Пока сильные мира сего сосредоточились на своих мировых проблемах, Донбасс вновь заполыхал. С выходных по всей линии соприкосновения не стихают бои. Причем речь уже идет не просто о минометных обстрелах, в ход пошли все виды вооружения — с обеих сторон.
«Как в прошлый четверг «Град» заработал, сразу стало понятно, что вот и снова началось, — так описывает «МК» свои ощущения житель Донецка Рамиль Замдыханов — При этом паники нет: дочку в школу вез, люди спокойны. Канонада отдельно — жизнь отдельно. Не как в 2014 и 2015 годах». Надо сказать, что последние значимые обстрелы города из «Градов» пришлись на ноябрь 2015 года.
Рамилю можно верить как непосредственному свидетелю процесса — его семья живет неподалеку от Донецкого железнодорожного вокзала и всю «музыку войны» пропускает через себя. «Мы на эти мины 82 мм или 120 мм внимания обычно не обращаем, но вот сейчас стало понятно, что это не «пострелушки» между батальонами, а все гораздо серьезнее», — как-то слишком спокойно поясняет он.
Донецк и Макеевка на осадном положении. Канонада как началась с 5 утра воскресенья, так и перешла на понедельник. Снова вспыхнули бои на окраине Авдеевки, на знаменитой «промзоне» — скопище брошенных железобетонных коробок цехов неподалеку от стратегической развилки у Ясиноватой. Тут все предельно близко — и объездная донецкая дорога с выходящими на нее кварталами Червоногвардейского района Макеевки, Ясиноватая, Донецкий аэропорт и ближние к нему районы Донецка.
Залп «Градов», что накрыл на прошлой неделе северный район города возле разрушенного «Вольво-центра», пришелся по большей части на нежилую зону, где бои периодически идут с 2014 года. А вот в воскресенье снаряды упали на станцию техобслуживания в Куйбышевском районе Донецка, ранив одного из рабочих. В понедельник погибла женщина в Червоногвардейском районе Макеевки — снаряды упали в районе местной 5-й городской больницы, школа поблизости организованно спустила учеников в подвалы.
В городе не то чтобы паника, но оторопь. Продукты в магазинах не раскупают, но водой ванные наполнили очень споро. Так, что вызвали перебои с водоснабжением. Люди в Донецке могут выступать экспертами на любом военном ток-шоу по тактике: бои на «промзоне» неизбежно затрагивают находящуюся неподалеку Донецкую фильтровальную станцию, от которой зависит водоснабжение Ясиноватой, Авдеевки и хорошего куска Донецка. Обычно для отключения воды достаточно обесточить станцию. И.о. главы Донецка Алексей Кулемзин целое воззвание к жителям выпустил с просьбой не волноваться: «Учитывая массовый одновременный забор воды населением, в некоторых районах города возникло снижение давления».
Донецк войной хорошо натренирован. Утром в понедельник только начало бахать, сразу администрация укоротила маршруты транспорта, обрезав часть Киевского и Ворошиловского районов, примыкающих к Путиловскому мосту и железнодорожному вокзалу. К обеду стрелять стали меньше — маршруты тут же восстановили. Во всем какая-то запредельная деловитость: «Все знаем, уже проходили!»
Беспокойство всеобщее вызывает вопрос: что дальше? С середины декабря по всей линии фронта на Донбассе идут местные бои. Бои локальные, но складывающиеся в общую картину планового общего наступления украинской армии в «серых зонах», которые по Минскому соглашению-1 в сентябре 2014 года на карте были записаны за Украиной. К февралю 2015-го реальное расположение сторон сильно изменилось. Сейчас ВСУ понемногу отжимают территории обратно. А это не только степи, а и Дебальцево на севере, Докучаевск в центре и села типа Коминтерново, Саханки и прочих на юге под Мариуполем.
Если идти по карте с севера на юг, можно отследить по неделям войну последнего месяца. На севере ВСУ подошли вплотную к Дебальцево. «Ну, мы привыкли уже, если снаряды в город не прилетают, то канонада и канонада, — поясняет «МК» житель Дебальцево Павел, — «бодаются» вокруг Калиново, Грязево, Санжаровки. Ушло ли Калиново к Украине? Туда давно не пускают, и никто там не живет».
Калиново — село, перед которым с декабря идут бои на Светлодарской дуге. От него до Дебальцево всего 6 км. От Санжаровки до Дебальцево — 15.
К северу от Горловки украинцы взяли в декабре под контроль село Новолуганское, а к югу 22 января миссия ОБСЕ обнаружила новую позицию ВСУ около Донецкой фильтровальной станции. Это значит, что перехватывается еще в одном месте трасса Донецк–Горловка. А это значит, что еще километр — и войска ВСУ могут полностью окружить Горловку.
Докучаевск давно в тылу у ВСУ. Он окружен с трех сторон, действует украинский КПП. Единственная дорога в 25-тысячный город идет через Еленовку, которую в последние недели пару раз обстреливали. Докучаевск живет без мобильной связи, жители рассказывают легенды о бойцах ВСУ, которые в «гражданке» ходят в местные магазины, украинцы стоят на всех нависающих над городом терриконах и занимают позиции на городских дачах. К этой ситуации все уже привыкли, но в свете последних требований украинской делегации в Минске вернуть линию к «положению на 29 сентября 2014 года» она вдруг стала совсем «горячей».
На юге под Мариуполем сообщают о полуокружении Коминтерново. Замглавы миссии ОБСЕ Александр Хуг говорит о том, что наблюдатели больше в этот район не ездят — противотанковое минирование дорог сильно мешает.
Одним словом, перед лицом явного скоординированного ползучего наступления ВСУ на всех направлениях в Донецке всех очень волнует вопрос: чего ждать в ближайшие недели. Тем более бои непосредственно под городом уже начались.