По словам актрисы, секрет ее брака простой: он заключается в умении жить интересами мужа и дополнять друг друга, не вступая в соревнование и борьбу двух эго. Совместное творчество и воспитание четверых детей для этой пары не проблема, а доказательство и следствие стабильного брака. Кейт и Эндрю Аптон шесть лет работали художественными руководителями крупнейшего в Австралии театра в Сиднее и прекрасно себя там чувствовали. Вместе создали продюсерскую компанию, и муж стал продюсером одного из самых знаменитых фильмов актрисы «Кэрол» в 2015 году. А недавно взял на себя еще один ее проект — «Новенький» — и вышедший в августе мини-сериал «Все совпадения неслучайны». Рабочий график Кейт, отметившей весной свое 55-летие, просто феноменально плотный — даже по меркам голливудских звезд. Она говорит, что ее интересует эксперимент, а не строительство карьеры как таковой.
В прошлом году Бланшетт прочили очередную номинацию на «Оскар» за фильм «Тар» — на Венецианском фестивале Кейт получила за него главную женскую награду, потом «Золотой глобус». А если бы выиграла еще и «Оскар», стала бы пятой актрисой в истории Голливуда, обладающей тремя (или более) статуэтками. Пока что ими остаются Кэтрин Хепберн (эту актрису Бланшетт и сыграла в «Авиаторе»), Ингрид Бергман, Мерил Стрип и Фрэнсис Макдорманд. Режиссер и сценарист Тодд Филд, давний друг актрисы, специально писал этот сценарий для Кейт и не собирался снимать картину без нее: «Одно дело — работать с профессионалом, знающим, что такое рабочая этика и жесткая самодисциплина, притом что далеко не всегда эти качества оборачиваются величайшей актерской игрой. Но способности Кейт сверхъестественные. Я не знаю, откуда этот дар, но точно знаю — актеры, им обладающие, встречаются нечасто». По его словам, Кейт совершила невероятное — выучила весь сценарий, включая и чужие реплики, до начала съемок. А еще освоила немецкий язык, брала уроки музыки, занималась с русским дирижером и под конец могла бы свободно — по крайней мере, на репетиции — управлять оркестром.
Критики однозначно высоко оценили актерскую работу Кейт, называя эту роль, возможно, самой лучшей в ее выдающейся фильмографии. Но вместе с тем к фильму было и много претензий. Героиня Бланшетт Лидия Тар, дирижер Берлинского оркестра (вымышленная фигура), деспотично обращается с музыкантами, ведет себя как настоящий диктатор. И на самом пике карьеры в этой сложной и редкой для женщин профессии падает с пьедестала, заработанного с таким трудом. «Она настоящий монстр» — так описывали героиню даже самые доброжелательные критики и зрители. Но сама Кейт думает иначе: «Мир, в котором мы живем, монструозен сам по себе. И часто вызывает, лелея (даже вознаграждая), монструозное поведение».
Разумеется, Лидия Тар не первая противоречивая и не вызывающая симпатии героиня из сыгранных актрисой, поскольку Кейт не боится критики и предпочитает играть персонажей самых разных — главное, чтобы они были неоднозначными. Но роль в «Таре» все-таки недаром закрепила за ней статус едва ли не самой рисковой из всех современных актрис. Впрочем, и ее героиня в мини-сериале «Все совпадения неслучайны» из того же ряда. Журналистка-расследователь всю свою замечательную карьеру, а также безмерное уважение коллег и общества построила на успешном раскрытии чужих темных дел. Но происходит так, что ее собственное прошлое, давно и тщательно похороненное, оказывается «секретом», который раскрывает автор книги, полученной ею по почте. В еще одной из последних своих картин «Слухи» (которую некоторые критики называют «самым веселым» фильмом года) Бланшетт играет вымышленного германского канцлера, приехавшего на саммит лидеров «семерки». Встреча превращается в хаос и набор абсурдистских эпизодов. Но вряд ли можно найти много актрис, способных так же блистать в совершенно разных жанрах и ролях, как Кейт Бланшетт.
Благодаря таланту и мастерству, а еще просто уникальной самодостаточности ей действительно нет дела до славы и ее последствий. Ей важно сфокусироваться на задаче, которую надо решить здесь и сейчас. Поэтому, если кто-то узнает актрису на улице и подходит высказать ей свое восхищение, она всякий раз удивляется. Мол, слава может быть обыкновенным везением. Мало ли выдающихся людей обрели ее только после смерти? Театральная работа приучила Кейт обращать внимание прежде всего на свои ошибки. И переживать в основном из-за провалов и неудач. Успех в ее понимании — это способность думать над ошибками, что приносит гораздо больше пользы, чем почивание на лаврах.
Вышла замуж после трехнедельного романа
Кейт Бланшетт родилась в пригороде Мельбурна. Ее отец Роберт был родом из Техаса и служил морским офицером. Он женился на ее матери Джун, учительнице в школе Мельбурна, и эмигрировал в Австралию, где занялся рекламой. Кейт росла с мамой, бабушкой, братом и сестрой после того, как отец внезапно умер от инфаркта, когда ей было 10 лет. «Как бы я ни старалась не ненавидеть эту ужасную преждевременную смерть, не позволить ей меня изменить, искорежить душу, времена для меня наступили тогда очень мрачные и темные...» Единственное, о чем она мечтала, окончив школу, — путешествовать, объехать весь мир. И думала, какой бы заняться работой, чтобы осуществить эту мечту. И уж точно не помышляла о славе и известности. Заняться изобразительным искусством? Рисует вроде бы неплохо. Или архитектурой? Нет, слишком плохо дело с математикой. Тогда нужно получить возможность руководить, курировать какое-то искусство. Вот такие у нее были мысли. Бланшетт поступила в Университет Мельбурна — изучала экономику и историю искусств. Но однажды ее сестра Женевьева (после просмотра спектакля, который поставили однокурсники Кейт) призналась Бланшетт: «Знаешь, я совсем тебя не узнаю на сцене. Вижу только твою героиню». Эти слова засели у Кейт в голове. И она бросила университет и поступила в театральную школу в Сиднее.
Одна из первых серьезных ролей пришла к Бланшетт в пьесе Дэвида Мамета «Олеанна», потом последовали хвалебные отзывы критиков за другие постановки. В Сиднейской театральной компании — фактически главном театре Австралии — Кейт и встретила будущего мужа, драматурга, сценариста и театрального режиссера Эндрю Аптона. Она тогда играла в спектакле «Чайка» по пьесе Чехова. Они давно знали о существовании друг друга, но познакомились только в 1996 году. При первой встрече Кейт решила, что он наглый и бесцеремонный тип, а он охарактеризовал ее как «замкнутую и надменную». Короче говоря, они друг другу не понравились. Но продолжали время от времени видеться у общих друзей. И вот однажды поцеловались за игрой в покер: «До сих пор не понимаю, как это произошло! Потом мы встречались дня три подряд, и я для себя решила, что выйду за него замуж. И на третий день романа я уже прыгнула к Эндрю в постель». А ровно через три недели Аптон все же попросил Кейт стать его женой. И она, разумеется, согласилась. Они оба испытывали потрясающие чувства радости и наслаждения оттого, что они встретили друг друга вовремя — в нужное время и в нужном месте... Свое замужество Кейт считает «выигрышем в рулетку». Джекпотом. Называет Эндрю «душевным другом», редким человеком, в котором гармонично сочетаются приземленность и мечтательность.
«Каждый раз влюбляюсь как девчонка»
При всем уважении к заслугам Эндрю Аптона, драматурга, сценариста и театрального режиссера, он все равно широкой публике известен прежде всего как муж Кейт Бланшетт. Но актриса уверяет, что это не мешает их отношениям. «Интересы мужа для меня всегда в приоритете, а для него — мои. То есть мы друг друга дополняем, но никак не соревнуемся. Он не завидует моей успешной карьере, несмотря на многочисленные слухи об этом. Эндрю моя вторая половинка. Наши отношения постоянно развиваются. Однако есть вещи, которые, к счастью, не меняются. Чувство уважения, нежность и чувство юмора. Каждый раз, когда мужу удается меня рассмешить, кажется, что я снова влюбляюсь в него как девчонка!»
После рождения первого ребенка они сразу заговорили о том, чтобы усыновить еще одного. Но потом родился второй малыш. И они снова вернулись к теме усыновления. И после рождения третьего тема эта не исчезла. И дело не в том, что они хотели иметь дочку. Они просто считали, что у них достаточно возможностей и желания, чтобы приветствовать нового маленького члена семьи. И в 2015 году у них появилась крошечная девочка Эдит. Кейт гордится своими сыновьями за то, как тепло они приняли сестричку.
Как Кейт удается совмещать карьеру с воспитанием четверых детей? Актриса не рассказывает, как устроен ее быт, сколько у нее помощников по хозяйству, и о прочих привилегиях семьи, обладающей достаточным счетом в банке. Наверняка она не обходится без такой помощи. Но вот что она говорит: «Знаю одно — мне повезло с мужем. Эндрю делит со мной обязанности и ответственность во всем, что касается детей. И во многом это ответ на вопрос, как я умудряюсь совмещать работу с материнством». Кейт предлагает развеять миф о том, что можно успеть все и быть идеальной. Это неправда. Она обожает проводить с детьми как можно больше времени, играть с ними, отвозить в школу, готовить им обед и ужин. Но при этом ей важна работа. И что в этом постыдного? Ну не приготовила сама детям ужин, не успела, купила пиццу. Это значит, что она плохая мать? Нет. Наоборот, Кейт считает, что является для детей хорошим примером — можно иметь семью и добиваться успеха в карьере: «Не скрою, бывают дни, когда все наваливается, как снежный ком. Но я не переживаю, спокойно извиняюсь перед семьей или друзьями: «Простите, сегодня не мой день». Зачем лишние нервы и стресс? Ведь близкие ей люди знают, что она делает все возможное и готова за них горы свернуть.
Секреты красоты от австралийки
Кейт славится и умением носить вещи. Она любит моду, но без фанатизма, свойственного многим звездам. Ей интересно прежде всего то, как люди в разные времена себя выражают посредством одежды. Нравится японская идея о красоте, которая не существует без каких-то недостатков. Как, например, красивая керамическая ваза — она не может быть абсолютно безупречной по определению, всегда будет хоть крохотный да изъян. Пятнышко, царапинка, скол — этот дефект тоже включен в ее красоту... Неудивительно, что подход Кейт к выбору нарядов для красных дорожек, фестивалей довольно уникален. Актриса, будучи активисткой в сфере экологии, с некоторых пор появляется на публике в платье или костюме, которые уже надевала. Это почти невероятное дело, но Бланшетт, как известно, критики не боится. В 2020 году она была президентом жюри Венецианского кинофестиваля и со сцены объявила, что отныне так и будет поступать. И призвала следовать ее примеру. Не обязательно иметь в своем гардеробе все самые последние модные новинки. Если есть вещи красивые, их стоит не выбрасывать, а продолжать носить и получать от них удовольствие. Мода всегда смотрит в прошлое, чтобы идти вперед. Так почему бы этому призыву в рамках борьбы с излишествами в модной индустрии и перенасыщенностью производства одежды было не возыметь успех!
Совсем недавно Кейт в очередной раз явила себя миру в уникальном и содержащем очевидный месседж наряде — известный дизайнер сшил для актрисы топ из... ложечек. К нему прилагались любимые черные кожаные брюки, которые актриса не первый раз «выгуливает» на красных дорожках.
К счастью, муж Кейт не фанат вечеринок, приемов и светской чепухи. Он старомоден и предпочитает видеть жену в кардигане, юбке из твида и в очках. Будь его воля, Кейт бы одевалась как школьная библиотекарша.
Как-то актриса Джуди Денч сравнила кожу Бланшетт с персиком. Но сама Кейт уверяет, что ее не интересуют модные новинки для ухода за кожей, потому что она давно нашла те средства, которые ей подходят. Главное — это последовательность. Для кожи важен режим, и ей не нравятся эксперименты: «Есть большая разница между кардинальными изменениями и умением работать с тем, что есть. Так вот, я предпочитаю последнее. С тех пор как начала рожать, поняла, что главное — это кожа и уход за ней. Стоит только получить проблему с кожей, тут же теряешь уверенность в себе. Все эти уколы и прочие процедуры — всего лишь попытки спрятаться от проблемы. Моя философия проста — выглядеть на все сто, не прибегая к серьезным способам отступления. Но судить других людей я никогда не буду. Я чувствую себя комфортно в своей коже, если так можно выразиться, потому что меня с детства приучили к этому. Моя мама никогда всерьез ничего с собой не делала».
Кейт обожает хлеб, но старается держаться подальше от всего, что сделано из пшеничной муки. И вообще старается держать себя в руках, чтобы избежать привыкания ко всяким вредностям. Но это не значит, что готова проводить так всю жизнь. Поэтому может выпить пять бокалов шампанского за один вечер.
Лучший совет от австралийки, разумеется, — избегать солнца и не выходить из дома без солнцезащитного крема. И еще Кейт настаивает на пользе масок (делает их каждый день, где бы ни находилась) и массажа — не только тела, но и лица. Нет, по ее мнению, лучшего способа снять ежедневно накапливающиеся стрессы, которые мы «носим» на своем лице и теле. А самый оригинальный и полезный совет она получила от своей мамы. Замораживать ложки в морозилке и потом класть их на глаза: «Эффект фантастический. Жестокое ощущение, но немедленно открываются глаза, да еще как!»
Наследство от Конан Дойля
Актриса с семьей делит жизнь между США (где работает), Австралией (дорогой ее сердцу) и Англией, где находится их главная «резиденция». Почти 10 лет тому назад они купили старинный особняк в графстве Восточный Сассекс, неподалеку от городка Кроуборо. Это здание, по мнению популярной британской газеты, входит в список 13 самых жутких и устрашающих домов в Англии. По слухам, одно время в нем жили сэр Артур Конан Дойль и еще много известных персонажей. Но потом особняк долго оставался заброшенным. В доме селились наркоманы, бомжи, воры и бродяги, и лишь обрывки старых обоев и документов в комнатах, где свистел ветер сквозь прохудившуюся местами крышу, напоминали о былых хозяевах. Местные жители из близлежащих деревушек уверяли, что в особняке обитают привидения. И даже показывали туристам некие смутные тени, которые им якобы удалось сфотографировать. Но в конце прошлого века дом выкупили и отреставрировали. После смерти хозяев пришлось снова приводить особняк и землю, к нему прилагающуюся, в порядок. Поэтому и местные жители, и все, кого интересуют судьбы старинных владений, были очень счастливы, когда узнали, что Хайвелл-хаус вновь обрел почтенных жильцов. Места там очень красивые, неподалеку живет еще одна звезда — Кейт Уинслет со своим семейством — и немало других известных в королевстве людей. В доме по-прежнему ведутся работы, к тому же семейство Бланшетт — Аптон решило возвести на обширных угодьях еще один дом. Разумеется, они получили у местных властей все необходимые разрешения и уверяют, что соблюдают абсолютно все требования и правила, в том числе необходимость прекращать работу к определенному часу в выходные и праздники. Для Кейт это не необходимость, а приятная привычка — учитывать мнения других людей и не пользоваться своей звездностью.
Интересный факт
Съемки в 1999 году фильма «Талантливый мистер Рипли» режиссера Энтони Мингеллы Кейт считает самыми лучшими за всю свою актерскую жизнь. Она играла Мередит, светскую девушку, с самого начала подозревавшую, что Том Рипли (Мэтт Дэймон) выдает себя за Дикки Гринлифа (Джуд Лоу). Три месяца они жили в Италии, в дорогих комфортабельных отелях, питались в лучших ресторанах. А потом Кейт поселили в роскошной итальянской квартире Мэтта Дэймона: он предпочел оставаться в пятизвездочном отеле, где можно было заниматься в тренажерном зале.
Интересный факт
Кейт Бланшетт с иронией вспоминает свой ланч с королевой Елизаветой и принцем Филипом в Букингемском дворце. Уверяет, что не понимает, зачем ее пригласили в числе 12 гостей, среди которых были ученые и даже начальник пожарной бригады. Кейт сидела рядом с Филипом, и он спросил ее, правда ли, что она актриса. Получив утвердительный ответ, попросил помочь разобраться с новым DVD-плеером. Видимо, полагая, что актриса должна знать такие вещи... Бланшетт уверена, что ни Елизавета, ни ее супруг не смотрели фильм «Елизавета», где Кейт сыграла роль королевы.
Интересный факт
Кейт Бланшетт, как и многие актеры, снимавшиеся в трилогии Питера Джексона «Властелин колец», практически работала за бесплатные сэндвичи. И еще за ушки Галадриэль, которые получила в подарок. Но ни о чем не жалеет. Она не раздумывая согласилась сняться у Питера Джексона из-за любви к этому режиссеру. Хотя многие отговаривали — мол, зачем ей на пике карьеры играть эпизодические роли в компании десятков актеров? Кстати, она не подозревала, что голос ее героини — королевы эльфов Галадриэль станет первым, что услышат зрители. Позже Питер Джексон снял трилогию «Хоббит», в которой этой героини не предполагалось. Но режиссер, получив от Кейт шутливое заверение, что она «свободна и не против», все-таки включил ее в эти фильмы.