Самая именитая анимационная студия России «Союзмультфильм» отмечает 80-летие. Здесь было снято более 1500 рисованных и кукольных мультипликационных фильмов. Чебурашка и Гена, Маугли, Матроскин и Шарик — эти персонажи горячо любимы не одним поколением зрителей.
Но обстоятельства сложились так, что в конце прошлого века оплот отечественной мультипликации едва не канул в небытие. «ВМ» вспоминает историю советского мультгиганта.
Согласно легенде пожелание о создании мультипликационной студии исходило от Иосифа Сталина. Так это или нет, достоверно неизвестно, однако 10 июня 1936 года студия анимированного кино под названием «Союздетмультфильм» была создана как объединение небольших коллективов, входивших в «Мосфильм», «Совкино» и «Межрабпомфильм».
Первые шаги
Первые фильмы были черно-белые и как абсолютное большинство лент того времени — короткометражные. «В Африке жарко», «Дед Мороз и Серый волк» и «Красная Шапочка» — их главными героями становились животные, рисованные в стиле Уолта Диснея.
Уже тогда в штат студии вошли известные художники-мультипликаторы Иван Иванов-Вано, Ольга Ходатаева, Валентина и Зинаида Брумберг, Владимир Сутеев и многие другие.
Цветные фильмы стали рисовать лишь через год после открытия. В довоенный период появляются первые работы, признанные позднее классикой и вошедшие в золотой фонд «Союзмультфильма»: «Лимпопо», «Мойдодыр», «Дядя Степа» и «Муха-Цокотуха».
После окончания войны режиссеры и художники объявили «борьбу с диснеевщиной». Новые персонажи обретают самобытные образы, не похожие на американских героев. Тогда же создаются «Аленький цветочек», «Снежная королева» и «Кошкин дом».
Алло, это заяц?
Расцвет гиганта отечественной анимации пришелся на 60-е годы. Студия совершила рывок в мультипликации — кукольные персонажи стали полуобъемными, в обиход вошли фактурные накладки. Изменения коснулись даже самой начальной стадии создания анимационных шедевров.
Мультипликатор Евгений Мигунов отказался от написания цельного литературного сценария, представив проект фильма «Маяковский — по бюрократам» в новой форме: разделил изобразительную и звуковую части. А в группе Федора Хитрука был введен «бригадный метод»: прикрепление к съемочной группе мультипликаторов еще в процессе подготовительного периода.
В это время на студии создаются «Чиполлино», «Русалочка», «Паровозик из Ромашкова», «Варежка» и многие другие фильмы, ставшие любимыми у тысяч ребят. Кстати, немногие знают, что один из самых популярных мультиков — «Ну, погоди!» — был госзаказом.
Заяц и Волк должны были стать нашим ответом западным мультгероям. Сюжет «Ну, погоди!» отсылает нас к американскому «Тому и Джерри», но советский мультфильм кажется более поучительным: главные герои «Ну, погоди!» — полная противоположность друг другу: если Волк — злостный нарушитель закона, то Заяц — примерный советский гражданин.
Мультгигант
К началу 1980-х годов «Союзмультфильм» становится крупнейшей в Европе киностудией. Работы режиссеров и художников получают многочисленные отечественные и международные награды, а анимационный фонд к этому времени превышает тысячу картин.
Ярким событием 70–80-х годов для студии становится создание мультипликационного сборника «Веселая карусель». Яркая, красочная заставка, песенки героев с запоминающимися мотивами, поучительные рассказы — показа «Карусели» с нетерпением ждал каждый советский ребенок. Сборник короткометражных фильмов стал проектом, где смогли проявить себя молодые режиссеры. При создании эпизодов они разрабатывали сюжет по рассказам писателей еще до их официального приобретения у авторов.
Каждый за себя
К середине 1980-х годов производство анимации резко сократилось.
«Союзмультфильму» пришлось пережить сразу несколько кризисов. Многие именитые мастера уходят из студии, новые мультфильмы практически не снимают.
В первой половине 90-х студия теряет здание, где находилось кукольное объединение, а в 1999-м «Союзмультфильм» и вовсе покинул Москву. В 2001-м его штат практически полностью распускается.
ВОЗРОЖДЕНИЕ ЛЕГЕНДЫ: СТУДИЯ ГОТОВИТСЯ К НОВОСЕЛЬЮ
Сегодня «Союзмультфильм» переживает возрождение.
В 2011 году новое руководство рассчиталось с долгами, и студия вернула права на коллекцию фильмов.
В мастерскую поставляют новое оборудование, начинается работа над несколькими картинами. В павильонах готовятся к съемкам нового короткометражного фильма Светланы Андриановой «Два трамвая» по мотивам одноименного стихотворения Осипа Мандельштама. В 2013 году была выпущена книга с иллюстрациями художника Анны Десницкой. Режиссер Светлана Андрианова, вдохновившись рисунками, решила воплотить их на экране. Художники студии переработали иллюстрации, адаптировав их под нужды анимированного фильма.
— Наша новая картина — это смесь жанров и технологий, — рассказывает художник-постановщик Ольга Усачева. — Дома у нас будут объемные, главных героев — трамваев — мы создаем «перекладкой» (эта техника предполагает использование плоских марионеток, разрезанных на части. Благодаря им художник может оживить персонажа, перемещая эти части в каждом кадре. —«ВМ»).
Будет и рисованная часть — люди. За них отвечает Анна Десницкая, я же занимаюсь декорациями и трамваями.
Ольга рассказывает, что даже сегодня, в век компьютерных технологий, создание мультфильма — длительный процесс. За день мастер снимает лишь полтора-два метра пленки: — С подготовкой 5–7 минутная картина делается 9 месяцев. Светлана работает над «Двумя трамваями» с февраля, а я — второй месяц. Закончим уже к сентябрю.
К слову сказать, на студии широко применяются инновационные технологии, которые могут сделать картину эстетичее. Но заменить компьютерами кукольных персонажей невозможно.
— Я считаю, что одно должно дополнять другое, — продолжает Ольга Усачева. — Технологии позволяют сделать фильмы «чище».
Раньше, при создании фильмов, мы скрывали недочеты булавками, а для каждого следующего кадра подкрашивали кукол. Сегодня эти мелочи легко чистятся в компьютере.
Ольга Усачева признается, что для нее «Союзмультфильм» словно родной дом: художник пришла на студию еще в 1974 году. За это время она поработала со многими именитыми режиссерами, в том числе и со Станиславом Соколовым — над нашумевшей полнометражкой «Гофманиада», прокат которой запланирован на осень.
На федеральных каналах нечасто увидишь новую продукцию «Союзмультфильма». Дело в том, что жизнь любого анимационного фильма первые два года проходит через фестивали.
— После фестивального этапа фильм приобретают для показа по телевидению, — объясняет заместитель директора по производству киностудии Анастасия Лунькова. — Сейчас мы пополняем наши фонды, ведь в середине 2000-х студия практически умерла. Это было «голое» здание, где ничего не производилось.
У студии большие планы не только в отношении анимации: уже этой осенью «Союзмультфильм» планирует справить новоселье в бывшем здании Московского завода киноаппаратуры.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Юрий Норштейн, художник-мультипликатор, народный артист РФ:
— Мультипликация для меня меньше всего кинематограф, с которым ее объединяет лишь способ нанесения изображения на пленку и прокручивания пленки через проектор.
В остальном — это совершенно непонятное искусство, оно сравнимо для меня прежде всего с литературой, а потом с театром — по соотношению условности и сверхнатуральности.
Сквозь условность — угадываемая реальность и радость узнавания. Этот момент подготовленности сознания к сопереживанию, вовлечению в пространство доказывает, в каком ошеломляющем искусстве мы работаем.
И еще «над вымыслом слезами обольюсь»...
Мультипликация — тайны сознания и чувства, помещенные на пленку.
Алексей Котеночкин, режиссер-мультипликатор:
— У киностудии «Союзмультфильм» было много разных трудностей: не раз менялось руководство, происходили реорганизации. Конечно, все это отражалось на количестве и качестве фильмов. Но сегодня есть тенденция к улучшению. Например, возрожденная «Веселая карусель» уверенно берет призы на фестивалях. Я думаю, что вектор развития у студии правильный. В день рождения хочу пожелать киностудии творческих успехов, чтобы ее работа восстановилась в прежних масштабах и даже лучше, чтобы атмосфера была такая же творческая, как и раньше.