В понедельник азербайджанские войска пытались развивать наступление на армянские позиции в Нагорном Карабахе. Как объяснил “Ъ” помощник президента республики Хикмет Гаджиев, такие действия военных необходимы для того, чтобы «обезопасить мирное население, компактно живущее вдоль линии соприкосновения». По утверждению собеседников “Ъ” в Армении, азербайджанское наступление выдохлось и бои приобрели позиционный характер. Тем временем едва ли не все мировое сообщество призывало Баку и Ереван прекратить кровопролитие и вернуться за стол переговоров. В этом хоре диссонансом звучали голоса стран, открыто поддержавших одну из сторон конфликта.
Второй день обострения конфликта в Нагорном Карабахе прошел почти так же напряженно, как и первый. Вечером в Минобороны Армении заявили: вооруженные силы Азербайджана начали широкомасштабное наступление на участке долины реки Аракс (юг Карабаха, граница с Ираном) и на участке Матагис—Талыш (северо-восток Карабаха).
Как заявила в понедельник пресс-секретарь Минобороны Армении Шушан Степанян, подразделения Армии обороны Карабаха на отдельных участках успешно осуществляют «операции возмездия». Правда, цена этих «успешных операций» была весьма высокой. Вместе с потерями первого дня число погибших с армянской стороны приблизилось к 60. Есть погибшие и пострадавшие и среди мирных жителей.
Азербайджанская сторона, в свою очередь, не раскрыла военные потери, говоря лишь о жертвах среди мирного населения. К понедельнику число раненых достигло 26, а число убитых — 6 человек. Как утверждает Шушан Степанян, азербайджанцы просто не могут оценить свои военные потери, так как «несколько десятков» тел их бойцов остаются лежать с армянской стороны от линии фронта.
В свою очередь, в Баку говорят о том, что Ереван скрывает реальные потери — на самом деле погибло якобы около 550 армянских военных.
Азербайджанские власти в эти дни, по сути, повторяют давно высказанный тезис, что на стороне Еревана и Степанакерта воюют этнические армяне из Сирии и других стран Ближнего Востока — то же самое в интервью “Ъ” еще в июле говорил помощник президента Хикмет Гаджиев. По словам начальника пресс-службы Министерства обороны Азербайджана Вагифа Даргяхлы, иностранные наемники и составляют значительную часть убитых. «Но поскольку они не зарегистрированы в Армении официально, враг легко скрывает эти потери»,— сказал он журналистам.
В использовании «иностранных боевиков» Армению обвинила и Турция — главный союзник Азербайджана. «Армения должна немедленно прекратить свои атаки и отправить обратно наемников и террористов, доставленных на Южный Кавказ»,— заявил министр обороны Турции Хулуси Акар.
В Ереване, в свою очередь, утверждают обратное. «Рядом с азербайджанцами воюют турецкие инструкторы, которые используют турецкое вооружение, в том числе беспилотники и самолеты. У нас есть также информация о том, что Турция вербует в некоторых странах Ближнего Востока наемников-террористов и отправляет в Азербайджан»,— заявила пресс-секретарь МИД Армении Анна Нагдалян. Хикмет Гаджиев в беседе с “Ъ” заверил, что эта информация неверна.
Информация о переброске сирийских бойцов в Азербайджан появилась в воскресенье на сайте близкого к сирийской оппозиции Центра мониторинга за соблюдением прав человека. Там заявили, что первая группа сирийских бойцов, представляющая протурецкую часть сирийской оппозиции, прибыла из района Африна (север Сирии) в Азербайджан, а еще одна партия бойцов готовится к отправке. В центре утверждают, что часть бойцов раньше воевала в Ливии. Одновременно с этим в соцсетях появилось видео, на котором видно, как машины, полные вооруженных людей, едут по дороге. Их приветствуют криками на азербайджанском «Аллах в помощь», а они сами отвечают на арабском: «Наш лидер до конца жизни — наш господин Мухаммед». Мнения собеседников “Ъ” о том, говорят ли вооруженные люди на сирийском диалекте или нет, расходятся.
Как написала в своем Twitter-аккаунте эксперт по сирийской оппозиции Элизабет Цурков, около месяца назад по WhatsApp среди бойцов оппозиционной Сирийской национальной армии стала распространяться информация, что они могут зарегистрироваться для поездки в Азербайджан за зарплату $2–2,5 тыс. в месяц. По ее словам, около недели назад десятки боевиков с северо-запада Сирии покинули страну через Турцию в неизвестном направлении. Эксперт подчеркнула, что не может подтвердить их прибытие в Азербайджан. Источники “Ъ” в сирийской оппозиции тоже не подтверждают отправку бойцов в Азербайджан.
Нет свидетельств того, что сирийцы воюют на стороне Армении.
Но при этом в группе «Армяне Сирии» в Facebook есть несколько постов, в которых молодые сирийцы, недовольные политикой Турции, выражают готовность отправиться воевать с Азербайджаном.
Война за территории или за уступки
Каковы реальные территориальные изменения по итогам двух дней боев, пока непонятно: вечером в воскресенье президент НКР Араик Арутюнян признал потерю некоторых позиций, в то время как Азербайджан заявил о взятии под свой контроль шести сел вдоль линии фронта. В понедельник список достижений Азербайджана пополнился высотой в районе села Талыш. Однако, как утверждают в Степанакерте и Ереване, за ночь ситуация изменилась в их пользу — «армия обороны вернула ряд потерянных ранее позиций». В свою очередь, Хикмет Гаджиев заявил “Ъ”, что никаких территорий армянам вернуть не удалось.
Опрошенные “Ъ” эксперты убеждены, что цель Баку в ходе этого обострения — это именно захват новых территорий, пусть небольших, но стратегически и психологически значимых. «Вряд ли речь идет об “отвоевании” Азербайджаном всех “оккупированных территорий” — совершенно очевидно, что это потребует достаточно длительной затяжной кровопролитной войны, которая может серьезно осложнить внутри- и внешнеполитическое положение Азербайджана»,— заявил “Ъ” директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов. Он убежден, что обострение — это «заранее спланированная и организованная операция Баку». По мнению координатора армянского сайта военных новостей Razm.info Карена Вртанесяна, президенту Азербайджана Ильхаму Алиеву очень нужна «маленькая победоносная война». «Было продумано несколько сценариев. Заставить (армянскую сторону.— “Ъ”) пойти на уступки — один из них. Но если бы у Азербайджана получилось прорвать оборону, то вряд ли бы они стали останавливаться на полпути»,— заявил он “Ъ”. А бывший министр обороны Армении Вагаршак Арутюнян сказал “Ъ”: «Наступление велось по основным трем направлениям. В основу операции была положена внезапность с дальнейшим массированным применением бронетехники, артиллерии и прочих родов войск. Но азербайджанцам не удалось достичь успеха, и сегодня идут позиционные бои».
В Баку, напомним, исходят из противоположной точки зрения — что обострение началось из-за армянской «провокации». Поэтому помощник президента Азербайджана Хикмет Гаджиев заявил “Ъ”, что настоящая цель «контрнаступления» Баку — «принуждение Армении к миру» и «обеспечение безопасности гражданского населения». Он отметил, что уже утром в понедельник обстрелу подвергся приграничный город Тертер: «Пострадало здание городского суда, ковровая фабрика. А еще мы построили новое здание для вынужденных переселенцев — и армяне атаковали именно его».
Кто за кого
Хотя большинство стран и международных организаций призывают стороны вернуться за стол переговоров, один внешний игрок все более активно подталкивает Азербайджан добиваться возвращения территорий военным путем — это Турция. «Пришло время покончить с оккупацией Армении, время платить по счетам. Иначе Армения будет и дальше своевольничать. Она должна уйти с оккупированных земель. Все знают, что это земли Азербайджана»,— заявил в понедельник президент этой страны Реджеп Тайип Эрдоган.
Кроме того, Азербайджан поддержали две страны, находящиеся в непростых отношениях друг с другом,— Пакистан, не признающий суверенитет Армении, и Афганистан.
В свою очередь, Кипр стал единственной страной, полностью поддержавшей Ереван: МИД республики осудил «нарушение Азербайджаном режима прекращения огня, которое привело к ожесточенным столкновениям, повлекшим за собой жертвы среди гражданского населения».
Одной из ключевых интриг во время любого обострения армяно-азербайджанского конфликта можно назвать позицию Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ), которая, согласно уставу, может вмешаться в противостояние, если будет доказана агрессия против одного из ее членов — то есть Армении. Но пока генсек ОДКБ Станислав Зась лишь выразил «серьезную обеспокоенность и озабоченность» происходящим. Правда, пока Ереван и не обращался в организацию за помощью. «Зависит от того, как ситуация будет развиваться. Конечно, это (обращение к ОБКД.— “Ъ”) возможно, такое право есть»,— заявил «Интерфаксу» посол Армении в Москве Вардан Тоганян.
Посредником же традиционно являются члены так называемой Минской группы ОБСЕ (сопредседатели — Россия, США и Франция), но в ее эффективность, похоже, не верит ни одна из сторон конфликта. На этом фоне в понедельник зазвучали призывы к привлечению другой международной структуры — Совбеза ООН. С инициативой проведения там консультации по Карабаху выступила Эстония, непостоянный член Совбеза в 2020–2021 годах. «Я говорил по телефону с министрами иностранных дел обеих стран, Армении и Азербайджана. Думаю, очень важно, чтобы все стороны действовали сдержанно и пытались разрешить конфликт путем диалога»,— заявил в этой связи “Ъ” глава МИД Эстонии Урмас Рейнсалу, призвав «попытаться задействовать для деэскалации все возможные международные механизмы».