Навязанное США и проамериканским лобби в Европе отчуждение от России зашло так далеко, что разрываются даже культурные связи. Под санкции попали Чайковский, Толстой, Достоевский. Под влиянием беспримерной по масштабам антироссийской пропаганды в памяти западных политиков стираются воспоминания о том, к какой катастрофе привело политическое отторжение нашей страны от Европы перед началом Второй мировой войны. И неслучайно разговоры о возможности новой войны стали возникать с пугающей частотой.
Сколько потребуется времени, чтобы эта антироссийская истерика улеглась и можно было бы вернуться к совместному решению острейших мировых проблем? Выступая на Петербургском экономическом форуме, президент России В. Путин дал понять, что для начала европейская элита должна вернуть свой «утраченный политический суверенитет». А это процесс не быстрый. Речь может идти о десятилетии, и хорошо, если об одном...
Элита в замешательстве
И возникает вопрос: как распорядиться этим временем? Выступая в Давосе, ветеран мировой политики Генри Киссинджер напомнил, что Россия несколько столетий была неотъемлемой частью Европы и гарантом европейского баланса сил. Если навязанная Западом изоляция не будет преодолена, то роль Москвы, по мнению Киссинджера, может свестись к роли проводника китайской политики в мире. Едва ли Россия согласится с этим.
К каким инструментам прибегнет Кремль, чтобы отстоять свои права? Создаётся впечатление, что наша элита в замешательстве. Тот же петербургский форум не дал ответа на извечный русский вопрос «что делать?». Элита, привыкшая «жировать» на продаже природных ресурсов, предпочитает говорить лишь об отдалённых (лет на 30) перспективах. Даже А. Кудрин, который в последние десятилетия был соавтором многих экономических инициатив, уклоняется от роли активного игрока. Возглавляемая им Счётная палата, по его словам, больше занимается «мониторингом текущих событий», но собственного антикризисного плана не выдвигает.
В поисках новой модели
Зато неожиданную активность проявил О. Дерипаска. По его мнению, оформленному в виде публичного «манифеста», действовавшая до последнего времени модель государственного капитализма полностью себя исчерпала. Накопление «на всякий случай» резервов (за счёт продажи нефти и газа) приводит к их «омертвлению».
Что касается размещения заработанной валюты в американские облигации, то эта инициатива закончилась унизительным скандалом — замораживанием 300 млрд долл. Более того: в Вашингтоне угрожают передать их в подарок Зеленскому «на развитие Украины».
На фоне дискуссии о том, что делать, оживились российские (с остатками коммунизма в голове) консерваторы. Обсуждаются варианты «мобилизационной экономики», возврата к госрегулированию и даже национализации ряда отраслей, «украденных в 1990-е годы у народа». Впрочем, разговоры такого рода носят популистский характер и скорее преследуют цель поддержать рейтинги КПРФ.
К настоящему моменту в ходе развернувшейся в СМИ дискуссии более или менее чётко выделяются несколько идей. Стратегическую ставку предлагается сделать на развитие производства в рамках малого и среднего бизнеса. Это дало бы возможность наладить наконец производство собственных кастрюль, лопат, топоров и сократить пагубную зависимость от импорта.
Как не раздражать народ
Судя по реакции читателей на дискуссию в прессе, большой поддержкой «в народе» пользуется идея резкого уменьшения бюрократических процедур. Движение в этом направлении наблюдается. Сокращаются проверки, пресекается коррупционное давление со стороны чиновников, судебной системы и силовиков. Погоны с большими звёздами и «близость к Кремлю» уже не гарантируют защиты.
Переводя разговор на бытовой уровень, можно сказать, что людей всё больше раздражают поведение и образ жизни лиц, причисляющих себя к элите. Тем более что «праздник жизни» одних идёт на фоне повального обеднения других.
Огромные дивиденды и премии, особняки по 2 тыс. кв. м с «золотыми унитазами», роскошные виллы и яхты за границей, антиквариат и драгоценности для жён — всех примет этого «праздника» не перечесть. «Элитная Россия» обрастает 6—8-метровыми глухими заборами, отделяющими её мир от остальной живущей за покосившимся штакетником страны. Покой и безопасность этой особой породы людей обеспечивают полчища охранников.
И на фоне этих «картинок с выставки тщеславия» как-то слабо верится в озвученную у нас новую главную цель — развитие в стране людских ресурсов. Если, конечно, речь здесь не идёт о ресурсах, находящихся в руках ограниченного круга людей.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции