Гараж, место на стоянке, дороги, мойки, шлагбаумы, другие сооружения - все это должно принадлежать владельцам машино-мест на правах недвижимого имущества, которое можно передать по наследству, продать или распорядиться иным образом по собственному усмотрению.
Так определяет новый закон, проект которого внесен в Госдуму. Он содержит порядок приобретения, эксплуатации и продажи так называемых машино-мест в "народных гаражах" и под многоквартирными жилыми зданиями, в гаражных кооперативах, на придомовых, крытых и иных автостоянках. О том, как человек сможет получить в собственность место для своего "железного коня", "Российской газете" рассказал автор нового закона, глава Комитета Госдумы по законодательству Павел Крашенинников.
Павел Владимирович, если дачная амнистия сняла остроту загородного "квартирного вопроса", то страсти вокруг гаражей все кипят с тем же накалом, что и в знаменитом фильме. Новый закон решит проблему защиты прав владельцев на достойное и комфортное пользование своим транспортным средством?
Павел Крашенинников:Внесенный законопроект комплексно решает вопросы, связанные именно с гаражами. Его вполне можно назвать "гаражной амнистией". Во-первых, всем понятно, что наши технические средства, автомобили, мотоциклы, надо куда-то девать, а ни в Советском Союзе, ни в новой России до сих пор не было какого-либо акта, который бы регулировал деятельность по хранению этих самых наших любимых средств. Их иногда называют даже именами собственными, особенно женщины.
Поэтому решено комплексно урегулировать все острые вопросы. Во-вторых, закон говорит, что такое гараж, что такое машино-место. И говорит о том, что это недвижимость, она подлежит кадастровому учету и государственной регистрации при переходе права собственности. Гаражи, как правило, капитальные, а машино-место - это участок, который предназначен для стоянки и хранения машины.
Почти всегда наряду с гаражом или стоянкой возникают вопросы о дорогах, шлагбаумах, автомойках. Закон установит, кому все это принадлежит и как регулируется?
Павел Крашенинников: Это общая собственность, и при переходе права на нее, допустим, если кто-то продает или наследует машино-место, он также передает и свою долю этой общей собственности. При этом закон специально оговаривает, что никакого ограничения не должно быть.
Сейчас во многих субъектах действует порядок: при продаже машино-места нужно общее согласие всех других владельцев, человек должен спрашивать: вам нужно? Если нет, то продам другим. Не должно быть такой головной боли, права преимущественной покупки здесь нет. В законе есть прямая статья, что человек может продать свое место кому угодно. Если его захочет купить сосед - договаривайся. Но всех спрашивать - а это 50, 100, 200 собственников - неправильно и нереально. Поэтому нередко подделывают документы, и сделка становится упречной, потому что другой человек скажет, что к нему никто не обращался, и это будет основанием для опротестования продажи.
Наряду с самим объектом, будь то гараж, либо машино-место, закон указывает, что дороги, стоянки, мойки и так далее тоже принадлежат владельцам. С этой точки зрения режим общего объекта, который в комплексе именуется гаражом, будет внесен в Гражданский кодекс как вещь, как недвижимость, как объект гражданских прав.
Гаражи выступают в разных видах. В частности, очень ходовой вариант - так называемый "народный гараж". Люди строят его в складчину, за свои деньги, а потом вдруг пришла некая комиссия и говорит: у нас тут на плане пустое место, значит, стройка не была согласована, все снесем бульдозером. Так за что человек платит большие деньги - за воздух?
Павел Крашенинников: В том числе для этого закон и нужен. Чтобы права владельцев были закреплены и их не могли нарушить ни чиновники с папками, ни дяди с большими кошельками. С этой точки зрения должна быть и кадастровая оценка, и кадастровый учет, и государственная регистрация соответствующего права на объект. Если есть регистрация, то никакой дядя к тебе уже больше не придет. А если и придет, то он должен будет договариваться и выплачивать оговоренную сумму. Любой гараж, который является законным, который оформлен, снести можно только по договору и с соответствующей выплатой.
Это по-прежнему будет доля в общей собственности у владельца или это будет уже его собственность?
Павел Крашенинников: Если это гараж, то это его собственность.
Помимо народных гаражей, есть, скажем, автостоянки под жилыми домами. Кто там будет хозяйничать и распоряжаться?
Павел Крашенинников: Есть индивидуальные гаражи, это, допустим, бокс или просто строение, а есть гаражи многофункциональные, где много стоянок. Они также оформляются в собственность.
Собственность чью - дома, управляющей компании, города?
Павел Крашенинников: В собственность владельца. Граждане являются собственниками. Это может быть и юридическое лицо. И соответственно, им также присваивается кадастровый номер и происходит госрегистрация права. Но здесь многослойная структура, потому что, кроме дорог, которые внутри гаража, есть еще многоквартирный дом. И если владельцы машино-мест будут объединяться в гаражное товарищество , то это один вопрос. Если же нет, то они будут наряду с собственниками помещений внутри дома с собственниками квартир участвовать в общем собрании всех владельцев. Это очень тяжелая вещь и очень сложная, поэтому для владельцев машино-мест лучше, конечно, создавать товарищество собственников гаражей. В законопроекте детально прописаны процедуры создания и ликвидации товариществ и гаражных кооперативов, компетенция органов управления ими, права и обязанности членов.
Есть немало обычных автостоянок - просто огороженные места на земле. Будут ли они учтены в новом законе?
Павел Крашенинников: На земле - это отдельная история. Дело в том, что стоянки на земле на придомовой территории не могут быть в собственности граждан. Потому что придомовая территория входит в общее имущество многоквартирного дома и наряду с другим общим имуществом, как лестничные клетки, технические подвалы или крыша - это все является общей собственностью дома. В том числе и те места, что нарезают и очерчивают, они тоже являются общей собственностью и могут выделяться только в пользование.
Это касается стоянок, которые на придомовой территории. Но есть и стоянки, которые город или поселок выделил вне дома...
Павел Крашенинников: Такая стоянка может быть объектом. А могут быть и случаи, когда весь стояночный комплекс для многих машин просто сдается в пользование.
То есть какая-то компания построила такой гараж или стоянку и сдает места в аренду?
Павел Крашенинников: На месте города я бы стимулировал такие проекты и привлекал к ним инвесторов. В мире это популярно, есть огромные гаражные комплексы и в Европе, и в Азии, в Японии, они строятся в 20-30 этажей. Очень удобно, машин меньше на улице. Надо поддерживать это.
Как будут законодательно выглядеть новые инициативы, будут приняты поправки в Гражданский кодекс?
Павел Крашенинников: Первоначально это будут поправки в Гражданский кодекс и в Градостроительный кодекс. А на втором этапе - это системный закон, о котором мы и говорим, который уже внесен. Он называется "Закон о гаражах и гаражных объединениях", большой документ, который упорядочивает весь оборот этого имущества, в основном потребительского назначения. Для граждан очень важный закон.
Вы назвали ситуацию "гаражной амнистией". Она коснется народных гаражей?
Павел Крашенинников: Прежде всего. Потом у нас есть очень много потребительских гаражных кооперативов. Они оплачивали паевые взносы, но у них тоже очень многое не оформлено, такие гаражи можно и нужно оформлять. А также определить правовое положение дорог, моек, зданий для правления и сторожек - есть же огромные гаражные кооперативы.
Чтобы перевести все в частную собственность, каждый человек должен пройти тот же путь, что и с дачными участками, то есть, поставить на кадастровый учет и зарегистрировать?
Павел Крашенинников: Да, любая недвижимость требует соответствующего оформления. Они могут оставить как кооператив, так и реорганизоваться в товарищество. Мы вот эту старую советскую систему потребкооперации в сфере недвижимости все-таки тоже указали в законе. И указали, потому что в Европе, допустим, те же ЖСК существуют. Если город захочет создать гаражный какой-то кооператив с привлечением средств граждан, то, на мой взгляд, это очень хорошее дело. И здесь можно деньги собирать не сразу, а строить, привлекая средства, допустим, 25 процентов или 30 от стоимости. Это первоначальный взнос. А затем в течение какого-то времени этот паевой взнос будет выплачиваться. При полной выплате паевого взноса лицо становится уже собственником.
Любой руководитель города заинтересован, чтобы создавать такие многофункционные, большие, многоэтажные стоянки для машин. С одной стороны, решается огромная городская проблема - будет стоять, например, пятьсот машин в каком-то одном месте. Это же здорово. С другой стороны, это инвестиции. Для жителей выгода - дороги рассасываются, облегчается движение по ним.
Некоторые говорят: зачем эти кооперативы, где надо выплачивать паевые взносы? Но в жилищной сфере все-таки кооперативы существуют, и они привлекают деньги. Часто власти, в том числе и в Москве, им помогают. Это, на мой взгляд, очень удобно. Для автолюбителей решается проблема, связанная с охраной собственности. Решается проблема и других людей, потому что на улицах и перед домами будет меньше машин, меньше вреда для экологии.
Статистики утверждают, что население у нас живет все беднее. А как на улицу глянешь - от машин уже прохода нет. Пройти невозможно, не то что проехать. Чтобы упорядочить автостоянки, новым законом смогут воспользоваться предприятия, частные компании?
Павел Крашенинников: Конечно, предприятия, муниципалитеты, юридические лица - все в этом заинтересованы. У юридических лиц, особенно у крупных, у самих огромный парк, тоже выгодно, чтобы порядок был, и они знали, что их права закреплены.
Закон регулирует содержание, обслуживание, в том числе различных коммуникаций, вентиляции гаражей, там все будет прописано?
Павел Крашенинников: Да, и содержание, и противопожарные меры. Это комплексный, всеобъемлющий закон. Начиная с Российской империи и до нынешних времен ничего такого не было. Закон должен закрыть все вопросы по гаражам и их владельцам комплексно, а уж по жизни - будем добиваться, чтобы наши права не нарушались.