В России вводится принцип регулирования, предусматривающий отмену двух норм при введении одной новой
Правительство включило в приоритетную программу контрольно-надзорной деятельности знаменитый принцип one in — two out, согласно которому при введении нового требования к предпринимателям нужно отменять два старых. Как сообщил «Известиям» министр РФ Михаил Абызов, это правило может быть принято уже осенью. Такой подход уже зарекомендовал себя в Великобритании и стал важной частью экономической программы президента США Дональда Трампа. Эксперты отмечают, что российскому правительству стоит учесть опыт других стран, чтобы избежать возможных негативных последствий при внедрении нового подхода.
Бизнес-сообщества (Российский союз промышленников и предпринимателей, «Деловая Россия», «Опора России» и Торгово-промышленная палата) в феврале направили премьер-министру Дмитрию Медведеву перечень из 25 реформ, которые предприниматели считают необходимыми для развития экономики. Минэкономразвития тогда концептуально поддержало многие из высказанных бизнесом идей. В перечне значился также пункт о внедрении принципа one in — two out, который позволит снизить административную нагрузку на бизнес и упростить его работу с госслужбами.
Реформу контроля и надзора курирует Открытое правительство. В конце апреля возглавляющий его Михаил Абызов провел очередное совещание профильной подкомиссии при Правительственной комиссии по проведению административной реформы. «Известия» ознакомились с копией протокола и содержащимися в нем поручениями.
«Минюсту России учесть результаты реализации пункта 35 «дорожной карты» при организации применения принципа one in — two out, предусмотренного пунктом 13 паспорта приоритетного проекта «Систематизация, сокращение количества и актуализация обязательных требований», включенного в приоритетную программу», — указано в перечне поручений по итогам совещания.
Михаил Абызов подтвердил «Известиям» намерение внедрить принцип one in — two out.
— Такой принцип заложен в паспорте проекта по систематизации и сокращению числа обязательных требований, — сообщил он.
Министр верит, что это правило поможет бизнесу.
— Нормативно-правовые акты, вводящие механизм one in — two out, в высокой степени готовности и должны быть приняты осенью 2017 года. Новый подход будет способствовать решению проблемы избыточных и дублирующих требований, предъявляемых к бизнесу. В результате чего нагрузка на предпринимателей со стороны контролирующих органов заметно сократится, а эффективность государственного управления и контроля повысится в разы, — подчеркнул он.
По словам Михаила Абызова, сегодня существует «накопленный багаж устаревших требований». Вместе с тем, указал он, «никакой штурмовщины, которая могла бы привести к коллапсу государственного надзора, быть не должно».
В мировой практике уже существуют успешные примеры использования этого принципа, пояснила «Известиям» юрист коллегии адвокатов «Юков и партнеры» Екатерина Баглаева. В частности, в той или иной мере его внедрили Великобритания, Канада и Австралия. Еще несколько стран его обсуждают. Лозунг one in — two out rule был включен в экономическую платформу президента США Дональда Трапа, который пообещал устранить 75% федерального регулирования для бизнеса. В своих заявлениях он неоднократно подчеркивал, что залог успеха бизнеса — это простота его ведения. В конце января Дональд Трамп подписал указ, который положил начало применению принципа one in — two out в США.
— Все начинается с принципа one in — one out, что фактически означает принцип отмены существующей на момент принятия нового регулирования нормы, которая налагает на субъект предпринимательской деятельности обязанности в размере величины издержек, налагаемых новым регулированием, — пояснила мировую практику Екатерина Баглаева. — Следующим после принципа one in — one out становится принцип one in — two out.
Положительный эффект принципа выражается в снижении административного бремени при введении нового регулирования. Впрочем, у этой идеи есть и негативные стороны, отметила юрист.
— Отрицательный эффект заключается в снижении скорости и эффективности нормотворческого процесса за счет необходимости поиска положений, отмена которых позволит покрыть вводимые в двойном размере, — отметила она. — Принцип может препятствовать потенциально выгодным правовым изменениям из-за сложностей в подборе для отмены регулирования, соответствующего величине издержек. Невозможность в короткие сроки решить эту проблему может привести к устареванию и снижению эффективности законодательства страны.
Вице-президент «Деловой России» Николай Остарков позитивно оценивает возможный эффект от внедрения правила one in — two out.
— Тот объем нормативных актов, который сегодня приходится осваивать предпринимателю, просто зашкаливает. Образно говоря, нужна функция, как в смартфоне, — закрыть все приложения, — прокомментировал он, добавив, что такой принцип также снизит дублирование законов.
В пресс-службе Минэкономразвития «Известиям» пояснили, что суть принципа «заключается в избавлении от старых норм и расчистке законодательства».
В Минюсте не ответили на запрос «Известий».