СУД первой инстанции ПРИЗНАЛ Зиявудина и Магомеда Магомедовых ВИНОВНЫМИ в организации ПРЕСТУПНОГО СООБЩЕСТВА. Только по этой статье им грозит до 20 лет колонии. Суд продолжит ОГЛАШЕНИЕ ПРИГОВОРА.
В четверг, 24 ноября, Мещанский районный суд Москвы приступил к оглашению приговора главе группы «Сумма» миллиардеру Зиявудину Магомедову и его старшему брату, экс-сенатору Магомеду Магомедову, а также их четырем предполагаемым соучастникам. Их обвиняют в хищениях на сумму более 11 млрд руб. Судья Олеся Менделеева сочла доказанной вину пяти из шести подсудимых по главному пункту обвинения — «организация и участие в преступном сообществе» (ст. 210 УК РФ). Только за это им грозит до 20 лет колонии. Каким будет финальный приговор, станет известно позднее, после оглашения резолютивной части решения суда.
В ЧЕМ ОБВИНЯЮТСЯ ФИГУРАНТЫ ДЕЛА
В деле, которое следственный департамент МВД расследовал более двух лет, — около 830 томов и показания более тысячи свидетелей. По версии следствия, в преступное сообщество входили по меньшей мере 16 человек. Дела в отношении некоторых из них были выделены в отдельное производство, а несколько обвиняемых уехали за рубеж и находятся в розыске. В частности, в ноябре 2019 года Тверской суд Москвы заочно арестовал бывшего директора Подольского электромеханического завода Мурмана Закарадзе, а также экс-совладельца литовского банка Snoras Давида Каплана, которых обвинили в мошенничестве в рамках дела совладельцев группы «Сумма». В обвинительном заключении утверждается, что в 2010 году братья создали организованную преступную группу «для систематического совершения на территории России хищения денежных средств из федерального и региональных бюджетов, а также у коммерческих организаций». В нее входили «подконтрольные им компании» из группы «Сумма», занимавшиеся строительством, инжинирингом, транспортом и сельским хозяйством. По версии следствия, похищенные деньги братья суммировали с доходами, полученными от легальной деятельности. Участники сообщества использовали многоходовый план хищений, а само ОПС следователи охарактеризовали как организацию со «сложной структурой, иерархическим построением», которая работала в условиях «конспирации и под прикрытием». В сообщество, действовавшее до 2016 года, входило множество обособленных подразделений. По мнению следствия, Магомедовы и часть менеджмента их компаний, вовлеченные в преступную деятельность, похитили деньги на реконструкции калининградского аэропорта Храброво, на строительстве стадионов «Арена Балтика» в Калининграде и «Газпром Арена» в Санкт-Петербурге, железной дороги на участке Кызыл — Курагино и федеральной трассы М-52 «Чуйский тракт», на поставке электротехнического оборудования для подстанции «Василеостровская» в Петербурге и Нерюнгринской ГРЭС; также их обвинили в причинении ущерба ФСК при строительстве объекта «ПризейскаяЭльгауголь». Во время судебных слушаний братья вину не признали и назвали обвинение ложью и нелепицей. Остальные подсудимые также отказались признать свою вину.
КАК РАЗВИВАЛОСЬ ДЕЛО
Дело в отношении Магомедовых было возбуждено 29 марта 2018 года, при этом отдельные эпизоды мошенничества и растраты расследовались с декабря 2014-го. 30 марта 2018 года следователи провели беседу с Зиявудином Магомедовым, но не задержали его. В офисе «Суммы» прошли обыски и изъятия документации. 31 марта Зиявудина задержали на 48 часов, тогда же МВД сообщило о задержании Магомеда.
Братьев арестовали 31 марта 2018 года. Им предъявили обвинения по семи эпизодам с общей суммой ущерба 2,5 млрд руб. В 25 регионах страны прошли обыски. Оперативники ФСБ и МВД около полугода осуществляли «технический контроль» в отношении Магомедовых и приступили к «активной фазе мероприятий», когда стало известно, что Зиявудин планирует выехать за рубеж, рассказывал источник РБК. Настаивавший на аресте обоих Магомедовых следователь Николай Будило в суде рассказывал, что братья 31 марта 2018 года должны были лететь в Майами и на эту дату у них были забронированы билеты. Зиявудин объяснил, что планировал лететь в США с семьей, но собирался вернуться к 10 апреля. Группа «Сумма» после решения суда об аресте братьев заявила, что не согласна с этим решением, но готова сотрудничать со следствием. За братьев перед судом поручались несколько известных лиц, в том числе бывший глава Ингушетии Руслан Аушев и миллиардер Геннадий Тимченко, оба лично приходили на слушания. Поручались за Магомедовых также хоккеисты Александр Якушев и Алексей Касатонов. Суд принял поручительства, но оставил подсудимых в СИЗО. Председатель РСПП Александр Шохин также просил следственные органы смягчить меру пресечения братьям, однако безуспешно. Председатель совета директоров Альфа-банка Петр Авен также заступался за них: «Я не знаю суть вопроса, но, когда людей сажают в тюрьму, мне не очень нравится». Против ареста выступил и уполномоченный по правам бизнесменов Борис Титов, который предупреждал, что заключение Магомедовых под стражу разрушит их бизнес. «Мы против ареста предпринимателей на стадии следствия», — заявлял он. В Кремле, комментируя все эти обращения, заявили, что в уголовном деле в отношении Магомедовых нет политической подоплеки. По словам пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова, арест братьев не является «одноразовой акцией» — власти проводят жесткую целенаправленную политику в области «мониторинга использования бюджетных средств».
ЧТО СЛУЧИЛОСЬ С ОСНОВНЫМИ АКТИВАМИ МАГОМЕДОВЫХ
В 2018 году журнал Forbes оценивал состояние Зиявудина Магомедова в $1,2 млрд; через год оно сократилось вдвое, до $550 млн, из-за того что от бизнес-империи почти ничего не осталось. Группа «Сумма» владела активами в портовой логистике, нефтегазовом секторе, строительстве, телекоммуникационном секторе и инжиниринге. Среди принадлежавших ей активов — компания FESCO, контейнерный оператор «Трансконтейнер», один из крупнейших портовых операторов Европы Новороссийский морской торговый порт (НМТП), Объединенная зерновая компания, «Интэкс», инжиниринговые компании «ГлобалЭлектроСервис», «Стройновация» и др. В первые месяцы после ареста братья успели реализовать несколько крупных сделок. В октябре 2018 года они продали за $750 млн свой крупнейший актив — 25,5% НМТП. Покупателем выступила «Транснефть», которая стала контролирующим акционером портового оператора. Но эти деньги бизнесмены так и не получили — средства были арестованы в Сбербанке, рассказывали источники РБК. Доли в «Трансконтейнере» и Объединенной зерновой компании отошли ВТБ. Группа FESCO, треть которой принадлежала Зиявудину Магомедову, продала этому банку 25,07% контейнерного оператора. В ноябре 2019 года стало известно, что совет директоров американской компании Virgin Hyperloop One, которая разрабатывает проект вакуумного высокоскоростного транспорта, покинули представители ее российских инвесторов, в том числе фонда Caspian Venture Capital, основателем которого был Зиявудин Магомедов. Сам он входил в совет директоров Virgin Hyperloop One с октября 2016 года и вышел из него через два месяца после ареста, в мае 2018-го. Но даже после этого Caspian Venture оставался инвестором и имел представительство в совете, пояснял тогда РБК представитель фонда. Фонд также инвестировал в сервисы такси Uber и Uber China, производителя ювелирных изделий Diamond Foundry.