Не надо лукавить: перспектива образования многополярного мира и роль в нем России — тема, ежедневно по многу часов обсуждаемая в телевизоре, — сегодня не столь живо интересует россиян, выстроившихся в очереди в аптеках и скупающих товары первой необходимости.
Уловив сигналы, подаваемые с самого верха и от штатных, примелькавшихся за годы толкователей событий о полном разводе с Западом, наши сограждане ринулись закупаться импортом, который у нас, увы, по большей части западный. В результате в аптеках исчезли даже жизненно необходимые препараты — тироксин, глюкофаж, инсулин, которые люди принимают постоянно и пожизненно. И вот 14 марта к вечеру Росздравнадзор наконец известил: «Перебоев в поставках медицинских изделий в Россию не зафиксировано: В связи с публикациями, появившимися в прессе, Росздравнадзор сообщает, что отказов поставщиков медицинских изделий, в том числе импортного производства, не зафиксировано. Медицинские изделия, являясь социально значимыми товарами, не входят в санкционные списки, а потому не подвергаются запретам на ввоз на территорию РФ».
Обнадеживающее заявление, но не припозднилось ли оно? И при чем здесь публикации? С каких пор солидные российские ведомства стали реагировать на публикации? Разве в Росздравнадзоре не в курсе ситуации в опустошенных аптеках и на фармскладах? И что, нельзя было спрогнозировать скупку импортных лекарств на фоне объявленных санкций и заявлений о фактическом разрыве отношений с западными контрагентами и заранее все объяснить населению?
По официальным данным, в России производится свыше 60% необходимых лекарств. Другое дело, что многие препараты изготавливают здесь на западном оборудовании и из привозных субстанций. Как будет с этим? Неплохо, если бы министр здравоохранения или глава Росздравнадзора в том же телевизоре, где без конца клеймят Запад, объяснили гражданам, что и как. Рассказали бы, какую часть лекарств на самом деле производит Россия, а сколько завозится по импорту. Эксперты говорят, что на нашу долю приходится не более 30%. Можно было бы уточнить, что больше половины субстанций для производства лекарств внутри РФ поступают из Китая, еще немалая часть — из Индии. И с ними проблем не будет. Западные фармкомпании тоже пока не собираются приостанавливать поставки. О продолжении работы в полном объеме официально заявила венгерская компания «Гедеон Рихтер». Венгрия, кстати, не торопится за санкционным локомотивом. Французская «Санофи» заявила, что продолжает производство в России и делает все возможное для обеспечения бесперебойных поставок своих препаратов, в том числе с локализованного производства в Орловской области, где сегодня выпус-кается вся линейка инсулинов. Даже американский «Пфайзер» 15 марта официально уведомил о выполнении контрактов по отгрузке лекарств в Россию. Ну и так далее...
14-го же марта правительство опубликовало постановление о временном запрете вывоза из страны зерновых, в том числе пшеницы, ржи, кукурузы и сахара. Хорошо, как говорится, но желательно бы пораньше. В столице после набегов покупателей сахар еще остался, хотя цена на него выросла, а вот в провинции, говорят, подсластить пилюлю уже не получится, складские запасы истощены. Хлеб тоже подорожал после разговоров про чуть ли не мировой голод, стоящий на пороге. Да и на остальные продукты цены тоже движутся вслед за обес-ценением рубля и санкциями. Их подстегивает и ажиотажный внутренний спрос. В условиях недостатка информации, боясь дефицита продуктов, люди этот дефицит искусственно и создают. Надо бы объясняться с ними ежедневно, рассказывать, что и как, упреждать панические настроения. Вот свежая информация со специально созданного государственного сайта «Объясняем.ру»: «Санкции западных стран не приведут к изоляции агропромышленного рынка России. Мир не ограничивается США и Евросоюзом. Россия открывает новые рынки и заключает соглашения с новыми поставщиками», — сообщила зампредседателя правительства Виктория Абрамченко.
В частности, за последние полтора месяца Россельхознадзор предоставил разрешения на ввоз в Россию продовольственной продукции свыше 140 зарубежных предприятий, в том числе из Турции, Индии, Китая, Белоруссии, Азербайджана, Киргизии, Казахстана. Опять припозднились? И насколько можно верить этим заявлениям?
С продуктами, похоже, проблем не будет, они по большей части производятся в России. Кошкам и собакам, которых мы давно подсадили на западные корма, хорошо бы объяснить, что все это в изобилии производится в Китае и других странах Юго-Восточной Азии. Стоит только свистнуть. Кроме того, если помните, в СССР успешно обходились без сухих кормов, используя натуральные, — и ничего, «братья меньшие» не жаловались...
На этом фоне прямо-таки молниеносными выглядят принятые сразу после начала спецоперации меры Минфина и Центробанка, которые предложили правительству обнулить налог на банковские вклады свыше 1 млн рублей, который надо было бы платить в 2021-м и в текущем году. Это, а также резкий подъем ставки рефинансирования и, соответственно, процентов по депозитам предотвратило массовое изъятие средств с банковских вкладов и последующее обрушение всей банковской системы. А ведь именно на такой сценарий нацелились наши «западные партнеры». А вот с валютными вкладами получилось неуклюже. Их фактически перестали выдавать, чем в массовом порядке нарушили законодательство и вызвали панику. Правда, после решения о выдаче их в долларовом эквиваленте суматоха понемногу поутихла. Но неужели нельзя было, зная о приближающейся ситуации, запастись валютой с тем, чтобы сбить ажиотаж снятия наличных долларов и евро?
Отдельная песня — кредиты и условия их погашения, особенно ипотека, которые лежат тяжелым грузом на семьях. Решения по этим вопросам подоспели только несколько дней назад, и от них также зависит не только благосостояние российских граждан, но и финансовая стабильность страны. Как-то все сложится?
Оставим в стороне поддержку бизнеса, хотя в нынешних условиях ограничений на ввоз в страну именно от него будет зависеть импортозамещение — как в 90-х оно зависело от челноков с клетчатыми сумками. В этой части правительство тоже действует достаточно оперативно, хотя, может быть, и не столь широко, как хотелось бы бизнесу. Но мы сейчас о простых гражданах России, которые озабочены тем, чтобы не потерять работу, не остаться без средств к существованию. Объявлено, что горячая линия Минтруда заработала в круглосуточном режиме. Прекрасно. Но людей волнует и то, смогут ли они приобрести самое необходимое, лечиться, ездить на отдых и так далее. Если рубль обесценился к доллару почти вдвое, как на свои доходы покупать импортные лекарства, которые вроде бы будут поставляться? Чем мы заменим другие импортные товары, которые у нас, несмотря на многолетние призывы, так и не научились производить?
Частично на эти и другие животрепещущие вопросы дает ответ выступление президента России на совещании о мерах социально-экономической поддержки регионов 16 марта, а также Указ о мерах по обеспечению социально-экономической стабильности и защиты населения в России. Там речь идет о материальной и социальной поддержке граждан. Но хотелось бы больше конкретики и от профильных министров, и от других высоких чиновников.
Например, что касается поставок запчастей к самолетам, то здесь возможна кооперация с Китаем, которая уже в этой сфере развивается. Вопрос в условиях санкций деликатный, но решение должно быть найдено — иначе страна приземлится надолго. С автомобилями проще. Их Китай производит до 25 млн штук ежегодно, самых разных моделей, в том числе и не уступающих европейским, японским и корейским. То же можно сказать и о бытовой технике, и о других предметах первой необходимости, которые по большей части производятся в Китае.
Кстати, пока оттуда не организованы оптовые поставки исчезающих на нашем рынке товаров, можно воспользоваться заказом их на китайских маркетплейсах — например, на крупнейшем AliExpress. Там можно купить практически все, от иголок до автомашин. Доставка, как правило, бесплатна, возможен возврат. Другое дело, что в связи с обесценением рубля товары там сильно подорожали. Но это уже вопросы не к китайцам:
Вместо послесловия
Очевидно, что мы вступили в очень сложный период, и от того, как мы его переживем, зависит жизнь не только каждого из нас, но и страны в целом. Письмо из уральской глубинки заставляет отвлечься от высоких мыслей о многополярном мире и новой роли России, как нам говорят, поднявшейся с колен. Жительница небольшого городка в Свердловской области просит разрешить острый спор местных жителей по такому вопросу: правда ли, что президент Путин затеял спецоперацию на Украине, чтобы сделать то, чего не мог раньше? То есть изменить внутреннюю политику в интересах народа? Что под этом подразумевают люди обычного российского городка, выживающие на нищенские зарплаты в условиях дикого капитализма? Помимо дохода, позволяющего нормально жить и растить детей, они мечтают о том, чтобы в городке была приличная больница и поликлиника, чтобы чиновники видели в людях людей, а не бессловесное стадо, чтобы не досаждали мигранты, а местные жители чувствовали себя хозяевами своей земли, чтобы их дети имели возможность получить образование в лучших вузах страны. А еще, чтобы людей ценили по делам, а не по родственным и служебным связям. Чтобы наконец по-настоящему пресекли коррупцию и кумовство...
Все эти мечты давно известны. Про них говорили с высоких трибун, о внутреннем крутом повороте, перебивая друг друга, вещают штатные пропагандисты. Но сможем ли мы реализовать то, о чем было сказано-пересказано за последние годы и десятилетия? Или весь «консенсус» сведется к призыву потуже затянуть пояса во имя утверждения России в новом миропорядке? Вопрос открытый.