Банки портят кредитные истории россиян: клиенты финансовых организаций жалуются на незаконные запросы в бюро кредитных историй (БКИ) и активно обращаются в суды. В большинстве кейсов граждане указывают, что банки, чьими клиентами они не являются, запрашивают без их согласия информацию об их платёжеспособности. В ЦБ "Известиям" заявили, что за январь-октябрь получили более 800 таких жалоб. Частые запросы в БКИ могут негативно сказаться наусловиях выдачи займа, когда человек решит за ним обратиться, или вовсе привести к отказу в ссуде, отметили специалисты.
"Известия" ознакомились с жалобами граждан на популярных форумах (banki.ru и vc.ru) на действия финор-ганизаций, которые портят их кредитную историю. Пользователи публикуют комментарии, рассказывая об опыте запросов со стороны банков их кредитных отчётов без разрешения. Тогда как по закону такая информация должна передаваться только с согласия физлица.
Так, по словам Юлии из Уфы, в начале ноября она подала две жалобы в Центробанк на "Открытие" за незаконные запросы её данных в БКИ: 14, 18 августа и 27,29 октября. "После получения ответа подам жалобу в Роскомнадзор, а дальше пойду в суд за компенсацией", - написала она.
- Я не клиент этого банка и ранее им не была и, соответственно, согласия на получение сведений из БКИ тоже не давала. То есть у них не было законных оснований запрашивать мою историю, а у бюро - предоставлять данные, - рассказала Юлия "Известиям".
- Жалоба в ЦБ подана 4 ноября, срок рассмотрения составляет месяц. Банк нарушил законы о кредитных историях и персональных данных, а его заявления о произошедших технических ошибках - неправда, так как подобная практика у них носит массовый характер, - рассказала Юлия.
В ФК "Открытие" оперативно не ответили на запрос "Известий".
Другие пользователи также делятся своим опытом. Одна из участниц спросила у форумчан совета, как "наказать" ВТБ, который без её согласия только за август 2021-го запросил её кредитную историю семь раз. Девушка рассказала, что у неё в этом банке есть накопительный счёт и ЕКП (Единая карта петербуржца), но согласия на запрос кредитного отчёта она не давала. Тогда какучастник аналогичного обсуждения Havc.ru написал, что действия финорга-низации, которая без его ведома сформировала заявку на ссуду на крупную сумму, испортили его кредитную историю и стали причиной отказа в другом банке. О выигранном иске против финансовой организации с частичной компенсацией вреда и расходов рассказал другой пользователь.
В ВТБ "Известиям" сообщили, что кредитные истории запрашиваются только с согласия клиента. Банк полностью работает в правовом поле, заверили там, а случаи технических ошибок минимальны. По всем обращениям уже проведена дополнительная проверка, ситуация урегулирована, она не отразится на историях клиентов, отметили в ВТБ.
"С проблемой незаконных запросов сталкивался не раз", - рассказал "Извес-
тиям" Антон, который создал тему, посвященную этой проблеме на одном из форумов. Упрощение в 2019-м процедуры получения кредитных отчётов одновременно вскрыло большое количество несанкционированных запросов со стороны банков. Поэтому, видя, что люди, столкнувшись с такой практикой, часто ищут информацию и не знают, как поступить, в помощь им аккумулировал необходимые сведения в одном месте, отметил он.
В ЦБ "Известиям" сообщили, что за 10 месяцев получили более 800 жалоб граждан на то, что их кредитная история запрашивалась и получалась кредиторами без их согласия. Больше половины касается банков, добавили там, пояснив, что только в 2021-м стали вести отдельную статистику по таким обращениям. В регуляторе отметили: с 2019-го по ноябрь этого года ЦБ составил 1,8 тыс. протоколов за нарушения закона о кредитных историях. За это время актуализировано 38,2 млн записей данных граждан как по причине несвоевременной передачи банком информации, так и по обращениям потребителей.
Согласно данным, опубликованным на сайте Центробанка, только за последний год в отношении "Открытия" регулятором было принято более 10 постановлений о привлечении к административной ответственности на основании ст. 14.29 КоАП РФ ("Незаконное получение или предоставление кредитного отчёта"). В отношении ВТБ и МТС-банка принято по пять аналогичных решений.
Доля обращений о неправомерном доступе к кредитным данным со стороны банков незначительна, сказали "Известиям" в Роскомнадзоре.
В ЦБ рекомендуют гражданам оспаривать неправомерно внесённые сведения или запросы, обращаясь в БКИ, так как вся информация, содержащаяся у них, может быть использована кредитором при принятии решения. С 2022-го появится возможность опротестовать такие сведения путём обращения напрямую к кредитору, заключили там.
"Известия" обратились в топ-30 банков по поводу незаконного запроса кредитных историй граждан. В Сбере и УБРиР заверили "Известия", что делают запросы только при наличии согласия клиента.
Любые действия осуществляются только после получения согласия клиента, также и обращения в БКИ, сообщили в микрофинансовой компании СагМопеу. В МФО Webbankir и Eqvanta сказали, что предупреждений и штрафов от регулятора не получали. Говоря о скоринговой модели, в Webbankir пояснили, что если запросов и отказов кредитных историй человека становится много, то банки могут увеличить ставку для подобных клиентов или не выдать кредит вовсе.
В ОКБ ежемесячно поступает около 1,4 тыс. обращений, из которых 20% составляют претензии физлиц по этому поводу, сообщили там. В большинстве жалоб говорится, что человек в действительности давал банку своё одобрение, но есть и случаи, когда кредитор не может предоставить оригиналы письменного согласия, подчеркнули в бюро, добавив, что все такие факты передаются в ЦБ. В НБКИ сказали, что редко получают обоснованные жалобы на несанкционированные запросы кредитных историй. Далеко не все заёмщики знают, что банки, выдавшие ссуду, могут делать запросы, вносить записи в кредитную историю в течение всего срока действия займа, добавили в компании.
800 жалоб в ЦБ - верхушка айсберга, полагает старший управляющий партнёр юридической компании PG Partners Пётр Гусятников. По его словам, фактов нарушения со стороны банков может быть в разы больше, так как многие люди не в курсе, что их история запрашивается, другие, обнаружив, не захотят жаловаться или просто не будут знать, как это сделать.
Штраф за такого рода нарушение составляет 30-50 тыс. рублей, что неощутимо для крупного банка, считает партнёр, руководитель практики правового бюро "Олевинский, Буюкян и партнёры" Магомед Газдиев: необходимо актуализировать законодательство, так как существующие суммы наказания были приняты в 2007 году.
Справка "Известий"
В кредитной истории физлиц содержится информация обо всех займах с суммами и сроками их погашения, сведениями о текущем и просроченном долге, а также в целом о его платёжной дисциплине. Россияне могут дважды в год бесплатно запрашивать такие данные.