Нескорая помощь
Рейтинг:
Голосуй за статью.
0
Автор: Валерия Нодельман. Известия
При каждом десятом вызове медиков ждут более 40 минут
Каждый десятый взрослый россиянин, вызывавший скорую в 2018 году, ждал ее больше 40 минут. Такие данные приводит Росстат по результатам опроса, проведенного в 60 тыс. домохозяйств. Чаще всех на оперативность работы службы скорой помощи жалуются жители крупных городов и малых сел. В первых долго ждал медиков каждый пятый больной, во вторых - каждый четвертый. В Минздраве, комментируя "Известиям" сообщения о задержках прибытия бригад, назвали это "субъективной оценкой граждан". Эксперты же объясняют ситуацию нехваткой врачей и несовершенством всей системы скорой помощи.
ОПТИМИЗИРОВАННОЕ ВРЕМЯ
Согласно итогам комплексного наблюдения условий жизни населения, которое в 2018 году провел Росстат, каждый третий россиянин старше 15 лет, вызывавший скорую помощь ждал ее от 21 до 40 минут.
Около 10% граждан провели в ожидании медиков больше 40 минут, а 3 % из них - более часа. Хуже всего дела обстоят в малых селах и крупных городах. 28% жителей деревень с населением менее 200 человек и 15% с населением до тысячи человек не могли дождаться приезда скорой от 40 минут до часа и даже более. В городах с населением от 500 тыс. до миллиона с проблемой столкнулись 23% граждан.
По данным Росстата, только 61% россиян в прошлом году дождались скорой за 20 и менее минут. В среднем по стране затраты времени на прибытие медиков в сельской местности составили 30, в городах - 25 минут.
С 2016 года (когда проводилось предыдущее наблюдение) ситуация практически не изменилась: расхождение составляет 1-2%.
При этом данные Росстата заметно расходятся с официальной информацией Минздрава. Ранее министр здравоохранения Вероника Скворцова заявила, что "в 2017 году показатель 20-минутного доезда скорой медицинской помощи обеспечен почти в 89% случаев на всей территории страны".
Директор фонда независимого мониторинга медицинских услуг и охраны здоровья человека "Здоровье" Эдуард Гаврилов напомнил "Известиям": в рамках нацпроекта "Здоровье", объявленного президентом в 2005 году, была и подпрограмма по скорой помощи. Она дала достаточно мощный толчок для совершенствования системы, однако с тех пор прошло уже больше десяти лет.
Президент Лиги защитников пациентов Александр Саверский также связывает неблагоприятную статистику с отсутствием перезагрузки системы.
- Когда нацпроект стартовал, заменили все машины скорой помощи. Но сейчас парк устарел, - отметил эксперт. - И все же не могу сказать, что это является серьезной проблемой в сравнении с другими проблемами здравоохранения - нехваткой лекарств и специалистов.
По мнению Эдуарда Гаврилова, не лучшим образом отразились на работе скорой оптимизационные мероприятия в регионах, которые велись с 2013 года.
- Если в 2011-м в стране было 2940 станций скорой помощи, то год назад - всего 2460, - отметил эксперт. - Транспортное плечо увеличилось. Добавьте к этому качество дорожного покрытия, состояние автопарка и расстояния - вот и получается, что время доезда в райцентрах и на селе не укладывается в нормативы.
По его словам, у экспертов фонда были вопросы: почему в Томской, Омской, Самарской и Тульской областях доля выезда бригад в нормативном интервале 20 минут в 2015 году была чуть выше 65%, несмотря на компактность этих регионов и высокую плотность населения. Ненамного лучше была ситуация в Тверской, Ленинградской и Калужской областях.
- С тех пор вряд ли что-то изменилось, - уверен Эдуард Гаврилов.
КАДРОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ
Вторая большая проблема, по словам эксперта, - низкая укомплектованность кадрами.
- Бригады скорой в регионах укомплектованы на 50-60%, в лучшем случае на 70%. Когда мы проводили опрос медиков, многие говорили, что собираются уходить из-за перегрузок и низких зарплат. Кроме того, это довольно тяжелая работа, годится для стрессоустойчивых людей, - пояснил директор фонда "Здоровье".
По словам председателя профсоюза скорой помощи Дмитрия Белякова, главная проблема службы в том, что 90% вызовов необоснованно - люди считают номер "03" удобной бесплатной услугой.
- Вызовы делятся на экстренные (например, в случае аварии, взрыва или если пациент внезапно потерял сознание) и неэкстренные. При экстренных вызовах бригады мчатся на вызов. Все остальные могут подождать. Вот они и ждут - хоть час, хоть два. И будут ждать еще больше, потому что количество неэкстренных вызовов увеличивается, - пояснил эксперт.
При этом он допустил, что часть необоснованных вызовов связана с тем, что людям стало сложнее получить поликлиническую помощь.
- Недавно мне рассказали, что на одной из подстанций работают всего два человека: пожилой фельдшер и молоденькая медсестра. Не могу вспомнить точно, что за подстанция, но где-то недалеко от Москвы. Хотя и в столице такое случается, - рассказал Дмитрий Беляков. - Год назад была история, когда в спортзал к генералу ФСБ, жаловавшемуся на загрудинные боли, приехал один фельдшер. Причиной вызова оказался инфаркт миокарда. Фельдшер попросил еще одну бригаду в помощь, но ему сказали, что все заняты. В итоге генерала не спасли.
Председатель профсоюза назвал и другие причины недостоверности статистики Минздрава. Например, в Москве бригады работают с планшетами, которые показывают время доезда к месту вызова. И диспетчер отмечает прибытие, даже если карета скорой еще в пути. Эксперт напомнил, что в Советском Союзе подстанции строились так, чтобы скорость доезда не превышала 20 минут. Тогда одна бригада из трех человек приходилась на 10 тыс. населения, и этот жесткий стандарт выдерживался. Сейчас стандарт остался, но его как бы и нет: где-то на 15 тыс. жителей работает одна машина, где-то бригады состоят из одного человека. Скорая помощь в каждом регионе работает по своим правилам - так, как предписывает местная страховая компания.
Чтобы исправить ситуацию, по мнению Дмитрия Белякова, нужен федеральный закон о скорой помощи. Сама служба, считает он, также должна быть федеральной, а труд медиков везде оплачиваться одинаково.
ПОДСЧИТАЛИ ПО-СВОЕМУ
"Известия" попросили Минздрав разъяснить расхождение данных Росстата и министерства. В ведомстве сообщили, что по программе госгарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и согласно порядку оказания скорой помощи время прибытия бригад к пациенту не должно превышать 20 минут. Но эта норма распространяется только на экстренные вызовы.
- Выполнение норматива доезда скорой медицинской помощи до пациента является обязательным для всех медицинских организаций, оказывающих скорую, в том числе скорую специализированную, медицинскую помощь. Зависимости от типа населенного пункта нет. Пересмотр данного норматива не планируется, - заявили в Минздраве.
Что касается статистики, то в ведомстве напомнили, что Росстат опирается на опросы населения и приводит субъективное мнение граждан. А статистика, приведенная министром здравоохранения, - это данные федерального статистического наблюдения, сформированные из первичной медицинской документации и информационных систем.
- Доля выездов бригад СМП со временем доезда до пациента менее 20 минут в 2018 году составила 89,4%, а до места ДТП - 95,1% (в 2017-м - 94,6%). Таким образом, показатели несколько улучшились, - считают в Минздраве.
Росстат также прокомментировал свое исследование. Служба статистики утверждает, что "комплексное наблюдение условий жизни населения является одним из самых репрезентативных и глубоких социально-демографических исследований в РФ". Его методика создавалась совместно с лучшими экспертами страны и в сотрудничестве с Высшей школой экономики, заявили там.
В последнем из этих исследований было опрошено 60 тыс. домохозяйств. Интервью проводились с каждым из членов семьи и занимали не меньше часа-полутора.
Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.