Как выяснили «Известия», Минпромторг подготовил второй вариант поправок в закон о торговле, которые касаются ларьков и мобильной торговли. В новой редакции законопроекта московские павильоны не попадают под регулирование федеральных властей. В российском законодательстве подобных исключений крайне мало, говорят юристы, в «Опоре России» недовольны тем, что Минпромторг по какой-то причине пошел навстречу столичным властям.
«Требования к внешнему виду нестационарных торговых объектов (киосков) в городе Москве, а также правила их размещения и функционирования устанавливаются нормативными правовыми актами города Москвы», — говорится в документе (есть у «Известий»). В первой версии поправок, представленных весной 2015 года, Москва еще попадала под федеральное регулирование.
Кроме того, ведомство предлагало в первой версии законопроекта достаточно жесткие правила игры. Например, схема размещения киосков должна была стать бессрочной, эта норму убрали в актуальной версии поправок.
В прежнем варианте, если место киоскера выпадало из нее по каким-либо причинам, ему были обязаны дать другое место. В новой версии проекта принцип компенсации места предпринимателю сохраняется.
Не изменились и такие нормы, как требования к внешнему вида ларьков: они могут меняться лишь раз в 7 лет, минимальный срок договора между чиновниками и предпринимателями остается семилетним. Положения о мобильной торговле — например, продажи с автомобилей — практически не изменились: поправки впервые дали определение этому виду торговли и закрепили уведомительную форму работы этого формата.
В Минпромторге 5 ноября не смогли пояснить, почему решили изменить свои поправки относительно столицы.
В ведомстве «Известиям» лишь уточнили, что еще не отправляли на согласование в другие ведомства поправки в закон о торговле. В пояснительной записке к прошлому варианту законопроекта Минпромторг подчеркивал, что правила размещения киосков и их функционирование «не должны полностью определяться по усмотрению органов власти, не ограниченного никакими рамками и критериями федерального законодательства».
Потому что «это приводит к субъективизму и волюнтаризму». Примечательно, что Минпромторг разработал этот проект именно после многочисленных жалоб киоскеров на действия местных властей по всей стране.
Сейчас закон о торговле регламентирует эту сферу достаточно слабо, киоскам посвящена лишь одна статья 10, состоящая из 7 пунктов (общие нормы о схеме размещения).
Московские власти поправки Минпромторга приняли в штыки. Например, вице-мэр Москвы Наталья Сергунина в октябре направила в ведомство письмо, в котором охарактеризовала новшества как «нецелесообразные». Весной 2015 года столица уже успела установить новые правила игры для киоскеров: теперь предприниматели могут получить права аренды городских павильонов в ходе электронных торгов, на которых предлагается арендная ставка, зависящая от местоположения павильона. Срок договора с городом — 5 лет.
Еще в 2011–2012 годах киоскерам предлагали другие условия работы: они самостоятельно покупали павильоны, а на торгах получали договора на 3 года. Весной-летом 2015 года срок действия этих контрактов истек, и городские власти начали демонтировали ларьки. Точное количество демонтированных киосков в городе неизвестно. В феврале 2015 года в столице находилось 8029 ларьков, по данным столичного департамента торговли и услуг — как писали «Известия», в Москве останется порядка 2,5 тыс. киосков.
Президент коалиции киоскеров Владлен Максимов отметил, что и без Москвы закон важен, а в столице положение киоскеров сложно назвать катастрофическим.
Частный юрист Андрей Кузьмин говорит, что в российском законодательстве не распространены подобные случаи вынесения одного субъекта за рамки действия закона, хотя они есть. Например, особый механизм изъятия земель во время подготовки к Олимпиаде действовал в Сочи, указал он.
Исполнительный директор столичного отделения «Опоры России» (организация представляет интересы малого и среднего бизнеса) Сергей Селиверстов не понимает, «чем бизнес киоскера в любом регионе страны отличается от бизнеса в Москве». Он не видит особой необходимости исключать столицу из-под зоны действия будущего закона и считает, что рынок киосков уничтожают в пользу стационарной торговли, а горожан лишают возможности выбора места для покупок.