В Молдавии 30 ноября пройдут парламентские выборы. Они рассматриваются не иначе как решающая схватка прозападных и пророссийских сил. "Власть" разбиралась, с какими силами и как работала Москва.
За последний год Молдавия сблизилась с ЕС как ни одна другая страна СНГ, которое Москва считает зоной своих привилегированных интересов. И чем острее был кризис на Украине, тем больше Евросоюз благоволил небольшой республике, несмотря на ворох нерешенных проблем — от насквозь коррумпированной судебной системы до замороженного приднестровского конфликта.
Безвизовый режим с ЕС Кишинев получил в апреле этого года, после того как Россия присоединила Крым. В конце июня, когда вовсю полыхал украинский юго-восток, Молдавия подписала с Евросоюзом соглашение об ассоциации (в этом месяце его ратифицировал Европарламент), а в сентябре заработала зона свободной торговли с ЕС. Молдавские власти называют успехи заслуженными и уверяют, что это результат серьезных реформ. Но трудно избавиться от ощущения, что в объятия Брюсселя Кишинев бросило взрывной волной украинского кризиса.
Весь этот год казалось, что Россия, занятая украинским конфликтом и ухудшающимися отношениями с Западом, за Молдавией следит вполглаза. На ускоренную евроинтеграцию Кишинева Москва ответила традиционно: в 2013-м РФ ввела эмбарго на молдавский алкоголь, а этим летом — ограничения на ввоз сельхозпродуктов. Еще курирующий отношения с Кишиневом вице-премьер Дмитрий Рогозин раз десять предупредил молдавские власти, что от сближения с Европой им будет плохо, а от возвращения под крыло России — наоборот, хорошо.
Но на финишной прямой в молдавскую избирательную кампанию включился Кремль. 4 ноября во время приема по случаю Дня народного единства президент Владимир Путин встретился с лидером молдавских социалистов Игорем Додоном. Лидер социалистов в случае прихода к власти обещает разорвать соглашение с ЕС и привести страну в Таможенный союз.
На прошлой неделе диспозицию на молдавском направлении обрисовал Дмитрий Рогозин: "Решается судьба республики, ее геополитический выбор. Я очень надеюсь, что результатом свободного волеизъявления граждан Республики Молдова будет решение, которое приведет в парламент, к власти тех людей, те силы, которые соответствуют настроениям большинства населения. Поскольку мы знаем настроения большинства граждан Молдавии и приветствуем эти настроения, мы очень хотим, чтобы так оно и было". Рогозин сделал это заявление после переговоров с социалистом Додоном и, естественно, имел в виду победу пророссийских сил.
Экс-глава МИД непризнанного Приднестровья Валерий Лицкай тоже уверен, что эти выборы решают многое. "Задача западников получить большинство, которое позволит внести изменения в молдавскую конституцию. Во-первых, убрать из нее положение о нейтральном статусе Молдовы, это значит, что страна уже одной ногой в НАТО. Во-вторых, закрепить в основном законе евроинтеграционные устремления республики. Ну и, в-третьих, заменить на румынский название государственного языка, чтобы покончить со спорами на эту тему (сейчас язык называется молдавским и в обществе на эту тему не утихают дискуссии.— "Власть")",— уверен Лицкай. По его словам, если перечисленное произойдет, то Молдова будет необратимо втянута в западную орбиту: "Россияне этому сопротивляются. Пока всего этого нет в конституции, есть шансы бороться. Вот и идет кипение".
Если верить опросам, в молдавский парламент проходят шесть партий, которые поровну делятся на условно пророссийские и прозападные. "Западники" — это Либерально-демократическая, Демократическая и Либеральная партии. Они ранее состояли в правящем альянсе и выступают за сближение с ЕС. Либералы настаивают еще и на немедленном вступлении в НАТО.
"Западникам" противостоит левая оппозиция: Партия коммунистов, партия Patria и социалисты Игоря Додона. Эти категорически против НАТО и с разной степенью интенсивности критикуют власть и ЕС. Коммунисты говорят, что в соглашении с ЕС не учтены национальные интересы и его надо серьезно отредактировать. Patria выступает за то, чтобы внешнеполитический вектор определить на референдуме, а социалисты обещают моментальный разворот на восток, как только окажутся у руля.
Все ведущие конкуренты называют выборы судьбоносными. Но ни одна из шести партий не наберет на нынешних выборах большинства, которое позволит ей сформировать правительство. То есть либо они после выборов договорятся о коалиции, либо эти выборы будут далеко не последними.
Так или иначе, но Москва ставит на левый фланг. Еще год назад речь шла о том, чтобы сотрудничать с коммунистами. Как выяснила "Власть", в ноябре 2013 года лидер российской Компартии Геннадий Зюганов направил президенту РФ обращение с просьбой посодействовать молдавским коммунистам как главному союзнику РФ на молдавском фронте. Согласие было получено. В письме главы МИДа Сергея Лаврова Зюганову, которое было в том же году написано и с которым ознакомилась "Власть", содержались заверения в том, что Россия готова работать с молдавскими коммунистами.
Со стороны РФ, по словам источников "Власти" в российской и молдавской компартиях, переговоры с последними до весны 2014 года вел владелец инвестхолдинга Finstar Олег Бойко (78-е место в российском списке Forbes в 2014 году). Как рассказал один из собеседников, бизнесмен для этого даже прилетал в Кишинев: "Обсуждалась не только политическая и финансовая поддержка, но и серьезные инфраструктурные проекты, которые российский бизнес мог реализовать в Молдавии после победы коммунистов на выборах".
Еще в начале года эта победа казалась вполне вероятной. Коммунисты выводили людей на улицы, называли ассоциацию с ЕС незаконной, требовали референдума о присоединении к Таможенному союзу (ТС) и грозили уголовным делом чуть ли не всем прозападным политикам и чиновникам вплоть до премьер-министра. Их рейтинг рос, а популярность партий власти и идеи евроинтеграции падала.
Но в мае стало очевидно, что миссия Бойко провалилась. Источники "Власти" говорят, что лидера молдавских коммунистов Владимира Воронина не устроили переговорные позиции Кремля. Москва гарантировала ему медийную, финансовую и политическую поддержку лишь в том случае, если Воронин выполнит три условия: обозначит точную дату ухода с поста председателя партии, назовет своего преемника, чтобы с ним сразу начал работать Кремль, и включит в проходную часть предвыборного списка семь человек, предложенных Россией.
Последние якобы должны были контролировать российскую помощь в ходе избирательной кампании. В списке были проживающий сейчас в Москве молдавский бизнесмен Вячеслав Платон и глава российского Конгресса молдавских диаспор Александр Калинин.
Воронин условия отверг, а затем провел в партии чистку, поснимав с руководящих постов непримиримых критиков власти. Из ЦК Компартии был выведен ее главный идеолог Марк Ткачук — именно он, по данным "Власти", вел переговоры с Олегом Бойко. Параллельно лидер коммунистов резко изменил свою риторику: отказался от критики ЕС и почти совсем перестал упоминать о ТС. Показательно, что когда 2 июля в молдавском парламенте проходила ратификация соглашения об ассоциации с ЕС, коммунисты не стали голосовать против, а предпочли покинуть зал.
Когда партнерство с коммунистами не сложилось, в Кремле обратили внимание на председателя Партии социалистов Игоря Додона. Обеспечением взаимодействия с социалистами занимается Управление президента РФ по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами, возглавляемое Владимиром Черновым. Именно его сотрудники организовали встречу Додона с российским президентом во время приема по случаю Дня народного единства.
Источник "Власти", знакомый с процессом переговоров, уверяет, что в материальной помощи, с просьбой о которой лидер социалистов обращался к Москве, ему отказали. Но медийную и политическую поддержку лидер социалистов получил: Додон ругал ЕС в интервью телеканалу "Россия 24", а на организованных социалистами предвыборных концертах в Кишиневе пели исполнители-государственники Олег Газманов и Иосиф Кобзон. Перед Додоном открылись многие двери. С ним встречались лидер "Справедливой России" Сергей Миронов, вице-премьер Дмитрий Рогозин, патриарх Кирилл.
Игорю Додону удалось договориться с главой ФМС Константином Ромодановским об амнистии для молдавских мигрантов, нарушивших режим пребывания в РФ. Вырос и рейтинг социалистов. Если в начале осени опросы показывали, что они едва набирают 4% и не преодолевают 6-процентный избирательный порог, то обнародованный на прошлой неделе опрос "Барометр общественного мнения" (БОМ) показал, что их поддерживают 7% от общего числа опрошенных. Из тех же, кто определился с предпочтениями, за них готовы проголосовать 10%.
Третья — самая загадочная политическая сила в Молдавии — это партия Patria (на русский язык переводится как "Родина"). Первым номером в ее списке значится 36-летний бизнесмен Ренато Усатый, чьи активы, включая бизнес, недвижимость и больше полумиллиона акций "Газпрома", находятся в РФ. Усатый — это молдавский Жириновский. Он сорит деньгами, материт оппонентов, обещает поднять зарплаты бюджетникам, избавить страну от олигархов и посадить проворовавшихся чиновников. Критикует он в основном прозападные партии и говорит, что стране нужен референдум, чтобы решить, в какой союз вступать — в ЕС или в ТС.
В политику Усатый пришел в начале года с репутацией мецената: ранее он спонсировал открытие памятников, покупал квартиры бездомным, отправлял сирот отдыхать на море. Биография Усатого, опубликованная на его официальном сайте,— мечта любого молдавского гастарбайтера. В 2002 году он еще работал ведущим инженером комбината питания Молдавской железной дороги, а в 2005-м уже трудился в России президентом нижегородской компании ВПТ-НН, производящей твердосплавный инструмент. Кроме того, он еще и старший вице-президент Союза строителей железных дорог РФ.
В одном из телевизионных ток-шоу Ренато Усатый не смог ответить на вопрос о том, сколько в Молдавии ветвей власти. Когда этот же вопрос ему повторили в другом телеинтервью, он перечислил ветви, но срезался на вопросе о том, кто глава исполнительной власти. Впрочем, его рейтингу это не вредит. Популярность Усатого среди утомленного евроинтеграцией населения распространяется как вирус: за него готовы голосовать бизнесмены и продавщицы в табачных киосках. Вышеупомянутый опрос БОМ показал, что ему симпатизируют 8% всех опрошенных и 12% из числа определившихся.
Корреспондента "Власти" Ренато Усатый убеждал, что ни с кем в Кремле дела не имеет и проводит кампанию своими силами. При этом в первой десятке списка партии Patria есть люди, плотно сотрудничающие с российской "Родиной". Один из них местный пророссийский политик Игорь Тулянцев, неоднократно сопровождавший Дмитрия Рогозина во время визитов вице-премьера в Молдавию.
Обласканные Кремлем социалисты Усатым недовольны и в частных разговорах сетуют, что он отбирает их голоса. По данным "Власти", они даже жаловались на Ренато Усатого в Кремль. Источники в партии Patria рассказывали, что Усатого звали на переговоры в администрацию президента РФ, но он якобы отказался.
Собеседники "Власти", знакомые с работой администрации на молдавском направлении, говорят, что Москва рассчитывает на левоцентристскую коалицию из коммунистов, социалистов и людей из списка партии Усатого. При условии, что на троих они получат нужное для формирования коалиции количество мест в парламенте — не менее 51 из 101.
Создание такой коалиции осложняет еще и тот факт, что коммунисты считают социалистов предателями (Игорь Додон был депутатом от Компартии, но потом ушел к социалистам) и не раз говорили, что объединяться с ними не станут. Кроме того, коммунисты, в отличие от социалистов, вовсе не против соглашения об ассоциации с ЕС и говорят лишь о том, что его необходимо изменить, а не денонсировать. Так что теоретически коммунисты могут рассматриваться как партнеры и прозападными партиями.
Это означает, что создание пророссийской коалиции будет зависеть от дара убеждения российских переговорщиков, для которых Молдавия стала настоящим островом невезения. В ноябре 2003 года Кремлю здесь особенно крупно не повезло: был сорван разработанный администрацией президента РФ и широко разрекламированный план урегулирования приднестровского конфликта. Когда Владимир Путин уже собирался вылетать в Кишинев, чтобы присутствовать на подписании документа (он предполагал федерализацию республики), коммунист Воронин, работавший тогда президентом, в последний момент передумал. Причем последние, с кем он говорил перед тем, как отвергнуть российский план, были западные дипломаты.
Москва всерьез обиделась, и во время парламентских выборов 2005 года Кремль поддержал оппозиционный коммунистам альянс "Наша Молдова", который возглавлял мэр Кишинева Серафим Урекян. Но коммунисты в итоге получили большинство, и Воронин повторно стал президентом (главу государства в Молдавии выбирает парламент). После выборов 2010 года тогдашний глава кремлевской администрации Сергей Нарышкин едва не уговорил коммунистов и демократов создать в молдавском парламенте пророссийский альянс. Но лидер последних Мариан Лупу передумал, и его партия создала коалицию с либерал-демократами и либералами.
Еще одна неудача постигла Москву в Приднестровье. В 2011 году на президентских выборах в непризнанной республике Россия поддержала спикера Анатолия Каминского, поддержку обеспечивало все то же Управление президента РФ по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами, которое тогда возглавлял нынешний замглавы СВР Сергей Винокуров. Каминский, за которого агитировал в том числе Нарышкин, проиграл выборы нынешнему руководителю непризнанной республики Евгению Шевчуку.
Уже в будущее воскресенье станет ясно, извлекли ли в Кремле уроки из прошлых ошибок.