Бегуны и поклонники фитнеса того и гляди станут анахронизмом. Студии йоги открываются чуть не на каждом углу, многие крупные компании приглашают учителей для занятий прямо в офисе. У каждого из нас есть друг или коллега, который пытался нас обратить в эту свою «веру». Еще немного – и появляться на людях без коврика для выполнения асан станет неприлично. Что стоит за удивительной популярностью йоги?
Представьте молодую девушку, с блеском заканчивающую Кембриджский университет. Она уже прошла стажировку в одном из крупных лондонских банков, и ее ждет отличная работа с исключительными стартовыми условиями и головокружительной перспективой. Но вместо этого девушка вдруг решает, что кембриджский диплом ей больше не нужен. И начинает преподавать йогу, которой увлечена уже несколько лет, в маленьком зале неподалеку от дома.
Это не выдуманная история. О девушке (ее зовут Рози) не так давно рассказала одна из ведущих британских газет. А самое невероятное даже не в самой истории, а в том, что множество читателей газеты вовсе не сочли Рози сумасшедшей, а, напротив, поняли и даже поддержали ее выбор. Мир йоги – в котором прислушиваются к голосу сердца, живут без насилия, алчности и ложных привязанностей, – как оказалось, существует не только в книжках и фантазиях. В этом мире обитает все больше абсолютно реальных людей. Во Франции, например, число тех, кто регулярно практикует йогу, превышает два миллиона, а в США – и все двадцать. Российской статистики на этот счет нет, но если среди ваших родных, друзей или коллег нет ни одного поклонника йоги, вы, вероятно, живете на необитаемом острове. Но даже в этом случае пришло время если и не сесть в позу лотоса, то хотя бы узнать, чем эта поза так привлекает огромное число людей.
Победа над блужданиями разума
Ответить на вопрос, что такое йога, одновременно и легко, и очень трудно. Легко – потому что ответ содержится в самых первых строках Йога-сутры, сборника наставлений и афоризмов, авторство которого приписывают легендарному философу Патанджали, жившему примерно 2500 лет назад (хотя многие полагают, что Патанджали лишь свел воедино еще более древние тексты). А трудно – потому что смысл этих нескольких строк можно трактовать сколь угодно широко: «Йога – это победа над волнениями и блужданиями разума». Победить их, собственно, и пытается любая из школ йоги, от разнообразия которых поначалу берет оторопь. Раджа-йога, например, решает эту задачу обращением непосредственно к разуму – глубокими медитациями. Но она потому и считается высшей ступенью йоги (историческое ее название – «царская йога»), что доступна далеко не каждому.
Другие школы предлагают сравнительно более простые пути. «Например, мантра-йога помогает достичь сосредоточения и улучшить свое состояние с помощью мантр. Человек поет очень простые, повторяющиеся фразы. И успокаивается – его ум становится более ясным, приближаясь к той самой цели», – рассказывает Алиса Ротенберг, президент Академии интегративной кундалини-йоги (IKYA). Считается также, что само звучание этих фраз рождает в организме вибрации, имеющие позитивный эффект. Что, впрочем, с научной точки зрения одинаково сложно и доказать, и опровергнуть.
Зато эффект других видов йоги абсолютно очевиден. И речь прежде всего о хатха-йоге и ее многочисленных ответвлениях, ставящих во главу угла работу с телом и дыханием. «Для многих входом в спокойствие служит физическое тело. У кого-то оно перенапряженное, а у некоторых слишком расслабленное. И когда нам удается это отрегулировать, тело начинает пропускать энергию более гармонично. А значит, и состояние нашего ума тоже гармонизируется», – продолжает Алиса Ротенберг. Но прежде всего изменяется состояние тела. «Заметить внутренние преображения, которые происходят с тем, кто практикует раджа-йогу, трудно (хотя если присмотреться, то обнаружить их можно: он становится спокойнее, и даже атмосфера вокруг него делается более дружелюбной), – поясняет психолог Алена Хромова, защитившая диссертацию на тему «Кундалини-йога как интегративная телесно-ориентированная психотехнология». – А людей, занимающихся силовой, динамической йогой, сразу видно. И многих, разумеется, это привлекает».
Чудеса без чудес
43-летний Павел впервые попал на урок йоги по ошибке – невнимательно прочел расписание занятий в своем фитнес-клубе. «Я шел на другую тренировку, но, раз уж попал, решил попробовать. Мне казалось, что я в хорошей физической форме, но вышел после занятия просто изнуренным. Зато – совсем другим человеком. Я обнаружил не только границы возможностей своего тела в несложных, казалось бы, упражнениях. В них мне открылись и мои внутренние зажимы, – вспоминает он. – Это очень сильно во мне отозвалось, и не только с физической точки зрения. С тех пор как я начал заниматься йогой каждый день, я чувствую, что стал больше прислушиваться к самому себе, к другим, стал отзывчивее. И физически чувствую себя прекрасно». Об этом эффекте йоги многие говорят почти как о чуде. Но основатель Института йога-терапии в Париже Лионель Кудрон (Lionel Coudron) предпочитает физиологические объяснения: «Усвоенные с детства привычки, наша манера держаться, дышать, ходить, стискивать зубы, влияют на состояние здоровья и наши эмоции. Они становятся блоками, которые асаны и дыхательные упражнения снимают, возвращая нам свободу движения, гибкость. И как следствие, мы можем ослабить контроль, больше доверять себе и миру». Однако увлечение телесным аспектом йоги таит в себе также и опасность. «Хатха-йога в известном смысле понятнее людям, живущим в обществе потребления, – размышляет Алена Хромова. – Когда человек ее практикует, видно, насколько спокойно его тело, как гармонично он движется, как легка его походка. Это созвучно требованиям сегодняшнего дня. А возможность сделать и выложить в социальные сети фото в красивой и сложной позе становится дополнительным стимулом. Но все это не может быть целью йоги». А в чем тогда ее цель?
Инстаграм-йога
35-летней Светлане понять это помогла… травма. К моменту прихода в йогу у нее была хорошая спортивная и хореографическая подготовка, а потому она с первых занятий демонстрировала впечатляющий прогресс. Вскоре ее Instagram, куда Светлана выкладывала свои фотографии в сложных асанах, стал по-настоящему популярен. «Я уже присматривалась к «соперницам», прикидывала, как быстро мне удастся их обойти по числу подписчиков, если я продолжу так же активно заниматься каждый день», – вспоминает Светлана.
Но она попала в аварию и сломала бедро, так что несколько месяцев вынуждена была ограничиваться медитациями, дыхательными упражнениями и базовыми асанами. «Я была ужасно расстроена, мне казалось, что я упускаю победу в важном соревновании, – признается Светлана. – Пока вдруг не поняла, что такие мысли не имеют никакого отношения к йоге. Кажется, только благодаря травме я и встретилась с йогой по-настоящему». «Упорная практика необходима в йоге, чтобы почувствовать ее благотворный эффект, но практиковаться нужно именно в духе отказа от привязанности, – подчеркивает психоаналитик и адепт йоги Кристиана Бертле-Лорель (Christiane Berthelet Lorelle). – В противном случае интенсивные занятия йогой могут лишь усилить в нас наиболее пагубные современные тенденции: страсть к эффективности и производительности, соревновательность, нарциссизм». С этим полностью согласна Алиса Ротенберг: «Есть многочисленные предупреждения выдающихся учителей: концентрация внимания на телесных (да и на умственных тоже!) «сверхспособностях» сама по себе является отвлечением от практики. Принимая побочные эффекты йоги за ее цель, мы скорее уходим от нее».
Религия или нет?
Итак, телесный аспект йоги важен, но не является самоцелью. Работа с телом должна вести к внутренним переменам, к пониманию философии йоги. Но здесь возникает другой вопрос, который многих сегодня тревожит. Упрощенно его можно сформулировать так: обязательно ли человек русской культуры, начав практиковать йогу, станет в итоге индуистом или буддистом?
«Давайте рассмотрим более простой пример, – предлагает Алена Хромова. – Допустим, мы начинаем заниматься карате. Отрабатываем движения, удары, тренируем мышцы, реакции. Но на каком-то этапе наш сенсей обязательно передаст нам и традиционный набор правил этого боевого искусства, часть его философии, идеологии. Хотя бы потому, что, владея карате, ты не должен задирать прохожих и драться на улице. Это справедливо для любой практики – по мере углубления в нее неизбежно возникает необходимость познакомиться с традицией». Насколько эта традиция изменит наше мировоззрение, зависит от наших психологических особенностей. Поэтому важнее тут не йога, а те, кто в нее приходит. У одних знакомство с ней вызовет интерес к восточным религиозным учениям, другие же, возможно, укрепятся в своей вере.
«Я крестилась в сознательном возрасте и к этому моменту интенсивно практиковала йогу уже больше пяти лет. И у меня никаких противоречий не возникло, – рассказывает Алиса Ротенберг. – В йоге есть несколько этапов. Когда мы начинаем влюбляться в нее, мы влюбляемся и во все, что с ней связано. И в какой-то момент может показаться, что мы уходим в другую культуру и даже религию. Но это лишь увлечение. По мере того как мы еще более углубляемся в практику, мы обнаруживаем свои корни – культурные и духовные в том числе. Так что кому-то йога помогает осознать, что он христианин, если он воспитан в христианской культуре, а родители его исповедуют христианскую веру».
Считать учителей йоги миссионерами таинственных восточных религий не стоит, считает Алиса Ротенберг. Одна из ее учениц очень увлеклась йогой, практиковала дома, пела мантры. Обеспокоенная мать пошла в церковь узнать, не опасно ли это. Священник в ответ поинтересовался, как вообще у дочери дела. Хорошо ли она себя чувствует? Не нервничает ли, не замыкается в себе? Много ли у нее друзей, все ли в порядке на работе? Мать задумалась и сказала, что, кажется, у дочери жизнь стала даже лучше: и друзей прибавилось, и на работе больше успевает. «Ну, так и замечательно, – сказал батюшка. – Вот если будет выглядеть несчастной и одинокой, тогда скажите ей, что всегда может прийти к нам, у нас двери открыты».
Грех чрезмерного усердия
Значит ли это, что в занятиях йогой нет никаких рисков? Разумеется, не значит: любая практика требует осторожности. Прежде всего следует остерегаться неграмотных учителей. Таких, которые всеми силами стремятся «загнать» учеников в ту или иную асану. Делается это в основном из благих побуждений, но результатом нередко становятся травмы, причем подчас очень серьезные. Впрочем, ученикам и самим следует позаботиться о своем здоровье. «Перед зачислением поступающих на курс занятий мы даем анкету, которую они обязаны заполнить: аллергия, хронические заболевания, принимает ли препараты (и какие), находится ли под наблюдением врача, и много других пунктов, – говорит Алена Хромова. – Начиная заниматься йогой, каждый должен не просто предоставить такую информацию, но и осознать, что несет персональную ответственность за ее достоверность. Если он принимает антидепрессанты, например, или у него грыжа в позвоночнике, преподаватель должен об этом знать».
Другая опасность – чрезмерное усердие. «Пытаясь скрутиться в ту или иную позу, мы выполняем внешнюю задачу. Внутри у нас при этом все кричит: «Не хочу, не могу!», но мы продолжаем упорствовать. Так мы совершаем насилие над собой ради того, чтобы любой ценой принять эту позу. И в этот момент пренебрегаем своим внутренним миром, душевным состоянием больше, чем делали это до йоги», – предостерегает Алиса Ротенберг. И отмечает, что и учитель, и ученик в равной степени отвечают за то, что- бы не перестараться в стремлении к результату.
Избегать упрощений
И наконец, еще одна особенность восприятия йоги. «Сейчас в ходу множество ложных представлений, которые ее дискредитируют, – признает Алена Хромова. – Говорят, например, что практикующий должен избавиться от эго. Но эго – это часть сознания, которая помогает адаптироваться в реальности. Как же от нее избавиться? Не говоря уже о том, что в философии йоги не может быть понятия эго – оно возникло на Западе, и намного позже».
Отчасти эти трудности связаны с переводом текстов, написанных на санскрите, которые многие трактуют слишком произвольно. А отчасти в непонимании виноваты слишком поспешные и неуместные обобщения. «Например, есть такой штамп – «открой свое сердце», – продолжает Алена Хромова. – Прекрасный призыв, если вы проводите долгие годы, медитируя в ашраме среди людей, полностью погруженных в йогу. Но в конкурентном мире, в мегаполисе с далеко не всегда дружелюбным населением попытки буквально следовать таким призывам могут только навредить. Подобные обобщения – не послания самой йоги. Это искаженные идеи, которые только осложняют ее понимание».
Вероятно, ждать, что увлечение йогой способно изменить наш мир, превратив его в обитель просветленных умов и открытых сердец, было бы наивно. Но изменить к лучшему жизнь одного человека йога вполне способна. И как знать, возможно, это ваша жизнь?