Зарываясь под землю, хозяева убежищ хотят обеспечить себе не только безопасность, но и максимальный комфорт.
Спецкор «Комсомолки» заказать такое личное попробовал побывал бомбоубежище и даже в одном их них.
После удара США по Сирии в российских соцсетях принялись обсуждать, какую лучше покупать крупу для длительного хранения.
«Рис, тушенку и спички купила, но нервы уже ни к черту», - пишет впечатлительная особа в интернете.
«Если ядерная война, тушенка не спасет. Нужен бункер!» - отвечают ей.
«КП» проверила - многие жители Москвы и Подмосковья бросились заказывать личные бомбоубежища. Что же за укрытия возводят себе москвичи-богачи?
НЕ ДОСТАТЬ ЧУЖИМ
В Москве работают пять компаний, предлагающих состоятельным господам личные «бункеры от любых бед» на загородных участках.
Одни рекламируют свой товар с геополитическим надрывом: «Трамп грозит классными, умными ракетами? Закажите бункер и наплюйте на Трампа!»
Другие - с налетом фантастики: «В нашем бункере вас не достанут и инопланетяне!»
Третьи - с учетом родных реалий: «Опасаетесь грабителей? Беспорядков? Эпидемий? Хотите сохранить свою жизнь? Лучший выход - автономный бункер-сейф!»
Звоню в первую попавшуюся фирму.
- Мне бы, э-э-э, бункерок небольшой, но надежный.
- Да, спрос на наши услуги вырос, - сообщили на другом конце трубки. - У вас есть свободные две сотки? - Поищу. - Заполняйте опросный лист.
В листе надо было указать, от какой именно угрозы я желаю защитить свою семью.
КИНОЗАЛ, СЕЙФ...
Еду в фирму. Варианты: от бункерочков за 1,5 миллиона рублей до подземелий за 4 миллиона.
- Ни одно из существующих на рынке укрытий не выдержит прямого попадания бомбы, - объясняет мне гендиректор фирмы Олег Сазонов. - И чем страшнее угроза и дольше надо находиться в укрытии, тем оно дороже. Надо глубже зарываться под землю, больше брать с собой запасов. Мы делаем бункеры из бетона, хотя можем закопать и металлический контейнер.
- А от ядерного взрыва спасет?
- Даст возможность пережить основные последствия атаки: ударную волну, облучение, радиоактивную пыль. А в мирное время мы поможем оформить его под кинозал, винный погреб, кальянную, тренажерный зал или сейф. - Сейчас к вам очередь? - Спрос каждую весну вырастает, - осторожно отвечает гендиректор. - Но нынче интерес усилился. Хотя в 2014-м он был еще выше.
- Заказчики - столичные богачи?
- Были заказчики и из Ростовской области, живущие недалеко от границы с Украиной...
- А можно посмотреть вживую?
- Мы подписываем с клиентом договор о неразглашении. Даже наши рабочие порой не знают, где и что строят. Соседям инженер может сказать, что хозяин дома копает котлован под бассейн. Потом даже воздуховоды под пни декорируем. Попробуйте сами пообщаться с хозяином...
ЛИШНИМ ЗДЕСЬ НЕ МЕСТО
Владелец бункера назначил мне встречу в районе коттеджного поселка «Вешки-95». На въезде строгий контроль. Из-за высоченного забора видна лишь крыша дома. Калитку открыл мужчина лет пятидесяти: короткая стрижка, руки в однотонных наколках.
- Роман Андреевич, - представился он. - Меня попросили показать вам бункер. Попробуйте сами найти в него вход...
Передо мной ровный газон. Гараж. С дерева смотрит видеокамера. - Ага, значит, в гараже? - Нет. Не угадаете. Позвольте закрыть вам глаза повязкой.
В глазах потемнело. Два шага вперед, три влево. Звук какого-то приводамеханизма, в нос бьет сыростью. Нога проваливается куда-то...
- Двери почти параллельны земле, чтобы не выбило ударной волной. Ступайте вниз, но наклоните голову, осторожно, - предупреждает хозяин, придерживая меня за руку.
Пять ступеней вниз, поворот, еще пять ступеней. Опустились под землю метра на три.
- Чтобы открыть следующую дверь, нужно иметь мои глаза и руки, - смеется Роман Андреевич. - Ключи от замков здесь - радужка глаза и отпечатки пальцев. Если проник чужой, застрянет в этом коридоре навсегда.
Мы в большом помещении, которое больше похоже на ангар. В центре длинный стол, как в зале для совещаний. Стены отделаны красным деревом, есть холодильник, микроволновка. На стенах откидные кровати, как в купе поезда.
- В конце вагона туалет и душ, - шутит Роман Андреевич. За стеной генератор и установка очистки воздуха.
- А если ядерным взрывом наверху снесет все? И электричество кончится?
- Это ужасно. Но не смертельно, - хитро прищуривается хозяин бункера. Придется крутить педали на велотренажере, который и будет вырабатывать свет.
- А сфотографировать можно?
- Нет! Нельзя. Тут люди серьезные собираются, переговоры ведут. Реклама нам не нужна. О этом бункере даже соседи не знают. Вот, кстати, и они...
Роман Андреевич включает видеомонитор, приближает изображение… и читает надпись на футболке соседа.
- В годы войны все бежали к соседям, у которых был подвал... А теперь...
- Тут такие соседи, что, если узнают о приближающейся опасности, скорее тебя жизни лишат, чтобы свою спасти. - Собеседник буквально оглушил меня хлопками в ладоши, имитируя выстрелы. - Да и запасы еды