За строкой «Обращение с ТКО» в коммунальных платёжках стоит пятилетняя борьба за тарифы — региональные операторы (они обязаны вывозить отходы) трубят, что им не хватает, люди просят расценки снизить или хотя бы не повышать. «АиФ» попробовал выяснить, почему слова «мусор» и «коллапс» — синонимы во многих городах.
Весной мусорная проблема обострилась по всей стране. В Орле, например, то горят полигоны, то из областного центра не вывозят мусор, то выясняется, что и везти его некуда. В Махачкале ситуация осложняется дефицитом мусорщиков, из-за чего на уборку пришлось выйти даже сотрудникам муниципалитетов. На фоне банкротства прежнего регионального оператора по вывозу твёрдых коммунальных отходов (ТКО) растут завалы в Волгограде.
Единого тарифа на вывоз ТКО в России нет — его устанавливают местные власти. Причём плату за вывоз начисляют по двум формулам: либо по площади, либо по числу проживающих в жилом помещении. Какая из них более справедливая, сказать трудно. В любом случае именно тарифы стали тем камнем, о который споткнулась «мусорная реформа». Региональные операторы жалуются на невыгодность бизнеса (всё дорожает, а тарифы за вывоз отходов не растут), потому время от времени покидают «сцену», как это случилось в Волгограде. А ещё в Вологде, Владимире, Ульяновской области, Башкирии, Туве...
«Из-за огромной задолженности у предприятий просто нет другого выхода, — сетует директор самарской компании “ЭкоСтройРесурс” Михаил Захаров. — Смотрите, всего за 5 лет рост стоимости обработки и захоронения составил 170%, стоимости топлива — 54%, стоимость импортных мусоровозов и их запчастей выросла на 135%, а отечественных — на 72%».
Тариф же на вывоз мусора в Самарской области менялся за эти 5 лет лишь раз — подняли на 4%.
Недоходные отходы?
Жалобы регоператоров выглядят вроде бы обоснованными. Но не для всех.
«Пункт “Обращение с ТКО” входит в спектр коммунальных услуг, и эти услуги у нас индексируются ежегодно, — отмечает зампредседателя Комитета Госдумы РФ по строительству и ЖКХ Александр Аксёненко. — С самого начала мусорной реформы постоянно идут сообщения от операторов, что им это невыгодно, что они на грани банкротства, дайте денег и так далее. Если кому это и невыгодно, то мелким субподрядчикам, которым регоператоры отдают самые отдалённые участки для вывоза мусора. А в целом, мне кажется, операторам стоит задать вопрос: как выстраивали логистику, систему перехватывающих свалок, раз оказались в минусе? К тому же в строку “Обращение с ТКО” заложены не только сбор, вывоз, утилизация мусора, но и строительство инфраструктуры по их обработке, то есть соответствующих предприятий. Разумеется, ситуация по стране разная. Но, например, в Подмосковье и Татарстане должны были сдать мусоросжигающие заводы ещё в том году, однако этого не произошло».
В огромном количестве стран отходная отрасль является настолько доходной, что там проводят конкурсы за право быть подрядчиками. Более того, компании платят деньги только за возможность заниматься переработкой мусора. «В России же государство платит компаниям, — продолжает Аксёненко. — Мы предоставляем финансирование из федерального бюджета на создание мощностей по переработке и утилизации отходов, регионы подписывают концессионные соглашения... То есть бюджет вкладывает, потребитель вкладывает, а операторы твердят об убыточности. Может, дело в неэффективном управлении?! А раз так, почему должен платить потребитель? Объективных причин для повышения тарифов я не вижу».
Директор по продукту проекта «Мой дом онлайн» (сервис-агрегатор для управляющих компаний и жителей, который отображает платежи, долги) Алексей Шильников готов встать на защиту региональных операторов: «До 2019 года вывозом мусора занимались компании, которые зачастую не имели лицензий и просто скидывали всё собранное в лес или овраг. С приходом операторов появился порядок: всё, что ушло в отходы, гарантированно окажется или на полигоне, или на переработке».
Мнение
Планировалось, не получилось
Автор «мусорной реформы», экс-депутат Госдумы Максим Шингаркин:
— Изначально в законе от 2014 года планировалось, что люди будут платить за вывоз и утилизацию будущих отходов, просто приобретая товары в упаковке и длительного пользования. Приведу пример: два человека делают покупки в магазине, у первого маленькая корзинка, у второго — целая тележка. Заплатят они за будущее «Обращение с ТКО» по-разному — один меньше, другой больше, причём сделают это прямо в магазине. Предполагалось, что эти «окрашенные» деньги, которые можно направить только на экологию, из всех магазинов и торговых точек поступят в бюджет. И уже из них будут оплачиваться услуги регоператоров. А в итоге получилось, что все собственники недвижимости де-факто обязаны оплачивать графу «Обращение с ТКО» по принципу: если большая квартира, то больше, если маленькая — меньше. Неудивительно, что у многих возник вопрос: какая связь между мусором и квадратными метрами? У нас уже есть налог на имущество, а теперь ещё и своеобразный налог на ТКО появился. Но если первый налог идёт в казну, то второй — регоператору, который почему-то считает, что этот налог надо ещё и повысить. Это чушь, бред и ахинея!
Кстати
ФАС проверит 11 регионов
Жалобы операторов на заморозку тарифов не совсем точны. Взять хотя бы Бурятию, где повышение тарифов на вывоз мусора произойдёт с 1 июля. Республика поделена на три ценовые зоны, в каждой из которых рост составит 9,3%. При этом в самой дорогой зоне цена за кубометр ТКО достигнет 542,61 рубля, а в самой дешёвой — 511,74. И тут появляется масса вопросов, главный из которых: как получилось, что тарифы в Улан-Удэ (436 тыс. жителей) повышаются так же, как в улусе Мурочи Кяхтинского района, где не наберётся и 300 человек?
«Магия цифр» вызвала недоумение и в ФАС, которая в начале апреля заявила о проверке в 11 регионах. Кроме Бурятии под ревизию попали «мусорные короли» Забайкальского, Хабаровского, Приморского и Камчатского краёв, Якутии, Чукотки, Еврейской АО, Амурской, Магаданской и Сахалинской областей.