивное объявление имеется в распоряжении редакции) как готовый бизнес. Судя по тому, что в заявках на перевозку (а таковые публиковались от лица «ТЭК-34» на бирже грузоперевозок) указывался новый номер телефона с именем Олег, он и стал новым владельцем ООО. Из открытых данных следует, что компанию уже после перепродажи едва не исключили из ЕГРЮЛ как недействительное юрлицо. Но в конце 2021 года эту процедуру приостановили по заявлению заинтересованных лиц. Новый владелец ООО сейчас живет в Санкт-Петербурге. Именно его контакт был указан в заказе на груз. Олег, судя всему, большой любитель рыбалки и читатель «Пикабу». Уроженец Ульяновска, ранее он трудился в логистической компании. Оперативники установили, что последние объявление на бирже перевозок публиковались с трех айпи-адресов: в Санкт-Петербурге в районе Волынкиной деревни, а самые последние (по всей видимости, и о грузе в Симферополь) в Москве, в районе Софийской набережной, прямо напротив Кремля. Был ли Олег во время размещения в столице, или же кто-то от его имени опубликовал заявку на рейс, пользовался ли он ВПН — пока неизвестно. На момент подготовки материала телефон, указанный в объявлении, был недоступен.
Странная станция техобслуживания
Существует и альтернативная версия минирования автомобиля. При помощи технических средств спецслужбы выяснили, что перед поездкой, 6 октября, перевозчик смотрел несколько раз один и тот же маршрут в браузере и на сервисе карт. Судя по всему, он хотел заехать на окраину Белореченска, где по координатам, которые он вводил, находится СТО. Логично, что перед рейсом дальнобойщик обязан подготовить свою фуру в сервисе. Если бы не одно «но». Внимательно изучив карту, сотрудники спецслужб обратили внимание на то, что почти в пешей доступности от станции техобслуживания находится химический завод удобрений, где, само собой, селитры и иных возможных компонентов для СВУ предостаточно. Отсюда и родилась еще одна версия о том, что фура могла быть «заряжена» взрывчаткой еще до отгрузки.