Для авиакомпаний РФ создан отечественный сервис связи "борт-земля". Он позволяет обмениваться цифровыми сообщениями между экипажами и наземными службами перевозчика, передавать телеметрию и прочие данные. До введения санкций в 2022 году использовалось оборудование швейцарской компании SITA и американской ARINC, но позднее организации отказали российской стороне в доступе к своим сервисам. Теперь наземные станции и ПО перевозчикам предоставляет "Ростех". К сервису уже подключились "Аэрофлот", S7 и Red Wings. До конца года наземные станции для передачи информации будут установлены в десяти аэропортах России, сообщили в корпорации.
Дочерние структуры ГК "Ростех" восстановили для российских авиакомпаний сервис цифровой связи "борт-земля" для обмена цифровыми текстовыми сообщениями в полёте. Об этом "Известиям" рассказал представитель госкорпорации.
Речь идёт о технологии ACARS (Aircraft Communications Addressing and Reporting System) - адресно-отчётной системе авиационной связи. Она применяется с 1978 года и используется для передачи коротких и простых текстовых сообщений между экипажами самолётов и наземными службами авиакомпаний или диспетчерами на аэродромах. Это происходит с помощью наземных станций по прямой радиосвязи или через спутник. Например, через ACARS можно передать информацию об основных этапах полёта, данные о состоянии систем самолёта в полёте, технические сообщения.
При этом сервис - опциональный, перевозчики сами выбирают, подключаться ли к нему, пояснили в госкорпорации. Это своего рода альтернатива голосовому радиообмену с диспетчером или замена бумажного документооборота между экипажем и собственной авиакомпанией. В случае с диспетчером ACARS устраняет проблему языковых акцентов - например, при начитке метеорологической информации пилот не всегда может с первого раза понять диспетчера, сообщающего в эфир информацию о погоде, тогда как текстовое сообщение интерпретируется однозначно, пояснил собеседник "Известий" на авиарынке.
До марта 2022-го оборудование для передачи ACARS-сообщений предоставляли и обслуживали иностранные провайдеры SITA (Швейцария) и ARINC (США). Для этого в РФ была размещена сеть их радиостанций, а обработка авиасообщений осуществлялась в зарубежных процессинговых центрах. Но с 29 марта прошлого года сервисы стали недоступны российским перевозчикам после введения санкций в отношении российской авиаотрасли.
Дочерние компании "Ростеха" - "Азимут" и "Инфоком-Авиа" - разработали и начали устанавливать собственные радиостанции и программное обеспечение для восстановления работы, пояснили "Известиям" в госкорпорации.
- Фактически всё это время - больше года - перевозчики мучились. Самолёты в небе не имели прямой связи со своими авиакомпаниями. Например, экипажи испытывали сложности с передачей телеметрии и других актуальных данных с борта. Аналогично у диспетчеров были затруднения в части корректировки действий экипажей, находящихся в полёте, что могло вести к перерасходу топлива. Информация о готовности судна к полёту, о том, что пассажиры загружены и груз распределён, передавалась сначала по телефону в офис авиакомпании и далее в уполномоченные инстанции в бумажном виде, - рассказал источник "Известий", близкий к одному из перевозчиков. Это существенным образом влияло на производственные процессы, добавил он.
Сейчас российские наземные станции размещены в нескольких аэропортах, включая Шереметьево, сообщили в "Ростехе". До конца года планируется внедрить их в десяти авиаузлах, уточнил "Известиям" гендиректор "Инфоком-Авиа" Виктор Соломенцев. А обработка данных теперь производится в российском процессинговом центре. Но для полномасштабного предоставления сервиса по всей стране необходима установка 105 таких станций.
- Сервис обеспечивает передачу всей телеметрии с борта самолёта в центр управления авиакомпании, обмен экипажей и оперативных служб метеорологической и плановой информацией, необходимыми инструкциями в том числе в критических ситуациях, - пояснил "Известиям" Виктор Соломенцев.
Сервисом уже пользуются "Аэрофлот", S7 Airlines и Red Wings, сообщили в "Ростехе". Соглашение о сотрудничестве подписано с "Россией" и белорусской "Белавиа".
Представитель Red Wings подтвердил, что авиакомпания начала использовать отечественный сервис с июня.
- Преимущество в обмене цифровыми данными и текстовой информацией состоит в минимизации рисков потери корректных данных по сравнению с голосовым обменом данными по радиосвязи. Полученный экипажем воздушного судна текст, например скорректированный уже в полёте маршрут, позволяет корректно передать данные в органы по организации воздушного движения (ОрВД), сэкономив время на их обработку и применение, тем самым обеспечив наиболее эффективное и безопасное использование имеющейся структуры воздушного пространства и минимизацию выбросов оксида углерода в окружающую среду, - пояснили "Известиям" в авиакомпании.
"Известия" направили запросы в "Аэрофлот", S7 и "Белавиа", а также в Шереметьево, Домодедово, Внуково, Пулково и ряд региональных аэропортов, однако компании переадресовали их в ГК по ОрВД. В госкорпорации "Известиям" лишь сообщили, что оказывают содействие в размещении станций ACARS на аэродромах страны. В настоящее время такие станции установлены в Шереметьево, добавили там.
Следующим этапом с помощью станций "Ростеха" планируется восстановить и другие цифровые продукты для перевозчиков. Например, направление на борт сводок погоды по аэродрому (DATIS), цифровых разрешений на вылет (DCL), а также организация обмена сообщениями между экипажами и диспетчерами на аэродромах (CPDLC), отметили в госкорпорации.
При этом, по словам источника "Известий" в авиаотрасли, знакомого с работой сервисов ACARS, внедрение российского оборудования и станций идёт пока медленнее, чем хотелось бы. Но эти сервисы действительно нужны. Из-за их отсутствия пилотам приходится вручную вбивать данные плана полёта в бортовой компьютер (FMC), а ранее они загружались туда автоматически через ACARS из центра управления полётами авиакомпаний (ЦУП). Соответственно, сейчас увеличилось время работы экипажа на земле.
- Что касается установленных ранее иностранными провайдерами станций, они отключены. Можно было бы попробовать выкупить их по остаточной стоимости, но из-за санкций неясно, будут ли иностранцы вести переговоры с российскими компаниями и как проводить платёж. Поэтому "Ростех" вынужден дублировать оборудование, - пояснил источник.
Пока российские станции установлены в Шереметьево и Домодедово, утверждает собеседник. Но этого недостаточно, так как они работают в УКВ-диапазоне, то есть в зоне прямой видимости, и даже на один крупный аэропорт нужна не одна станция, чтобы было полное покрытие сигналом.
Цифровые технологии сегодня внедряются повсеместно, они повышают качество и оперативность обмена информацией, безопасность, летать без них сложно, особенно с учётом увеличения интенсивности полётов, отметил авиаэксперт Роман Гусаров. Поэтому инициатива госкорпорации по созданию отечественного сервиса только приветствуется. Российской авиаотрасли предстоит разработать и внедрить ещё множество цифровых продуктов на замену иностранным, заключил он.